«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАРОДА МАРИ»
1 слайд Моя методическая тема:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАРОДА МАРИ»
2 слайд Выступление хочу начать со слов Геннадия Никандровича Волкова
«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и наций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного поколениями.
Много ценных и интересных педагогических мыслей содержится в устном творчестве народа. В памятниках народной педагогики говорится об уважении к родителям, о верности и справедливости, об уважении к труду, заботливом отношении к старым и старшим. В кратких изречениях народной мудрости, созданных много лет назад, имеются уже определённые способы и приемы обучения и воспитания, даже педагогические требования к организации обучения подрастающего поколения.
Вот почему необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми традиции и обычаи своего народа, ибо ещё Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
В стандарте дошкольного образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к «малой Родине».
3 слайд Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи: 1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям. 2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, танцы.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д. ).
В нашей дошкольной группе мы приобщаем детей к общекультурным и национально-значимым ценностям и формируем общую базовую культуру с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей детей.
Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Свою педагогическую технологию приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям я осуществляю через следующие мероприятия.
4 слайд При совместной работе с педагогами школы было проведено педагогическое совещание, где было заслушано моё выступление на тему: «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников», прошла интеллектуальная игра брейн-ринг «История и культура марийского народа», в которой участвовали все педагоги и показали свою компетентность и эрудицию по истории родного края. Я подготовила презентации по приобщению детей дошкольного возраста к краеведению: «Достопримечательности нашего района», «К 90-летию Республики Марий Эл», «Марийские подвижные игры», «День марийской письменности», «Национальные герои марийского народа», «Национальные праздники народа мари». Представила практический материал для воспитателей «Марийские народные игры».
5 слайд При работе с детьми я использую различные методы, приёмы, и формы. К таким формам относятся:
Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания. Организация и проведение занятий, тематических вечеров, посвященных истории родного края, истории своего микрорайона и истории города, знакомство с обычаями, традициями марийского народа, знакомство с животным и растительным миром Республики Марий Эл.
Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, предания).
Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
Жизнедеятельности детей в семье.
Наблюдений (экскурсии, досуги)
Образовательной работы.
Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Например: «Родной край люби и знай», «Осенние праздники», «Зимушка-зима», «День национального героя», «Масленица», и др. мероприятия, посвящённые национальным традициям марийского народа. Предварительная работа, которая предшествует таким праздникам, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять словарный запас.
6 слайд Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика. Марийские национальные костюмы и предметы быта я активно использую на фольклорных праздниках, где дети знакомятся с устным народным творчеством и декоративно - прикладным искусством. Все это создает у детей сильную мотивацию к познанию, вызывает интерес и желание узнать как можно больше. Так же в своей работе использую и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие марийского фольклора, я широко использую его в образовательном процессе: с детьми рассказываем и инсценируем марийские народные сказки «Лиса и заяц», «Кто всех сильнее?», «Кокша-богатырь» с последующей их театрализацией. Знакомлю детей с народными традициями, заучиваем с ними пословицы, поговорки, загадки, организую детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения.
Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках я предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на природные явления, присущих данному региону. Экскурсии, посещение выставок способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
7 слайд Выставки пособий, фотографий и рисунков детей и родителей на тему «Природа родного края», «Родной край – люби и знай», «Моя семья»;
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности использую марийские подвижные игры «Ястреб и гусята», «Кот и мыши», «Кто быстрее?», и другие, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
8 слайд Для приобщения детей к национальной культуре и традициям своего народа я организую предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать их доступным по содержанию материалом. В группе создан уголок по приобщению детей к родному краю, в котором представлены: альбомы с видами г. Йошкар-Ола, с историей родного края, с видами растительности и животного мира Республики, а также материал по национальному воспитанию: книги, альбомы с видами народно-прикладного искусства марийского народа, с бытом, традициями и обычаями марийского народа и прочее. 9 слайд У нас в школе создана музейная экспозиция, где экспонируются подлинные вещи народного быта, портреты марийских писателей и поэтов, история школы.
10 слайд Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое и эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, осуществляет воспитательную работу на основе традиций родной культуры, влияет на становление личности, обеспечивает активность детей на всех этапах приобщения к народным традициям. В дошкольной группе разработан план работы с родителями, где отражены все формы работы:
Привлечения родителей к посещению занятий.
Участия родителей в выставках семейного творчества.
Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье, для демонстрации на тематических выставках в дошкольной группе.
Проведения совместных прогулок и экскурсий.
Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Беседы, консультации, организация вечеров, оформление наглядной информации и т.д.
В результате системной педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, гордость за свою страну; развиваются волевые качества: умение преодолевать препятствия на пути достижения цели, осознанно выполнять требования взрослых, нормы поведения и правила этикета, в своих поступках следовать положительному примеру.
Я организовала работу краеведческого кружка «Шочмо элем» с детьми разновозрастной группы. Разработала тематику перспективного плана, которую связала с датами календаря, сезонностью, учитывая предложения, пожелания детей и родителей.
11 слайд С воспитанниками проводиться диагностика для определения уровня развития при посещении кружка «Шочмо элем».
Предлагаю посмотреть результаты диагностики:
64 % детей имеют высокий уровень развития при посещении кружка
12 слайд Процент усвоения программы кружка «Шочмо элем»
На основании проводимой диагностики, на протяжении 3 лет мои воспитанники показывают стабильный уровень развития.
Проведение кружковой работы в дошкольной группе дает четкое представление о том, что данная работа может быть положена в основу совершенствования учебно-методических комплексов по этнокультурному развитию. В результате проведения занятий кружка дети получают эмоциональный подъем и желание разговаривать на родном языке.
13 слайд Также провожу диагностику на предмет определения уровня сформированности знаний о родной деревне у детей 5-7 лет. Диагностика разработана на основе опыта работы МКДОУ №3 пгт. Даровской.
Уровни сформированности знаний о родной деревне (в баллах) у детей 5-7 лет
2009-2010 уч.г2010-2011 уч.г2011-2012 уч.г.
Высокий уровень 13 14 14
Средний уровень 8 9 12
Низкий уровень 6 7 5
Данные диагностики говорят о том, что прослеживается положительная динамика сформированности знаний детей о своей родной деревне. Уровень знаний детей об истории деревни, достопримечательностях, традициях, умение вести себя в мире взрослых и сверстников (68%). Дети стали задавать вопросы взрослым, проявляют больше самостоятельности в различных видах деятельности.
Целенаправленная работа по использованию национальных ценностей в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной группе продолжается в течение трех лет и проделанная работа имеет высокую эффективность, перспективна и поэтому имеет все предпосылки к продолжению.
14 слайд Мой опыт работы был представлен:
- на районных педагогических чтениях на тему: «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГТ», январь, 2013г,
- на районном конкурсе проектов выступила с проектом «Моя малая родина», январь 2013 года
Я публикую свои конспекты и выступления в Социальной сети работников образования.
Эффективность моей работы связана с тем, что представленная система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям марийского народа имеет положительный результат, когда не только дети, но и сами взрослые, родители и педагоги, оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
В старину у марийцев был традиционный обычай: уезжающий из деревни куда - то в далекую сторону на прощание складывал свою заветную песню. Какую песню сложим мы для своих детей, будет зависеть только от нас, от нашего умения организовать их жизнь в соответствии с лучшими традициями предков.
15 слайд Спасибо за внимание! Тау!
В межаттестационный период я проанализировала следующие материалы: «Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста» С.Н.Федоровой, «Использование марийских игр в детском саду» Г.В. Васеевой, «Ознакомление дошкольников с природой марийского края» Л.С. Ильиной, «Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании» Л.М.Захаровой, «Занятия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения» С.Н.Федоровой, и др. После изучения литературы, я решила найти наиболее приемлемые формы работы с детьми по краеведению, в соответствии с ФГТ.