Выступление на интернет-педсовете Выступление всера, сегодня, завтра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54 города Орска»
Воспитание; вчера, сегодня, завтра.
Есенжолова Эльвира Сериковна
Учитель русского языка и
литературы, старшая вожатая
МОАУ «Средняя общеобразовательная
школа №54 г. Орска»
Воспитание – это целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств.
Воспитанием ребёнка занимаются с самого его рождения. Воспитывают родители, родственники, воспитатели, учителя. Но в зависимости от времени, государственной системы воспитание меняется.
Мы будем говорить о воспитании в школе. В 20-30е г. В Советском союзе школы строили учебно-воспитательную работу на основе участия школьников в сельскохозяйственном производстве, самообслуживания в быту, учении и труде, осуществляли связь с окружающим социумом.
В 50-80е г. был провозглашён принцип единства воспитания и обучения, но школьное воспитание оказалось не у дел, в нём отразились многие отрицательные стороны тоталитарной политики государства. Воспитательная функция школы оказалось вытесненной обучающими, академическими задачами.
Даже технология коллективного воспитания с современных позиций может быть названа «жёсткой», так как наблюдается приоритет общественного над личным, рассмотрение личности как средство достижения общественных целей. Однако многие её стороны не потеряли актуальности и продолжают работать: высокая ответственность, дисциплинированность, гражданские качества, чувство коллективизма.
Целевые ориентации того времени:
Формирование коллектива
Главный итог воспитания – общественная направленность личности
Воспитание нового человека – строителя коммунизма
Воспитание для общего счастья и общей борьбы.
Большим плюсом в школьном воспитании того времени была работа Всесоюзной пионерской организации.
Пионерской организации принадлежала ведущая роль во всей жизни ученического коллектива начальной и восьмилетней школы. Пионеры широко и всесторонне развивали самодеятельность в общественно полезном труде, играх, соревнованиях и руководстве детским коллективом.
В наше время опять работают пионерские организации, но в них уже нет той политизированности.
В конце 80-х в начале 90-х г. воспитание в школе запутанное. Учителя воспитаны на старых принципах, а в стране происходят перемены. Время было тяжёлое, перестройка, забастовки, резкое перечёркивание прошлых тенденций. Прекратила своё существование Детская общественная организация. Перестали работать многие домовые клубы. В России происходит наплыв «зарубежных нововведений».
Растёт число преступности, наркомании.
Перемены, произошедшие в 90 г. привели к переосмысливанию социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы.
Современная школьная воспитательная система – это единство целей, субъекта, деятельности, среды и управления.
Целевые ориентации современного воспитания:
Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоко нравственной, образованной личности
Разностороннее развитие личности
Создание условий для самореализации личности
Всё это достигается путём:
Включения учащихся в различного рода творческую деятельность
Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования
Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремёслам
Приобщение детей к волонтёрской работе и социальному проектированию
Формирование ЗОЖ
Организация культурно-досуговой деятельности
Сейчас плодотворно работают детские общественные организации, которые не похожи друг на друга, но подчинены одной главной воспитательной цели.
Появление школьного самоуправления позволило детям научиться самостоятельности, управлению, находить решения проблем.
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» были озвучены цели социализации школьников, на основе компетентностного подхода:
Научиться учиться;
Научиться жить;
Научиться жить вместе;
Научиться работать и зарабатывать.
Эти цели для современных школ в большинстве своём перспективны, и они
цели станут воспитательными в будущем.
Мы сравнили воспитание в российской школе в целом. Но сам субъект воспитания (ребёнок) также менялся. Педагоги, проработавшие много лет, говорят о том, что дети очень сильно изменились. Стали более агрессивными, нервными, но, тем не менее, они – наше будущее. Какое время – такие и дети. И сколько бы времени не прошло. И в 10, и 20, и в 21 веках основная цель; воспитать хорошего человека. Меняются государственные системы, методы, средства, программы, но не меняется желание родителей, педагогов, общества сделать из ребёнка хорошего, доброго, порядочного человека.
15