Интеллектуальная игра по русскому языку Мой верный друг, язык мой русский ( 3 класс)
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Тема: «Мой верный друг, язык мой русский»
Цель:формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом.
Задачи:
Расширять познавательный интерес к изучению русского языка;
Развивать память, внимание, логическое мышление, проявление смекалки;
Воспитывать интерес к знаниям.
Оборудование: три дорожки, ордена Шелкового Умника, таблицы с понятиями.
Ход занятия
Ведущий: Хорошо живётся только тем, кто умеет скуку отогнать,
Кто с раскрытою душой принесёт задор весь свой.
И сегодня здесь, друзья, свела нас очень интересная игра.(Слайд 1)
-Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру «Умники и умницы». Чему посвящена игра, узнаем, отгадав кроссворд. .(Слайд 2)
1 при с т а в к а
2 б у к в а
3 т е к с т
4 с и н о н и м ы
5 к о ре н ь
6 с у ф ф и к с
7 т в ё рдый
8 я з ы к
1.Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
2.Значок - обозначение звуков на письме(буква)
3.Два или несколько предложений, связанных по смыслу (текст)
4. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (синонимы)
5.Общая часть родственных, или однокоренных слов(корень)
6. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.(суффикс)
7. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твёрдый знак)
8. Он и поит, и кормит. Он и до Киева доводит.(язык)
-Итак, наша игра посвящена русскому языку. Сегодня он не до Киева доведёт одного из Вас, а до победы. Наша игра «Умники и Умницы» поможет освежить и вспомнить знания, полученные вами на уроках русского языка. Мы сегодня сможем определить самого внимательного, грамотного, самого умного ученика в области русского языка. (Слайд 3) Побеждает тот, кто много знает. Пусть данное высказывание будет девизом нашей игры.
Итак, гость сегодня - его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, стихи о русском языке.
Щедрое народное наследство-Я люблю красивый наш язык,Ведь на русском говорю я с детства,Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.(Сколько новых дел, событий, чувств!)Мысль свою на русском выражая,Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без переводаРусские хорошие словаВ речь и душу каждого народаНа правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,Я со всей Вселенною знаком-Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком.
Наш язык - язык труда и света,Он широк, и ясен, и велик.Слушает с волнением планетаПушкина бессмертного язык
Ведущий: А теперь послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке, записанные на карточках.
Ученик 1. (Слайд 4) Александр Сергеевич Пушкин с благоговеньем относился к родному языку. По его мнению, «русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Ученик 2.«Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»
Ученик 4 .Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предшественниками».
Ведущий: А теперь приступаем непосредственно к нашей игре. Игра состоит из двух туров: отборочного и основного. (Слайд 5) В отборочном туре мы определим агонистов – слово агон греческое, означает соревнование. Во время основного тура, если агонисты не смогут дать ответа на вопрос, это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовём теоретиками. Это слово произошло от слова «цеория» - праздник, зрелище. За верный ответ теоретик получает орден шёлкового умника. А оценивать правильность ваших ответов будут члены научной комиссии - археопаг. Представляется археопагОтборочный тур
Ведущий: Для того чтобы определить первую тройку игроков, проведём отборочный тур.
Вопросы отборочного тура:
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное) 2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы) 3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс) 4. Часть слова без окончания. (Основа) 5. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное) 6. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика) 7. Сколько букв в русском алфавите? (33) 8.Сколько гласных звуков? (6) 9.Что не входит в основу слова? (окончание) 10.Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое) 11.Какая десятая буква в алфавите? (И) 12.Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя) 13.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык) 14.Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь) 15.Сколько звуков в слове ЕЛЬ? 3 16.Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)
Ведущий: Итак, тройка игроков определена, начинаем Агон. Нужно выбрать вам дорожки, а кому представится такое право первым нам покажет конкурс.
1 конкурс «Найди ошибку» (Раздаются на листочках слова, в которых надо найти ошибки. Время, которое отводится на выполнение, 1 минута). Слова: народ, дорошка, зирно, зима, лесной, морковка, мяхкий, робкий, озиро, синеть, ноч, чудеса, жыть, долёкий, морской, слиды, весной.Конкурс «Красноречие – высказывание о русском языке. Ваше высказывание не должно превышать 30 секунд, но оно должно быть убедительно. Объявление результатов жюри (комментируют).
Агонисты выбирают дорожку: Дорожка красная – самый быстрый способ попасть в финал, но на ней нельзя ошибаться. На жёлтой дорожке можно допустить ошибку один раз. А вот на зелёной разрешается неверно ответить дважды.
Основной тур- 1 агон(Слайд 6) Вопрос №1 для зеленой дорожки - Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами.
Очень быстро (бежать) – сломя голову, очень тесно – как сельди в банке, очень темно – хоть глаз коли, очень мало – кот наплакал.
(Слайд 7) Вопрос №1для желтой дорожки- Как называются части, на которые можно разбить слово?(слоги)
(Слайд 8) Вопрос №1 для красной дорожки- Как при помощи только одной буквы и только одной цифры сказать о маме, папе, о себе, о брате и сестре и притом одним словом обо всех сразу? (7-я, семья)
2 агон(Слайд 9) Вопрос №2 для зеленой дорожки- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
(Слайд 10) Вопрос №2 для желтой дорожки- С помощью каких частей слова образуются новые слова?(приставка, суффикс)
(Слайд 11) Вопрос №2 для красной дорожки- В каком из приведенных слов все согласные твердые? Мел, лось, может, слива, конь. (Может.)
3 агон (Слайд 12) Вопрос №3 для зеленой дорожки- Найти слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласного звука: Письмо, пальто, осенью, осень, братья, сын, полено, мальчик, варенье, окунь.
(Слайд 13) Вопрос №3 для желтой дорожки- Какая буква в русском языке находится всегда под ударением? (Буква ё.)
4 агон(Слайд 14) Вопрос №4 для зеленой дорожки- Выбери из предложенных слов предлоги : Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.Ведущий: Слово предоставляется археопагу (называют победителя)
И вот пришёл прощанья час, игра закончилась у нас. Мы все надеемся, что с ней ты стал немножечко умней.
Разминка для теоретиков «Закончите фразеологизмы»
Не долго... (думая); Изо дня ... (в день); Ни жив... (ни мертв); Ломать ... (голову); До поры ... (до времени); От нечего ... (делать); С горем ... (пополам); Спустя .. (рукава); Как снег ...(на голову); Медвежья ... (услуга); Кто в лес ... (кто по дрова); Зарубить ... (на носу); Утереть ... (нос); Прикусить ...(язык); Волчий ... (аппетит); С минуты ...(на минуту); Тише воды... (ниже травы)
Минутка для теоретиков Быстро-быстро отвечайте, слово во множественное число ставьте: Нога - … (ноги), Рука - … (руки), Дуга - … (дуги), Мука - … (нет мн.числа). Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа. Продолжаем дальше: Ведро - … (вёдра), Бедро - … (бёдра), Метро - … (нет мн.числа), День - … (дни), Пень - … (пни), Лень - … (нет мн.числа), Цыплёнок - … (цыплята), Козлёнок - … (козлята), Бочонок - … (бочонки)
Вопросы для теоретиков.
1.Что без меня предметы?
лишь названья!
Но я приду - всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб растёт, (глагол)
2. Всему название дано -
и зверю, и предмету,
вещей вокруг полным-полно,
а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами! (имя сущ.)
3. Художницу эту знает весь свет,
раскрасит художница всякий предмет,
ответит всегда на вопросы такие:
какой и какая, какое, какие! (имя прилаг.)
Литература:
Холодова, О.А. Юным умникам и умницам Методическое пособие для 3 класса / О.А. Холодова.- М.: РОСТ, 2013