Интегрированный урок русского и казахского языка с использованием ТРКМ
Тема урока: Интегрированный урок русского и казахского языка с использованием ТРКМ
Весенняя лексика при изучении темы «Глагол»
Класс: 5 «А»
Учителя: Альдикенова Ш.С., Загипарова Г.А.
Цель урока: систематизировать и повторить знания учащихся о глаголе как части речи; обогатить словарный запас по русскому и казахскому языкам; развивать читательскую грамотность
Задачи урока: 1. формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки;
2. развитие умения работать в группе, в команде, а также умения сравнивать, анализировать, систематизировать материал в кластер.
3. воспитание языковой культуры и толерантного отношения друг к другу.
Оборудование: учебники, информационные листы, интерактивная доска, сообщения учащихся, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент. Сәлеметсіздер ме,құрметті қонақтар,балалар!Балалар көңіл-күйлерің қалай?Балалар бір-бірімізге жылы лебіздерімізбен қарап сабақты бастайық:
Арайланып таң атты .
Алтын сәуле таратты .
Жарқырайды күніміз.
Жайнай түсті даламыз.
Қайырлы таң балалар!
Қайырлы таң апайлар!
Біз бақытты баламыз!
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть, у нас сегодня гости, мы тоже рады им! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне и всем гостям и будем готовы к совместной творческой работе!
Сообщение темы и цели урока- запись в тетрадь. Слайд № 1
Стадия вызова. Мозговой штурм. Корзина идей.
- Что такое глагол? Какие слова, определения вы могли бы сказать, характеризуя глагол?
- Вы можете высказывать различные идеи, мнения, если даже они будут ошибочными. Всё складываем в корзину идей.
Слайд № 2 – Эпиграф урока: «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова»,- писал русский лингвист Николай Греч.
Учитель: «Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала много веков назад. Они расскажут нам много интересного о части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться».
1 ученик: «На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды)».
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. В русском языке 40 % слов существительные, 35%-глаголы.
2 ученик:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
Глагол – это весенняя часть речи,Она заставит действовать нас всех,Читать, писать, играть – и обеспечитВ конце урока непременно наш успех.
Умственная аэробика (зарядка для мозгов) «Көктем»
Слайд № 3
Ой қозғау.Жылда неше мезгіл бар?Қазір жылдың қай мезгілі?Көктем айларын ата?Қазір қай ай?Бүгін сәуірдің нешесі?-Сәуір-көктемнің жалғасы. Балалар,көктемде қандай мерекелер тойланады?(Наурыз мерекесі,8 Наурыз,1 Мамыр,9 Мамыр-Жеңіс күні).
Смысловая стадия. Работа с информационными листами
Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация (Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации). Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
Слайд № 4
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“?” — Вопрос.
Информационный текст:
1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.
2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать). 2) Непостоянные признаки
а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.
7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…
9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь…
- Ребята, а теперь проверим как вы справились с заданием. Что вы отметили знаком «!» (я это знал), а знаком «+» (новое для вас) и знаком вопроса (это материал следующих наших уроков по этой теме).
- А теперь, ребята, в группах составьте кластер по теме «Глагол», чтобы информация отложилась в памяти и так, чтобы кластер был полный и содержательный. Советуйтесь друг с другом, учитывайте мнение друг друга.
3. Составление и защита кластера по группам.
Стадия закрепления.
1 группа
Задание: прочитайте текст, определите основную мысль текста, озаглавьте его. Выпишите из текста слова, сочетания слов, которые обозначают звуки. Что это за часть речи? Определите вид глаголов.
В каждое время года звучит своя музыка. Свет померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
(Д.Зуев)
2 группа.
Задание: прочитайте текст, определите основную мысль текста, озаглавьте его. Выпишите из текста слова, сочетания слов, которые доказывают, что наступление весны можно и в самом деле услышать. «Озвучьте» весенний день, определите вид глаголов.
Слышите?
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут… Всё громче, всё радостнее музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!
Летите, мои серебряные кони,- эгей, эгей!
Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать.
( Э. Шин)
3 группа
Ой қозғау. Сөзжұмбақ.
1.Көктемде не ұзарады?
2.Бақта не өседі?
3. Жаздан кейін қай жыл мезгілі.Оқу жылы қай мезгілде басталады?
4. Құс.
5. Сәуір айы тағы қалай аталады?
6. Көктем мезгілінің соңғы айы.
Тесты по теме «Глагол». Учащиеся работают самостоятельно.
Стадия рефлексии (размышление) Слайд № 8
1) Я узнал, что …
2) Сегодня на уроке мы повторили…
3) Своей работой на уроке я …
4) Лучше всех на уроке работал(а)…
5) Урок сегодня был…
Подведение итогов
Учитель: Какое, ребята, у вас настроение в конце урока?
А сейчас прошу вас поставить отметку за урок классу, своей группе, себе при помощи стикеров. Приклейте стикеры на доску.
«5»- красный
«4»- зеленый
«3»- желтый
Выставление и комментирование оценок
Домашнее задание:
Выучить материал по кластеру и по учебнику с. 222.
Написать мини – сочинение «Көктемде»