Исследовательская работа на тему: Особенности изучения английского языка с помощью компьютера и интернета”
МБОУ Грузиновская СОШ
Исследовательская работа
на тему:
" Особенности изучения английского языка с помощью компьютера и интернета”
Выполнила: Левшина Ольга ,
ученица 11 класса МБОУ Грузиновская СОШ
Руководитель: Петрова Анна Вячеславовна,
учитель английского языка
х.Грузинов,
2013-2014
Оглавление
Введение....3
Глава 1.Теоретическая часть. Современные технологии в обучении
и повседневной жизни
1.1Роль компьютера в нашей жизни.....4
1.2 Использование компьютеров на уроках английского языка...5
1.3 Возможности Интернета в изучении языков.8
1.4 Отрицательное воздействие компьютера и Интернета ...10
Глава 2. Практическая часть. Исследование особенностей изучения английского языка с помощью компьютера и интернета
2.1 Методика проведения исследования .....14
2.2 Результаты анкетирования учащихся.......15
2.3. Анализ развивающих сайтов Интернета......19
Заключение..28
Литература..30
Приложение...........................................32
Введение
Актуальность темы нашего исследования: «Особенности изучения английского языка с помощью компьютера и интернета» обусловлена необходимостью применения новых информационных технологий и недостаточной изученностью языковых программ. Материалы нашей работы могут помочь учителю и учащимся при изучении различных тем применить электронные учебники, библиотеки, галереи, возможности мультимедийных технологий, собранных в ходе нашего исследования. Каждый, кто когда - либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это изобретение по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер - это наиболее подходящий помощник в обучении языку, целью которого является общение.
Данная работа может быть интересна не только сегодняшним учащимся, но и многим пользователям компьютера и Интернета, желающим расширить свои языковые знания.
Цель исследования: выявить существующие сегодня особенности компьютерного изучения языка
Задачи :
1. раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в овладении английским языком;
2. cоставить перечень компьютерных программ и сайтов в Интернете
3. путём опроса выявить мнения учащихся школ к использованию компьютера на уроках и дома.
Предметом исследования является компьютерное изучение английского языка, а объектом анализ обучающих программ и сайтов в интернете.
Гипотеза: «Если Интернет хорошо влияет на процесс обучения учеников, то его можно внедрить в учебную программу, в конечном итоге это позволит ускорить процесс обучения»
В работе были использованы методы:
поисковый, направленный на подбор программ и сайтов по изучению языка;
анкетирование, для выяснения эффективных форм самостоятельной работы учащихся с компьютером
Глава1.Современные технологии в обучении и повседневной жизни
1.1. Роль компьютеров в нашей жизни
Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь, но только в последнее время их начали так усиленно использовать во многих отраслях человеческой жизни. Они кардинально поменяли мир и возможности людей. Ещё десять лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь самих обитателей дома. Компьютер гораздо облегчил нашу жизнь. Иногда мы уже не представляем себе нашу жизнь без него.
Персональный компьютер можно использовать и для отдыха и для работы. С его помощью можно просматривать видео, работать с документами, обрабатывать фото и видеофайлы, играть в игры и использовать в качестве развлекательного центра.
Что бы вы ни делали – рисовали, писали, считали, играли – компьютер послушно выполняет ваши команды. Он обладает высокой скоростью, не устает, хранит большие объемы информации. Компьютер получает информацию, обрабатывает ее и выводит результат. Но самый главный плюс техники даже не в этом.
В наше время, когда каждая минута на счету, техника подобного плана существенно расширяет горизонты. Оборудованная сетевой картой для выхода в интернет, персональная техника подобного плана дает возможность доступа к любой информации. С его помощью можно в течение нескольких секунд перевести или получить денежные средства, найти нужного человека, поговорить по видеосвязи со знакомыми или устроить видеоконференцию в офисе.
С помощью ПК также можно обустроить рабочее место у себя дома, чем довольно успешно пользуются многие работники. В любом случае, наличие ПК – это всегда престижно, удобно и без него многие просто не могут обходиться. А уж о том, какое значение имеют компьютеры на производстве, в научной отрасли и быту, и говорить не приходится.
С чем бы мы не сталкивались в повседневной жизни, все работает на базе ПК. Банковские системы, торговые сети, сфера образования, науки и развития технологий, медицина, промышленность, да и любая другая сфера, так или иначе касающаяся нашей жизни, для обеспечения своей работоспособности использует компьютер.
Благодаря компьютерным системам человечество получило возможность автоматизировать большинство процессов и сделало большой скачек вперед. Поэтому важность, которую компьютеры имеют в нашей жизни, сложно недооценивать.
Среди сетей наибольшей популярностью пользуется сеть Интернет. С ее помощью передается большое количество технических документов, журнальных статей, деловых писем, стихотворений и прозы, медицинских заключений, мнений и взглядов, научных докладов, игр и шуток, словом, все, что можно преобразовать в компьютерную информацию и переслать по каналам связи. При этом вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка.
1.2. Использование компьютеров на уроках иностранного языка
Эффективную помощь учителю на уроках английского языка оказывает использование компьютерных технологий. Использование компьютера повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор, дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. При работе с использованием компьютеров это не исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – «изображения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках
Неоценимую помощь в изучении различных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий позволяют ученику окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре и узнать многое из посещений, что пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся
Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывают учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию.
Программа «Bridge to English» имеет ряд необходимых справочников: англо-русский словарь, грамматический и фонетический справочники. Упражнения в этой программе подобраны так, что они вызывают у учащегося желание узнать, «что же будет дальше», а также сколько баллов он наберет за выполнение упражнения и какую оценку ему поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное упражнение компьютер громко объявляет оценку: «excellent» или «very good», «good», «not bad», «bad».
Очень прост в использовании и понятен мультимедийный учебник «English Course». В нем имеется огромный выбор диалогов на разные темы, например, «Еда», «Магазины», «Футбол», «На дискотеке» и т.д. Он скорее предназначен для индивидуальных занятий – для желающих быстрее научиться основам разговорного английского языка.
Тексты для аудирования на страноведческие темы в средних и старших классах можно использовать из мультимедийного учебника «Английский базовый курс», в котором около 60 текстов на разные темы по культуре и быту Великобритании, истории и США. Тексты эти довольно интересные и содержательные.
Очень богаты яркими ролевыми играми, фильмами, и текстами мультимедийные программы «Oxford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству».Они нравятся взрослым и детям. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Всем известно об обучающих возможностях игр. Наряду с устными играми, можно использовать также мультимедийный курс «Учим английский язык». Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношения. Все игры сопровождаются красочными картинками.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, мы бы хотели подчеркнуть, что компьютер не сможет заменить учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, способствующим повышению качества обучения и эффективности контроля. Использование компьютера на уроках очень актуально.
1.3. Возможности Интернета в изучении языков
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих ИЯ.
Для того, чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:
- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над темой урока;
- для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- для самостоятельной подготовки к ЕГЭ;
Наиболее полно возможности Интернет раскрываются при использовании его непосредственно в школьной аудитории. Идеальным условием для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету.
Самое простое применение Интернета – это использование его как источника дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других
источников. Например, сайт http://www.inopressa.ru. На этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о России из иностранных газет.
Большой интерес вызывают Интернет – проекты, которые придают уроку большой динамизм, меняет его временные рамки.
Существуют два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail проекты.
В общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задания, для выполнения которых им необходимо найти информацию в Интернете и предоставляют затем результат своего поиска.
E-mail проекты. Примером более крупного и действующего проекта
является совместная игра в Интернете. Для этого проекта не надо придумывать тему, искать партнеров, разрабатывать график его выполнения.
Преподавателю нужно подать заявку, указать возраст, языковой уровень своей группы и возможные сроки проведения игры.
С помощью Интернет-ресурсов удобно выполнять задания по аудированию. Детям предоставляется уникальная возможность не только слышать аутентичную английскую речь, но и просматривать интересные иллюстрации, клипы, фильмы, что облегчает запоминание услышанных слов, фраз, речевых ситуаций. Такие тренинги позволяют впоследствии без особых затруднений самостоятельно выполнять задания на отработку прослушанной информации.
Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области ИЯ. Для этого в сетях существует множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя.
Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира, - дополнительная очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. Пока данный вид применения языка недостаточно изучен, но это лишь вопрос времени. В ходе дискуссий, бесед, идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но и знакомство с какими – то элементами другой культуры.
Система обучения языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Необходимо научить школьников уважать проявления этой культуры, т.е. быть способными к межкультурному взаимодействию. Разумеется, частично эта задача решается с помощью отбора содержания в учебники, учебные пособия. Но подлинного, знакомства все-таки не происходит.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя
материалы сети разной степени сложности (http://www.washingtonpost.com/,http://cnn.com/world, http://www.abcnews.go.com/index.html,http://www.bbc.co.uk/worldservice, http://www.washtimes.com/);
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html);
в) совершенствовать умения монологического и диалогического
высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или
письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов,
сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,
лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап
развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
е) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя
речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях
общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
1.4 Отрицательное воздействие компьютера и Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Бурное развитие Интернета несет существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент, с которым могут соприкоснуться дети и подростки. Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к ряду проблем:
-киберзависимости;
- заражению вредоносными программами при скачивании файлов;
-нарушению нормального развития.
Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- стресс при потере информации.
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к гипертонии и ожирению.
Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере я рекомендую упражнения, заимствованные из йоги. Их нужно повторить 5 раз.(Приложение 4)
Глава 2. Исследование особенностей изучения английского языка с помощью компьютера и интернета
2.1. Методика исследования
Теоретическое положение, изложенное в предыдущей главе данной работы, были проведены нами на практике. Опытно-практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий. Задачи и используемые методы представлены в таблице 1.
Таблица 1 Логика организации опытно - практической работы ( ОПР)
№
Название этапа
Задачи этапа
Основные методы исследования
1
Организационный этап
( октябрь – декабрь)
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Построение исследовательского аппарата (объекта, предмета, целей, задач, гипотезы).
3. Изучение опыта работы.
4. Определение стратегии исследования.
1. Поисковый или теоретический анализ литературы по проблеме исследования
2. Собеседование с учителями и учащимися.
3. Обобщение.
2
Практический этап
(ноябрь-декабрь)
1. Уточнение аппарата исследования.
2. Проведение ОПР.
1. Систематизация и обобщение теоретического наследия по проблеме исследования.
2. Адаптация методик исследования.
3. Анкетирование.
4. Оценивание.
3
Обобщающий этап
(январь-февраль)
2. Построение доказательства гипотезы.
3. Оформление результатов ОПР.
1. Анализ.
2. Синтез.
3.Интерпретация.
В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 1), т. к. он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике одной взятой школы в общем виде.
Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогики, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов (В.Г. Рындак).
Цель проведения анкеты – определить роль компьютерных технологий в изучении иностранного языка.
2.2. Анализ результатов опроса
В контрольную группу входило 27 учеников 9-11 классов средней общеобразовательной школы МБОУ Грузиновская СОШ. Результаты опроса помещены в таблицу 2.
Таблица 2 Результаты анкетирования.
№
Вопросы и варианты ответов.
Классы
9
10
11
1
1. Что для тебя компьютеры в обучении английскому языку:
а) получение информации;
б) источник наслаждения;
в) учеба?
69,4%
26,7%
2%
47,7%
45,7%
6,7%
66,2%
22,7%
13,1%
2
2. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь:
а) образовательные;
б)контролирующие;
в) игровые?
40%
12,3%
47,7%
38%
7,7%
54,3%
49,8%
20,7%
29,4%
3
3.Делают ли компьютеры иностранный язык интересным: а) да;
б) зависит от вида компьютерных программ;
в) нет?
54,3%
38%
7,7%
52,3%
45,7%
2%
61,9%
31,4%
6,7%
4
4.Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса иностранного языка:
а) да;
б) зависит от вида компьютерных программ;
в) нет?
47,7%
31,3%
21%
62%
33,3%
4,7%
48,8%
38,1%
13,1%
5
5.Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики ностранного языка:
а) да;
б) иногда;
в) нет?
43%
39%
18%
62%
31,3%
5,7%
45,5%
38,1%
12,1%
Как показало анкетирование, использование компьютерных технологий, это не только источник наслаждения, но в первую очередь, это способ получения информации. В 9-х классах (69,4%), в 10-х классах (47,7%) и в 11 классе (66,2%). При выборе компьютерных программ, 9-10 отдают предпочтение все же игровым компьютерным программам (47,7%), (54,3%). 11-классники предпочитают образовательные компьютерные программы (49,8%). Использование компьютерных технологий на уроке повышает интерес к изучению иностранного языка (54,3%), (52,3%), (61,9%), обогащает словарный запас (47,7%), (62%), (48,8%), помогает в изучении грамматики (43%), (62%), (45,5%).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В нашей школе большее количество учителей и, соответственно, учеников, владеют компьютерной грамотностью. Среди учащихся есть пользователи довольно хорошего уровня. Это значит, что ребята могут не только играть в различные компьютерные игры, но и имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации, проекты к урокам.
2.3. Анализ развивающих сайтов Интернета
Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного
приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют развивающие сайты, какую пользу они могут принести, я выявила в Интернете следующие официальные образовательные сайты:
1. - America’s homepage. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев.
2. Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html можно выбрать один из семи языков – английский.
3. MEDIA LINKS (), к которым есть ссылки ко множеству изданий.
4. В школьной программе есть тема «Друг по переписке», и я узнала , что найти партнеров по переписке можно по следующему алгоритму: обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch listserv@cunyvm.cuny.edu/ listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
5. Сайт «Виртуальная реальность»() - это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.
И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в классе сейчас набирают ход. Т.е., путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.
6. Cайт City Net () делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с ее особенностями.
Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или
гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.
7. Сайт Metro Link (Метро http://www.subwaynavigator.com) - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.
Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по Берлину, можно отправиться со станции метро Шарлоттенхоф и ехать до остановки Площадь Розентхальтер. Программа определяет, что на это потребуется примерно 50 минут, показывает, какие станции будут на пути и к каким достопримечательностям можно попасть, если выйти там в город. Именно по этому маршруту можно попасть в Шарлоттенбургский дворец и в Египетский музей, в Грюневальд для тех, кто любит лес, и в Зоопарк. Отчет может иметь форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним станции метро.
8. Сайт WILD-e () предлагает к рассмотрению аспекты овладения и проблемы профессии педагога, преподающего иностранный язык. Здесь можно прочитать актуальные высказывания и поделиться при желании своими, исследовать мир метафор, дать свои варианты ответов в рубрике “Скажи, почему?” (Can you tell me why?) на интересующие всех вопросы, как “Почему к написанию теоретических трактатов по педагогике допускают людей, не имеющих ничего общего с практикой преподавания?” (“Why are there so many things about teaching and educational administration that are so pointless and stupid?”), поделиться опытом последнего урока и т.д.
9. The Washington Post ()
Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она
представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основным положениями в них обсуждаемыми. Как любое издание периодической печати, web- газеты разделены на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace).
В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета
является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для классной работы является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу “сегодняшние журналисты” (“Today’s Columnists”), где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-
связь с главным действующим лицом статьи.
10. BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляют
возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.
ABC News (http://www.abcnews.go.com/index.html) сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.
12. CNN World News (http://cnn.com/WORLD) также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK). The New York Times помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.
Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать
статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду,
культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.
13. THE YOUNG VOICES OF THE WORLD() - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.
14. Авторы статьи Language Learning Activities for the World Wide Web
отмечают огромные возможности WWW по использованию и созданию дву-языковых страничек, обеспечивая оптимальные результаты интеграции Интернет в процесс урока для обеих участвующих сторон (класс, изучающий английский в России и класс, изучающий русский в США или Англии). Вот лишь некоторые из возможных обсуждаемых тем: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты и поговорки, высказывания, анекдоты и загадки, местные рецепты, меню, средства народной медицины, фольклор, спорт, школа и ее проблемы и т.д.
Учащимся должен показаться увлекательным и значимым процесс создания своей странички.
Но кроме перечисленных сайтов нами обнаружены множество сайтов, занимающихся образовательными услугами по изучению иностранного языка. Очень трудно установить их качество.
Заключение
На основе проведённого исследования, можно сделать следующие выводы: Исследование показало: использование компьютерных технологий, это не только источник наслаждения, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ, 9-11 классы отдают предпочтение не игровым, а предпочитают образовательные компьютерные программы. Это значит, что ребята имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации.
Кроме того нами составлен анализ образовательных сайтов Интернета.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,
обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это прежде всего связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет - технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для
обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Доказательна и уместна гипотеза: «Если Интернет хорошо влияет на процесс обучения учеников, то его можно внедрить в учебную программу, в конечном итоге это позволит ускорить процесс обучения», но ни в коем случае не заменит живого общения учителя и ученика.
Кибернетическое пространство содержит огромный культурный и
дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Однако для оптимального и эффективного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебный целях требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.
Таким образом, в настоящее время компьютеры играют важную роль в изучении английского языка, так как существует интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. А желание школьников использовать на всех урока компьютеры, в скором будущем воплотятся в жизнь.
Литература.
1.Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - M.: Просвещение, 1988.
2.Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник - основа новой
информационно-педагогической технологии. // Педагогика. - 1995. - №6.
3.Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах. // Библиотека.
1998. - №1,3.
4. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в
открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в
образовании. - Рязань, 1998.
5. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения
иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.
// ИЯШ. - 1998. - №1.
6. Клейман Г.Б. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения, - M.:
Радиосвязь, 1987.
7.Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
8.Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
9.Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
10.Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
11.Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
12.Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
13.Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
14.Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
15.Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
16.Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
17.Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.
18.Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.
19. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
20.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3
2000 г.
21.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - M.:
Просвещение, 1991.
22.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.
23.Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1991. -
№6.
24.Богданова Д.А. Телекоммуникации - в школе. // Информатика и образование.
- 1997. - №2.
25. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ - 2003. – № 1.
26. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2006. - № 5-7.
27. Лоскутова Г.В. О компьютере по-английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В Лоскутова, Ю.В. Масленникова – СПб.: КАРО, 2004. – 192с.
28. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ - 2007. - № 6.
29.Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
30.Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
Приложение 1
Анкета для учащихся 9 – 11 классов
№
Вопросы и варианты ответов.
Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов.
1
1. Что для тебя компьютеры в обучении иностранному языку: а) получение информации;
б) источник удовольствия;
в) учеба?
2
2. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь:
а) обучающие;
б)контролирующие;
в) игровые?
3
3.Делают ли компьютеры иностранный язык интересным: а) да;
б) зависит от вида компьютерных программ;
в) нет?
4
4.Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса иностранного языка:
а) да;
б) зависит от вида компьютерных программ;
в) нет?
5
5.Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики иностранного языка:
а) да;
б) иногда;
в) нет?
Приложение 2
Банк данных развивающих сайтов.
1. http://schmooze.hunter.cuny.edu:8888/
2. http://www.flash.net/~cssmith1/vr.htm
3. http://www.city.net/
4. http://www.subwaynavigator.com
5. http://www.wild-e.org/
6. http://www.infospace.com/info.USA/
7. http://www1.fukuimed.fc.jp/kuzuryu/
8. listserv@cunyvm.cuny.edu/
9. http://www.iecc.org
10. http://edvista.com/claire /llinc.html
11. http://www.otan.dni.us/webfarm/emailproject/email.htm
12. project@hila.hut.fi
13. http://www.hut.fi/~rvilmi/Project/IW/
14. iearn@igc.apc.org
15. fred@acme.fred.org
16. jw53@umail.umd.edu
17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18. http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html/
19. http://www.mediainfo.com/emedia/
20. http://www.washingtonpost.com/
21. http://www.bbc.co.uk/worldserviice
22. hhtp://www.abcnews.go.com/index.html
23. http://cnn/WORLD
Приложение 3
Базой для обогащения методической копилки послужили интересные и полезные источники:
http://www.spotlightonrussia.ru
http://www.centercom.ru
http://www.homeenglish.ru
http://www.ourkids.ru
http://www.englishforkids.ru
http://www.glc.me.uk
http://english4u.com.ua/index.php
http://www.learningplanet.com
http://www.netrover.com
http://www.penfriends.com.
http://www.golivewire.com
http://www.learn-english.ru
http://www.alleng.ru
http://www.rusedu.ru
http://www.detskiy-mir.net
Приложение 4
Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:
1. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).
2. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения ( «стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).
3. Вместе с глубоким (и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.
4. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
° 1
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·C
·Ђ
·
·
·
·I
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·З
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ґ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·У
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·’
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·^
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ґ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·л
·@
·Ђ
·°
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·a
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·C
·Ђ
·
·
·
·@
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·° Ѓ
·
·
·µ
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·™
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·л
·@
·Ђ
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·l
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ш
·
·
·
·
·
·Ш
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‡Picture 3Заголовок 115