Презентация WEB-марафон «Преподавание информатики в основной школе: новые горизонты информационных технологий
СОШИНАИрина Павловнаучитель математики, информатики,специалист высшей категорииУчитель-методист
Методический Web - марафон Методика использования на уроках информатики различных педагогических технологий
Тема ТРИЗ+Сказкотерапия+Самостоятельная работа на опережение+Проектная деятельность+Облачные технологии
Педагогическаятехнология ТРИЗ-педагогикаПедагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера .Третье тысячелетие, в котором он описывает принципы педагогики будущего:1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью
Педагогическаятехнология СказкотерапияОтличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.
Педагогическаятехнология Самостоятельная работа на опережениеОпережающая самостоятельная работа является условием развития познавательной активности младших школьников, если: изучение учебного материала начинается с опережающих самостоятельных работ, и они служат включению учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности; система опережающих самостоятельных работ пронизывает весь процесс обучения;изменение во взаимосвязи деятельности учителя и учащихся при проведении опережающих самостоятельных работ ведет к перестройке системы обучения в целом, объяснительно-иллюстративная система обучения замещается развивающей системой;динамика процесса учения при проведении опережающих самостоятельных работ определяет развитие всех компонентов познавательной деятельности учащихся: содержательного, операционального и ценностно-мотивационного; опережающая самостоятельная работа, активизируя учебно-познавательную деятельность, позволяет каждому реализовать свои возможности.
Педагогическаятехнология Проектная деятельностьОдин или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:
Педагогическаятехнология Проектная деятельность1. использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектированиялежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;2. обучение школьников умениям и навыкам проектирования(проблематизации , целеполаганию , планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применениюзнаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
Педагогическаятехнология Проектная деятельностьнеобходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.); работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Педагогическаятехнология Проектная деятельностьПроектная деятельность в школе охватывает все ступени.В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные п выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Педагогическаятехнология Проектная деятельностьРабота над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.
2 классТРИЗ Урок 12 Ознакомление с размещением и назначением клавиш на клавиатуре.Работа с клавиатурным тренажёром
Урок 12ТРИЗ Тема урока. Ознакомление с размещением и назначением клавиш на клавиатуреЦель урока: учебная: обобщить и систематизировать знания учеников про клавиатуру;закрепить умения, навыки учеников при работе с клавиатурой компьютераразвивающая: развивать логическое мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютеревоспитательная: воспитать интерес к предмету, навыки наблюдательности, собранностиТип урока: закрепление знаний, урок-путешествиеОборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, клавиатурный тренажёр “RapidTyping”
Я так думаю2 класс
5 классСказкотерапия Урок 12 Операции над окнамиПрактическая работа № 1 «Работа с окнами и их объектами»
Урок 12Сказкотерапия Тема урока. Операции над окнами. Практическая работа № 1 «Работа с окнами и их объектами»Цель урока: учебная: обобщить и систематизировать знания учеников про про операции с окнами м объектами; закрепить умения, навыки учеников при работе с мышкой компьютера; проверить усвоенные знания на практикеразвивающая: способствовать развитию умений менять размеры окон, сворачивать и разворачивать окна; формировать навыки самостоятельной работы на ПК; развивать логическое мышление, познавательные интересы, навыки работы в группевоспитательная: воспитать интерес к предмету, навыки наблюдательности, собранности, организованности и дисциплине, целеустремлённостиТип урока: применение знаний и умений, урок-сказкаОборудование: учебник «Информатика 5 класс», рабочая тетрадь, проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, инструктивная карточка к практической работе, сказка «Приключения Вовки в тридевятом царстве»
5 классСказкотерапия
9 классРабота на опережение Урок 13 Операции над окнамиПрактическая работа № 1 «Работа с окнами и их объектами»
Урок 13Работа на опережение Тема урока. Понятие компьютерного вируса. Защита компьютера от вирусаЦель урока: учебная: сформировать понятие компьютерного вируса; рассмотреть историю и классификацию вирусов и троянских программ; выучить правила профилактики заражения компьютерными вирусами; научиться делать проверку ПК на наличие вирусовразвивающая: развивать познавательный интерес, мышление, навыки работы с антивирусными программами; развивать информативную компетентность учениковвоспитательная: воспитать информационную культуру учеников, дисциплину, вниманиеТип урока: урок усвоения знаний и применения полученных знаний на практике. Практическая работа № 5Оборудование: проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, инструктивная карточка к практической работе, ручка
9 классРабота на опережение
11 классПроектная деятельность+облачные технологии Урок 24 Создание мультимедийных презентаций
Урок 24Проектная деятельность+облачные технологии Тема урока. Создание мультимедийных презентацийЦель урока: методическая: применение технологии проектов и исследовать использование элементов облачной технологии при выполнении практической работыучебная: получить представление про мультимедиа, продолжить знакомство с программой для создания презентаций; научиться технологии создания и демонстрации электронных презентаций; формировать уменияимпортировать в мультимедийную презентацию аудіо- и видеофайлывоспитательная: воспитать информационную культуру учеников, аккуратность, вниманиеТип урока: Практическая работа № 9Оборудование: опорный конспект, тетрадь, проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, инструктивная карточка к практической работе, ручка, критерии оценивания
11 классПроектная деятельность+облачные технологии
10 классвеб-квест Веб-квест Цель: обобщить и систематизировать зна Интернете; сфрмировать навыки и умения поиска информации в Интернете, правильного использования Интернет – ресурсов для поддержки учебного процесса; сформировать ответственность и умения работать в коллективе; сформировать основы ориентационной деятельности учеников, развивать навыки самостоятельной работы; развивать навыки и умения анализировать, систематизировать найденную информацию и делать выводы
Эффективное воспитание и обучение в гармоничном объединении традиционных и инновационных педагогических технологий Вывод
Спасибо за внимание! Горловка 2015