ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА» Часть1
дополнительная общеобразовательная программа
«Основы парикмахерского искусства»
Автор – Куксина Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
ЦДТ Промышленного р-на г. Оренбурга
Часть 1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программыДополнительная образовательная программа «Основы парикмахерского искусства» относится к программам социально-педагогической направленности, так как она способствует социализации воспитанников и адаптации их к реалиям современной жизни, помогает им в профессиональном самоопределении и содействует реализации их творческих возможностей.
Новизна программыНовизна данной программы обусловлена тем, что в её основе положена не столько концепция изучения парикмахерского ремесла, как такового, сколь концепция приобщения воспитанников к парикмахерскому искусству.
Отсюда следует иной подход:
в целеполагании (данной программой определяются не столько узкопредметные цели подготовки профессионала, сколько цели, связанные с формированием и развитием творческих способностей детей, удовлетворением их индивидуальных потребностей, формированием культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья);
в отборе содержания, соответствующего указанным целям (в программу включены не только темы, связанные с задачами теоретической информированности девушек по вопросам, связанным с простейшими приемами стрижки, окраски и укладки волос, но и темы, связанные с эстетическим и творческим развитием и саморазвитием учащихся, а также темы, имеющие валеологическое значение);
в методике проведения занятий (широко применяется на занятиях поисковый подход к обучению, который направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного приобретения новых знаний, их применения в новых условиях, на обогащение опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций);
в особой ориентации учебно-воспитательного процесса (особое значение уделяется выявлению способностей детей и развитию их творческих возможностей);
в создании особой развивающей среды (занятия в кружке проходят всегда в абсолютно творческой атмосфере, характеризуются ориентацией на свободно возникающие и растущие у учащихся в процессе познания интересы к различным сферам жизни; вместо привычной школьной «повинности» обучения, вместо тяжкого школьного «послушания» — атмосфера творчества, доверия, содружества);
в способах диагностики результатов (каждый ученик сравнивается лишь сам с собой – каково его продвижение – при этом продвижение ученика оценивается по многим личностным и поведенческим параметрам: знание теории, развитие профессиональных навыков, интеллектуальное развитие, культура речи, способность к общению, самостоятельность, инициатива, ответственность).
Актуальность программыВо-первых, актуальность данной программы, напрямую связана с основной целью дополнительного образования, представленной в новом Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 75) – обеспечить адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию.
Для полноты реализации данного положения, наряду с уже имеющимися, хорошо зарекомендовавшими себя, традиционными формами дополнительного образования, необходимо открывать и новые, соответствующие требованиям нынешнего времени и современной экономико-социальной ситуацией в стране. Как нельзя более полно данному тезису отвечает данная программа, удовлетворяющая, в рамках занятий кружка в системе дополнительного образования детей, всё возрастающие сегодня познавательные потребности девушек к вопросам ухода за волосами, овладения ими простейшими приемами стрижки, окраски и укладки волос, обеспечивая их адаптацию к жизни в обществе и профессиональную ориентацию.
Во-вторых, актуальность данной программы напрямую связана со сложным экономическим состоянием определённой части нашего общества, для которых сегодня обычная ситуация посещения парикмахерской является чуть ли не стрессовой, способной пробить немалую брешь в семейном бюджете. Поэтому сегодня можно вести речь не только о значительном познавательном интересе к изучению основ данной профессии, но и о достаточно широкой экономической потребности значительной части населения, в том числе и подросткового возраста, в получении простейших навыков парикмахерского дела, не задаваясь при этом более крупной целью получения профессии.
В-третьих, современный социум перенасыщен различными компьютерными играми, наличием превосходной звукопроигрывающей, теле-, видео- аппаратуры и бытовой техники, всем тем, что в условиях технократической цивилизации значительно изменяет направленность подрастающего поколения на потребление готового продукта во всех сферах, и на потребительство, как черту личности.
В этой связи важность, существенность для современного момента, всего созданного своими руками, в союзе с полетом собственного воображения, повышается многократно, тем более, если в результате специального обучения продукт «полета фантазии» выполнен хорошо и добротно.
Педагогическая целесообразность
Основной педагогический подход, на который ориентируется данная программа, соответствует новым ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии ученика и его педагогической поддержке.
Наиболее полно такой подход может быть реализован именно в системе дополнительного образования детей, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор ребенком видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности.
При этом понимается, что дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разнонаправленно, наиболее вариативно.
Таким образом, основное назначение программы - способствовать социализации воспитанников и адаптации их к реалиям современной жизни, помогать им в профессиональном самоопределении и способствовать реализации творческих возможностей через занятия в кружке дополнительного образования.
И цели и способы реализации программы способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности каждого воспитанника, создают ребёнку социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.
Именно на этой основе и базируется деятельность кружка «Основы парикмахерского искусства», который функционирует в ЦДТ Промышленного района с 1994 года.
Немаловажным аргументом в пользу его функционирования является наличие кадрового потенциала (обладающего как профессиональными, так и педагогическими навыками), авторской дополнительной общеобразовательной программы (с методическим и дидактическим обеспечением), специально оборудованного помещения.
Цель и задачи программыИсходя из того, что в основе программы положена не столько концепция изучения парикмахерского ремесла, сколь концепция приобщения к парикмахерскому искусству, поэтому получение профессии, как таковой, не является прямой задачей кружка. Данная программа преследует не столько цели, связанные с формированием простейших навыков использования ножниц для стрижки волос, сколько цели, связанные с развитием индивидуальных способностей воспитанников. Однако среди ожидаемых результатов всё же предполагается получение основ профессии «Парикмахер», теоретическая информированность девушек и некоторая технологическая подготовка.
Немаловажен и валеологический аспект программы: практические занятия по программе позволяют сформировать навыки сохранения волос и кожи головы здоровой.
Эти навыки позволят будущим матерям и домохозяйкам осуществлять целенаправленный, способствующий оздоровлению всего организма, уход как за своими волосами, так и за волосами своих детей.
Особое значение имеет и тот факт, что кроме чисто утилитарных целей программа нацелена на эстетическое воспитание школьников на основе приобщения их к парикмахерскому искусству.
Цель данной программы – обеспечить адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию.
Основные задачи программы:
способствовать творческому саморазвитию учащихся, развитию их индивидуальных способностей;
обеспечить технологическую подготовку девушек к овладению простейшими приемами стрижки, окраски и укладки волос;
оказать воспитанникам помощь в их самоопределении.
осуществить допрофессиональную подготовку и профориентацию воспитанников;
способствовать эстетическому воспитанию школьников на основе приобщения их к парикмахерскому искусству;
осуществить подготовку будущих матерей, домохозяек, к осуществлению правильного ухода как за своими волосами, так и за волосами своих детей;
сформировать у подростков навыки ухода за волосами, позволяющие им в течение всей жизни сохранить волосы и кожу головы здоровой;
обеспечить теоретическую информированность девушек по вопросам организации собственного парикмахерского дела;
оказать воспитанникам помощь в социальной адаптации.
Отличительные особенности программы
Парикмахерское дело - одно из старейших ремесел, какие только знает человечество, поэтому изучение этого ремесла считается вполне традиционным. Получение же самих первоначальных навыков профессии «Парикмахер» может осуществляться по программам профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования, либо на специализированных профессиональных учебных курсах, либо в рамках индивидуального профессионального обучения в парикмахерских.
В отличие от вышеперечисленных программ данная программа, во-первых, нацелена только на пропедевтическую подготовку к получению профессии, а не на специализированную профессиональную подготовку. Это учитывается при отборе основного содержания, формах подачи материала, методике проведения занятия и выборе диагностических заданий при оценке ожидаемых результатов.
Во-вторых, при разработке программы было особо учтено, что как бы ни помогали развитию парикмахерского дела наука и техника, всё же главное в нём - творчество, мастерство и искусство самого парикмахера. Даже в самом названии программы акцент сделан именно на слове «искусство».
В-третьих, упор в программе сделан на реализацию решения важнейшей для современного общества проблемы развития и творческого саморазвития личности, понимаемого нами как особый вид творческой деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.
Такой подход находится в полном соответствии с принципом свободы и необходимости в любом виде человеческой деятельности, в том числе и учебной, организованной педагогом в целях обучения, воспитания и саморазвития.
Условия реализации программы, режим и формы занятийДополнительная образовательная программа «Основы парикмахерского искусства» предназначена для проведения занятий в системе дополнительного образования с девушками в возрасте от 11 до 17 лет на базе Центра детского творчества Промышленного района г. Оренбурга.
Программа рассчитана на 576 учебных часов и предполагает реализацию в группе численностью не более 5 человек на базе специализированной парикмахерской ЦДТ Промышленного района г. Оренбурга в течение трёх учебных лет.
Режим занятий:
Годовое количество часов:
1-й год – 144 часа (два 2-х часовых занятия в неделю);
2-й год – 216 часов (два 3-х часовых занятия в неделю);
3-й год – 216 часов (два 3-х часовых занятия в неделю)
ИТОГО: 576 часов.
Количество часов в неделю:
1-й год – 4 часа в неделю;
2-й год – 6 часов в неделю;
3-й год – 6 часов в неделю.
Основные формы проведения занятий:
теоретические занятия по изучению нового материала;
практические занятия по отработке технологических навыков;
контрольно-зачётные занятия;
экскурсии;
занятия творческого развития и конкурсы.
Занятия проводятся группами, микрогруппами и индивидуально. Изучение теоретических вопросов в кружке сопровождается кропотливой работой по отработке практических навыков т.к. практическая педагогика убедительно доказала, что прочно усваиваются только те знания, которые активно переработаны самим учеником. В этом мы видим обоснованные требования научной педагогики и реальной жизни, которая с ее все более усложняющейся борьбой за существование требует личностей-индивидуальностей, способных действовать, обладающих не только известным запасом знаний, но и умеющих применить их.
Учитывая основное стремление современной педагогики, выражающееся в требовании самодеятельности учащихся, при организации занятий кружка «Основы парикмахерского искусства» первостепенное значение уделяется организации самостоятельной работы учащихся.
Ожидаемые результаты и способы их определенияОсновной упор сделан на приобретение первоначальных сведений и навыков при ориентации на развитие творческого подхода к изучаемому материалу. Культивируется мысль о том, что основа парикмахерского дела – творчество, мастерство и искусство самого парикмахера.
Предполагаемый результат реализации программы включает следующие учебные, профессиональные и личностные достижения учащихся:
1 уровень: теоретическая информированность по вопросам, связанным с простейшими приемами стрижки, окраски и укладки волос;
2 уровень: эстетическое и творческое развитие и саморазвитие учащихся;
3 уровень: технологическая подготовка будущих матерей и домохозяек к осуществлению правильного ухода за волосами;
4 уровень: пропедевтическая подготовка к овладению профессией «Парикмахер».
Основываясь на классификации А.В. Хуторского в программе предполагается развитие у воспитанников следующих двух ключевых образовательных компетенций:
Социально-трудовые компетенции
Означают владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, также умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования
Направлены на освоение способов саморазвития и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам воспитанник. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся также правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте по профессии начального профессионального образования 100116.01 ПАРИКМАХЕР нами были выделены, как результаты освоения настоящей программы, овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 2 Выполнять прически с моделирующими элементами
ПК 3 Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
В ходе реализации программы используются следующие формы контроля:
входная диагностика для выявления основных запросов и интересов учащихся (на основе анкетирования и собеседования);
рубежная диагностика по окончании каждой темы (раздела) — зачет или выполнение контрольных упражнений;
выходная диагностика по окончании курса — зачёт и анкетирование.
При проведении процедуры оценки самих учащихся практически отсутствует сравнение учеников друг с другом. Каждый ученик сравнивается лишь сам с собой (каково его продвижение). При этом продвижение воспитанника оценивается по многим личностным и поведенческим параметрам (знание теории, развитие профессиональных навыков, интеллектуальное развитие, культура речи, способность к общению, самостоятельность, инициатива, ответственность и др.).
Большое воспитательное значение имеет подведение конкретных итогов работы детей, анализ произведенных ими операций и их оценка. Одна из форм такой оценки — это организованный просмотр качества выполнения того или иного элемента стрижки, которые выполняются по очереди всеми учащимся. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах своих товарищей. Педагог подводит итоги.