Планирование по технологии для 9 класса по теме «Основы парикмахерского искусства. Арт-дизайн ногтей»
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ПРОФИЛЬ: «ОСНОВЫ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА.
АРТ-ДИЗАЙН НОГТЕЙ»
автор:
Алексеева Елена Александровна
учитель технологии СОШ № 36
рецензии:
Ахвердов А.А.
доцент кафедры
профобразования АОИУУ,
зав. НМЛ «Технология»,
Заслуженный учитель РФ
Ланшакова Г.А.
руководитель РМО,
учитель технологии
высшей категории
АСТРАХАНЬ 2006
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обучения по профилю «Парикмахерское дело» предназначена для учащихся 8-9 классов на первом этапе профессиональной подготовки, в ходе которой школьники овладевают знаниями и умениями парикмахера, осваивают общеобразовательную дисциплину «Технология», осуществляют сознательный выбор профессии, изучение которой продолжают в 10-11 классах, либо в учреждениях профессионального образования.
Программа содержит интегративный курс общей и специальной технологии и включает в себя теоретическое и практическое обучение.
Целью обучения является ознакомление учащихся с основами парикмахерского дела, технологиями выполнения различных видов работ парикмахера, усвоение ими приемов работы инструментами и материалами, а также привитие трудолюбия, развитие творческой активности. В ходе изучения базовой технологии парикмахерского дела и соответствующих способов труда учащиеся овладевают универсальными (обобщенными) для любого вида трудовой деятельности знаниями и умениями.
Теоретическое обучение направлено на формирование у школьников знаний об организации, специфике и условиях труда парикмахера, а также основах экономики, экологии, профессионального самоопределения.
В ходе практического обучения уделяется особое внимание навыкам работы с инструментами, материалами, технике безопасности при работе с острорежущими инструментами, выполнения маникюра и педикюра, приемам массажа, современным технологиям декорирования ногтей.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У
УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения парикмахерского искусства
-анатомию верхних и нижних конечностей
-заболевания ногтей
-правила выполнения маникюра и педикюра
-современные технологии декорирования ногтей
-приемы массажа рук и ног
-средства по уходу за руками и ногами
- основные сведения о парикмахерском производстве, организации рабочего места
Учащиеся должны уметь:
-планировать свою работу, организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии
-пользоваться инструментами: ножницами, пилкой; уметь дезинфицировать их;
- пользоваться парфюмерно-косметическими средствами
-выполнять массаж рук и ног, различные иды маникюра, педикюр
-использовать в работе современные технологии декорирования ногтей
ПРОГРАММА
9 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Технология профессионального самоопределения и карьеры.
Понятие профессиональной деятельности, разделение и специализация труда, значение и содержание профессионального самоопределения. Знакомство с профессией парикмахера: трудовые функции, профессиональные знания и умения, деловые качества.
Пути получения профессионального образования.
2. Технологическая культура.
Исторический обзор развития парикмахерского искусства.
Технологическая культура, ее компоненты
Законодательные основы организации и охраны труда. Значение трудовой дисциплины. Охрана труда подростка.
Технологическая документация и правила работы с ней. Значение технологической дисциплины.
Организация рабочего места и рациональные приемы труда.
3. Основы предпринимательства.
Предпринимательство. Предпринимательская фирма: виды, формы деятельности, нормативная база, налогообложение. Предпринимательство в сфере парикмахерских услуг.
Себестоимость услуг. Ценообразование.
Потребности общества в товарах и услугах, способы их выявления. Маркетинг. Реклама и реализация товаров и услуг.
Защита прав потребителя.
4.Материаловедение.
Анатомия верхних и нижних конечностей.
Краткие сведения о строении ногтя.
Заболевания ногтей.
Санитария и гигиена парикмахерского дела, кровоостанавливающие средства.
5. Технологическое оборудование и инструменты.
Тенденции развития техники и технологии. Перспективы развития парикмахерского искусства.
Технологическое оборудование парикмахерской. Виды ножниц и приемы работы ими.
Дезинфицирующие средства, процентное содержание, нормы расхода и хранение.
6. Технология маникюра и педикюра.
Приемы массажа рук.
Технология выполнения маникюра.
Технология выполнения педикюра.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Технология профессионального самоопределения и карьеры.
Профдиагностика: выявление профессиональных интересов и склонностей, уровня интеллектуального развития учащихся; тесты на восприятие, внимание, память, мышление, глазомер, воображение.
Профдиагностика: выявление устойчивости профинтересов, наличия профессиональных планов, полноты знаний о профессии.
2.Организация рабочего места парикмахера. Безопасность труда на рабочем месте.
Экскурсия.
3. Материаловедение.
Лабораторно-практическая работа: «Визуальное исследование ногтей»
4. Технологическое оборудование и инструменты.
Освоение приемов работы инструментами.
5.Технология парикмахерского дела.
Освоение приемов массажа рук.
Освоение современных технологий декорирования ногтей.
Технология ухода за руками. Выполнение гигиенических мероприятий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Маникюрные инструменты – 6 комплектов.
2.Ванночки для воды -12 шт.
3.Ксметические средства по уходу за руками.
4.Полотенца - 4 шт.
5.Дезинфицирующие средства (спирт) - 50 мл.
6.Набор декоративной косметики для ногтей.
7.Вата – 50 гр.
8.Таблицы: «Анатомия верхних и нижних конечностей человека»,
«Строение ногтя», «Заболевания ногтей».
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
-текущий: фронтальный опрос; индивидуальные задания (письменно и устно);
самостоятельные и практические работы;
-промежуточный в конце каждой темы – зачетные и контрольные работы, тестирование.
Учет и проверка знаний, умений и навыков завершается оценкой и выставлением отметки по 5-ти бальной системе.
На основании практики преподавания установлено, что отметки следует выставлять школьникам как за выполнение отдельных технологических операций или отдельного навыка, так и за точность и качество, учитывая определенные требования к качеству правильность выполнения трудовых приемов, последовательность выполнения, норму времени, организацию рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарии и гигиены.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков – неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса в учебных мастерских. Основной целью проверки является определение качества усвоения школьниками изучаемого материала и повышения их ответственности к учебе. В процессе проверки происходит окончательное осмысление, систематизация и обобщение приобретенных знаний, побуждение школьников своевременно и старательно выполнять порученные им задания, самоконтроль и развитие умения анализировать недочеты, самостоятельно находить пути их устранения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
тема
общее
количество
часов Форма контроля в том числе
теоретические
часы
практические
часы
1. Введение 1 1 2. Эстетика рук и ног 1 1 3. Из истории парикмахерского искусства 2 2 4. Основы экономики и предпринимательства 4 решение задач 2 2
5. Анатомия верхних и нижних конечностей человека 2 2 6. Структура и рост ногтей 6.1. Строение ногтя 2 практикум 1 1
6.2. Анатомия ногтя 2 практикум 1 1
6.3. Ногтевое ложе 2 практикум 1 1
6.4.Основание (корень ногтя) 2 практикум 1 1
6.5. Ногтевая пластина 2 практикум 1 1
6.6. Кутикулярная система 2 практикум 1 1
6.7 Специальные связки 2 практикум 1 1
6.8 Ногтевые валики 2 практикум 1 1
7.Санминимум (медицинские требования) 2 2 7.1. Санитария и гигиена парикмахерского дела 2 2 7.2. Зачетное занятие 2 зачет 2
8. Заболевания ногтей 4 практикум 2 2
9.Маникюр и педикюр 9.1. Инструменты 2 9.2. Массаж рук 4 практикум 2 2
9.3. Виды маникюра 4 практикум 2 2
9.4.Массаж ног и педикюр 4 практикум 2 2
9.5. Зачетное занятие 2 зачет 2
10. Современные технологии декорирования ногтей 2 2 10.1. Практические занятия 10 практикум 10
11. Гигиенический уход за руками. Средства по уходу за руками. 4 практикум 2 2
ИТОГО 68 32 36
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ахабадзе А.Ф., Васильева М.С., Пособие для мастеров маникюра и педикюра. М.,Высшая школа, 1989.
Мэнос Ф., Красивые ногти и руки за 5 минут. Минск,2001.
Бриза О., Эйтвин Г., Руки и ногти. Совершенство до кончиков пальцев. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2004.
Кац А.Л., Санитария и гигиена. М., 1985.
Зеленова Г.С., Современный маникюр. М., ЗАО «ОлеХаус»,1999.
Морозова О.А., Маникюр. Педикюр. Наращивание ногтей. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003.
Алешина Н.П., Материаловедение. М., «Высшая школа», 1992.
Журнал «Ногтевой дизайн» №№1-4 2003-2004 г.г.
Бондарева В.П. .Твоя профессиональная карьера. М., Просвещение, 2000.
Хрестоматия АОИИУ под ред. А.А. Ахвердова, раздел «Экономика».
Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. М., «Вита Пресс», 2002.
Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. М., «Вита Пресс», 2002.