Повторительно-обобщающий урок по географии на тему Вода — это жизнь! (6 класс, настольная игра)

33
Дата проведения:
Тема урока: Вода – это жизнь!
Тип урока: повторительно – обобщающий урок.
Цели урока:
Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту; развивать устную речь и память;
Обобщить знания учащихся о водах Земли;
Воспитывать бережное отношение учащихся к водным объектам природы; ответственность к поручениям.
Форма проведения: настольная игра.
Дополнительная литература:
1. География в школе. №7, ноябрь-декабрь, 1998 г., с. 59
2. География в школе. №2, 1994 г., с. 53.
Оборудование и наглядный материал:
Карта полушарий;
название урока «Вода – это жизнь!»;
карта маршрута (формат А2),
задания в форме капельки, расположенные на карте;
названия, связанные со словом «самый» в мультифорах и названия водных объектов к данным карточкам;
кораблики разного цвета (5 шт.),
кубик,
самодельная туристическая путевка на Черное море;
ксерокопии контурных карт полушарий для каждого учащегося; атласы;
экран настроения (вырезанная в виде капельки бумага),
Рисунки-схемы сточного и бессточного озер.
Слово «гидросфера» для акростиха.
Дневники фенологических наблюдений.
Подготовительный этап к уроку: нарисовать карту – маршрут; распределить ответственных за подготовку сообщений о загрязнении гидросферы.
Ход урока:
. Оргмомент.
. Феноминутка. Доклад о погоде дежурного наблюдателя.
. Постановка темы и целей урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока сегодня, необходимо разгадать ребус.



Учащиеся разгадывают ребус и называют слово «ГИДРОСФЕРА».
Учитель вывешивает на доску вертикально слово «гидросфера»
- Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)
- Какие объекты в природе можно отнести к гидросфере? (реки, озёра, моря и т.д.).
- Какое вещество входит в состав этих объектов? (вода)
- Послушайте эпиграф к уроку.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент – Экзюпери.
- Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды.
- Давайте сделаем вывод и скажем, что вода – это (жизнь).
- Это и есть тема нашего урока.
Учитель вывешивает название урока «Вода – это жизнь!».
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир Гидросферы с помощью настольной игры, обобщим наши знания по данной теме и покажем умения работы с картой и в контурной карте.
. Правила игры.
- Для игры нам необходимы: карта с маршрутом, где есть старт и финиш; кубик; транспорт передвижения – кораблик.
- Порядок хода определим жеребьёвкой.
Каждый учащийся выбирает себе кораблик, на дне написана цифра (от 1 до 5), которая соответствует, в какой последовательности будут ходить учащиеся.
- Итак, для игры всё готово, но каковы же правила игра?
- Каждый из вас по-порядку бросает кубик, тем самым выбирает ход по кружкам с номерами. Эти номера соответствуют номерам вопросов и заданий. Если вы отвечаете, то остаетесь на этом месте и ждете своей очереди, а если ответа нет или не правильный, то получаете штрафную капельку с вопросом на слово «самый» и отвечаете. Если и в этот раз не ответили, то остаётесь на своём прежнем месте. На пути вам могут встретится необычные ходы- они показаны стрелочками. Это либо вперед, либо назад.
- Особое правило игры в том, чтобы быть очень внимательным, ведь вопросы будут повторяться, и ответы тоже. Поэтому слушайте внимательно друг друга и запоминайте! В ходе игры вам необходимо будет также успевать отмечать воды Гидросферы на контурной карте.
Учитель раздает ксерокопии контурных карт полушарий.
- А самое интересное то, что на финише победителя ждёт путёвка на Чёрное море
- Итак, всем желаю удачи! Вперед!

. Повторение и обобщение знаний о гидросфере. Игра.
Вопросы и задания:
Из чего состоит гидросфера Земли? (воды Мирового океана, воды суши и воды атмосферы).
Солнце называют двигателем Мирового круговорота воды. Почему?
Назовите и покажите океаны в порядке возрастания.
Остальные учащиеся отмечаю в к/к океаны.
Определи, о чем идёт речь:
Огромные участки суши в океане (материки).
Небольшие участки суши, омываемые со всех сторон (острова).
Группа островов, лежащих близко друг к другу (архипелаг).
Часть материков и островов, глубоко впадающие в океан (полуостров).
В каких состояниях может находиться вода на Земле?
Приведите примеры островов и архипелагов. Покажите их на карте.
Остальные учащиеся отмечаю в к/к.
Что называют морем? (часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана своими свойствами воды, обитателями).
Назовите виды морей и приведите примеры. (окраинные и внутренние).
Остальные учащиеся отмечаю в к/к.
Что называют заливом? (часть океана, моря, вдающаяся в сушу).
Совершите воображаемое путешествие по берегу Индийского океана. Какие материки, острова, заливы, моря встретятся на вашем пути?
Как происходит загрязнение вод Мирового океана?
Учащиеся выступают с сообщениями:
Расходование пресной воды.
Загрязнение вод суши и Мирового океана.
Охрана гидросферы от загрязнения
Что такое пролив? (узкое пространство между материками или островами).
Какие океаны соединяют:
Берингов пролив. (Евразию и Сев. Америку).
Гибралтарский (Евразию и Африку).
Остальные учащиеся отмечаю в к/к.
Что такое соленость воды? (количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л воды).
В каких единицах выражают солёность вод? (в % промилле).
Чему равна средняя соленость вод Мирового океана? (35 % )
От чего зависит соленость? (от испарения и поступления в океан пресной воды).
Чему равна соленость пресных вод? (меньше 1 % )
Как изменяется температура поверхностных вод Мирового океана от экватора к полюсам? (близ экватора +27 , близ полюсов – 1-2 )
При какой температуре замерзает океаническая вода? (-2 )
Реши задачу: сколько г различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если её соленость 18 % ? (1т= 1000 кг, 18* 1000 л= 18 000 г= 18 кг веществ).
Какие известны вам виды движения од Мирового океана? (волны, цунами, приливы и отливы, течения).
Каково основная причина образования волн? (ветер)
Почему возникают приливы и отливы?
Что является главной причиной образования цунами? (подводные землетрясения, извержение вулкана, оползни)
Какие течение в океане вы знаете? (холодные и теплые)
Определите, о чем идет речь:
Водный поток, текущий в выбранном углублении – русле. (река)
Широкое углубление, на дне которого расположено русло реки (речная долина).
Начало реки (исток).
Место, где река впадает в другую реку, озеро, море или океан (устье).
Главная река со всеми притоками образует (речную систему).
Определи исток у следующих рек:
Обь (слияние рек Бия и Катунь).
Лена (Становое нагорье).
Ангара (оз. Байкал)
Остальные учащиеся отмечаю в к/к.реки.

Определи, где находится устье рек:
Волга (Каспийское море-озеро).
Ангара (р. Енисей)
Обь (Карское море)
Остальные учащиеся отмечаю в к/к реки.
Чем отличаются горные реки от равнинных? Приведите примеры этих рек.
Назовите способы питания рек. (снеговое, дождевое, ледниковое, грунтовое, смешанное)
Чем озеро отличается от реки? Что называют озером? (замкнутый водоём, образовавшийся в природном углублении)
Назовите искусственные водоёмы. Что они из себя представляют и какую роль в жизни человека играют? Назовите каналы и водохранилища (Волго-Донской, Москва; Рыбинское).
Что называют малым водохранилищем? (пруд).
Чем сточное озеро отличается от бессточного? Какой из этих рисунков – схем отражает строение сточного озера, а какой – бессточного? (из сточного озера вытекает река, а из бессточного - нет)


Где и как образуются ледники? (в горах; образуются из снега, который в течение года при низких температурах накапливается, уплотняется и превращается в лед).
. Итог урока.
Акростих на слово «Гидросфера» (на доске).
Г ренландия
И ртыш Д рейка Р ека О зеро С еверный Ледовитый океан Ф инский залив Е нисей Р ечная долина А мазонка

Рефлексия. Экран настроения.
- Возьмите каждый капельку и нарисуйте рожицу соответствующую вашему настроению после данного урока. А на обратной стороне напишите чем больше всего урок вам понравился и чем не понравился, а также поставьте себе оценку за работу на уроке и за ваши знания по данной теме.
Вручение путёвки победителю.

. Д/з. каждый учащийся записывает себе индивидуальное задание, соответствующее его оценке.



Вопросы на капельках со словом «самый»:
Самый большой остров на Земле (Гренландия).
Самый широкий пролив (Дрейка, соединяет Тихий и Атлантический океаны).
Самое соленое море Мирового океана (Красное – 42 % ).
Самый большой бассейн реки (Амазонка).
Самая длинная река (Нил а Африке).
Самый высокий водопад (Анхель в Южной Америке).
Самое большое озеро в мире (Каспийское море-озеро).
Самое глубокое озеро (Байкал).
Характеристики реки Кучук.
Характеристика Кучукского озера.
Назовите водные объекты в вашей местности.









13PAGE 15


13PAGE 14615