Внеклассное мероприятие Природа Воронежского края


Внеклассное мероприятие

«Природа Воронежского края»
Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине;
формирование культуры поведения человека к окружающей среде,
ответственного отношения к природе .
Задачи:
Закреплять умения вести себя в природе.
Расширяя и уточняя знания об окружающем продолжать обогащать, активизировать словарь детей.
Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение.
Плакаты.
Выставка рисунков «Люби и знай свой край родной»
Ход занятия
-У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к родному краю. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

- Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины – России. Неотделимой частицей нашей страны является Воронежская область

-Воронежская область расположена в центре Русской равнины. Ее территория находится в двух природных зонах – лесостепной и степной.

Реки Воронежской области:
Дон, Воронеж, Битюг, Тихая Сосна, Хопер.
Леса Воронежского края: Теллермановский лес, Усманский бор, Шипов лес.
Природные ресурсы Воронежской области делают ее привлекательными для любителей охоты и рыбалки. Здесь расположено также множество домов отдыха, пансионатов и профилакториев, работающих во все времена года.
Выбирается жюри, учащиеся делятся на команды , и проводится конкурс на лучших знатоков природы нашего края.
Конкурс 1. Лекарственные растения

1. Перечислите правила сбора лекарственных растений 
(нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения).
2. Назовите растение, которое даёт “сердечное” лекарство (ландыш)
3. Назовите растение от 90 болезней (зверобой)
4. Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки (валериана лекарственная).
5. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)
6. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле (мать-и-мачеха)
7. Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре (цветки липы).
Конкурс 2.  Ядовитые растения

1.Назовите ядовитые растения (ландыш, вороний глаз, волчье лыко )
Конкурс 3.  Грибы

1.Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах? (Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)
2.Назовите грибы – “подснежники” (строчки, сморчки)
3.Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? (Бледная поганка)
4.Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство (мухомор)
5.Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый) (опята: ложный и настоящий; белый гриб и желчный, сатанинский; лисички: ложные и настоящие)
6.Назовите грибы, в названиях которых есть названия растений (подберезовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь)
Конкурс 4. Животные – предсказатели погоды
Задание: закончить приметы.
1.Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – к холоду, носом кверху – к теплу.
2.Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
3.Куры и голуби купаются в пыли – к дождю.
4.Пчёлы роем летят в ульи – к дождю.
5.Большие муравьиные кучи – к суровой (холодной) зиме.
Конкурс 5. Животные готовятся к зиме


1.Как звери готовятся к зиме? (Залегают в спячку, заготавливают корм, меняют шубу, переселяются ближе к жилью человека, сбрасывают рога)
2.Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, барсук)
3.О ком идет речь?
а) рыжая – серая (белка);
б) белый – серый (заяц).
4.Зачем белке длинный и пушистый хвост? 
(Хвост помогает при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево, зимой в гнезде спасает от холода)
5.Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, соловей, ласточка и т. д.)


6.Каких птиц называют “зимними гостями”? (Синица, снегирь, свиристель)


7.Назовите зимующих птиц (воробей, ворона, галка, голубь)
8.Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач)
Конкурс 6.  Загадки.

Кто в беретке ярко-красной,В черной курточке атласной?На меня он не глядит,Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Гнездо свое он в поле вьет,Где плещутся растения.Его и песни и полетВошли в стихотворения.(Жаворонок)
Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели,Голосистее, нежней?Кто же это?(Соловей)
Угадайте, что за птицаСвета яркого боится?Клюв крючком, глаза пятачком,Ушастая голова. Кто это?(Сова)
Конкурс 7. Поющая природа
Команды по очереди поют песни о лесе, животных, растениях. Побеждает команда, которая знает больше песен.
Конкурс 8. Кто в лесу живет?

1. Существует два забавных заблуждения, связанных с этим животным. Одно из них в том, что они неуклюжи и неповоротливы, другое – что они глупы. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Он может показаться неуклюжим из-за особенностей своей походки. Когда этот зверь идет, он шагает одновременно обеими лапами, расположенными на одной стороне туловища. Из-за этого у него переваливающаяся походка. Но когда он бежит на четырех лапах, может догнать любого человека! Если спросить работников зоопарка или цирка об этом животном, то вам скажут, что этот зверь самый умный и сообразительный, может танцевать и кататься на роликовых коньках. (Медведь)
2. Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)
3. Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. (Заяц)
4. Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)
По окончании конкурсов жюри подводит итоги, оценивает подготовленные материалы по теме, рисунки. Победители награждаются грамотами.