«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
В Концепции модернизации системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального образования детей и молодежи. Дополнительное образование детей-целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющих функцию расширения образовательных стандартов. Основное его предназначение-удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в РК».
Современная система дополнительного образования детей представляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и исследовательской работой-в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Практико-деятельная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойного уважения.
Сущность и спицифика дополнительного образования
Развитие дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополниетльном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста особенностей его социального окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитанияи уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и соцмальной активности.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможнсть выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотноситльно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополниетльное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.
Задачи дополнительного образования-помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической напрпавленности (вязание, дизайн, вождение автомобиля и т.д.). Еще большой успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством и т.д.). Структурно-организационные формы дополнитнльного образования. Успешность развития дополнительного образования детей во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условия уровня.
Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетатеся друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.
Второй уровень- более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидарностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительногот образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.
Третий уровень-развитие дополнительного образования детей как отдельногот подразделения, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структкр школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие школы в целом.
Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнитнльного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровень.
В Законе «Об образовании» РК от 7 июня 1999 года дополнительное образование рассматривается как процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней, куда входят: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.
В нашей республике накоплен опыт внеклассной и внешкольной работы в системе дополнительного образования детей. Более 50 лет успешно работают старейшие организации дополнительного образования в Атырау (оьластная станция юных натуралистов), Павлодаре (станция юных техников), более тридцати лет активно работают организации дополнительного образования в городах Оскемен, Караганды, Актобе, Талдыкорган, Сатпаев, Шымкент, Кызылорда и других.
Для оказания помощи внешкольным организациям нашей республики в методологическом обеспечении постановлением Правительства Республики Казахстан за № 481 от 28 апреля 2004 года Республиканский Дворец школьников переименован в Республиканский учебно- методический центр дополнительного образования.
Система дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность обучать учеников творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит воспитанников к будущей самостоятельной жизни и несет определенную профориентационную нагрузку. Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
обучающиеся приходят на занятия во второй половине дня, в свободное от учебы время;
обучение организуется на добровольных нгачалах;
коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня;
учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.
Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
Содержание дополнительного образования в школе.
В натоящее время дополнительное образование представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.
Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытатеся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой стороны-создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличии от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органическое сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого – основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основными. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствия учителей к этому только готовятся, необходимо создать совместные метод объединения педагогов дополнительного образования и школьных учителей. Над чем в принципе и работают педагоги и тренера нашей школы. От нас самих зависит качество образовательного процесса, желание детей заниматься в кружках и секциях, заинтересованность родителей, чтобы их дети занимались творческой или спортивной деятельностью.
КГКП «Школа искусств и спорта»
Методический доклад
«Дополнительное образование в современной школе»
Зав. отделения художественного творчества : Ильтнер З.Т.
г. Приозерск
Содержание:
I. Вводная часть. Концепция модернизации дополнительного образования
II.Основная часть. Сущность и специфика дополнительного образования.
а) Задачи дополнительного образования;
б) Содержание дополнительного образования
III.Заключение.
IV.Использованная литература.
Использованная литература:
1. Научно-пратический журнал «Управление современной школой». Г. Москва НОУ Центр «Педагогический поиск»;
2. Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе». Г. Астана;
3. «Справочник классного руководителя». ТОО РПИК «Д‰уір». г. Алматы
15