Урок творческий проект по литературному чтению по теме: «Изображение добра и зла в русских народных сказках. Её ключевые символы и образы»


Урок творческий проект по литературному чтению по теме:
«Изображение добра и зла в русских народных сказках.
Её ключевые символы и образы» Учитель Клюева Л. А.
МБОУ СОШ №61г. Липецка
Цели: Дать представление о добре и зле в русских народных сказках как явлении устного народного творчества, основанного на фантазии русского народа о мире. Учить проводить исследовательскую работу. Актуализировать знания учащихся о русском фольклоре. Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.
Оборудование: рисунки учащихся, тексты русских народных сказок, презентация слайдов, выставка книг, план урока, опорные слова.
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, урок исследования. Нам предстоит создать проект и послушать, оценить работу учащихся по уже созданным проектам. Продукт нашего проекта - выпуск альманаха. Как вы понимаете слово «проект»? Проект  это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта
Что такое альманах? Сборник произведений, объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку. Создание проекта требует от вас умение работать группами: 1 группа: «АНАЛИТИКИ» Ваша задача – анализировать материал урока. 2 группа: «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ» Ваша задача – высказать свою точку зрения на исследования, которые будут проходить в ходе урока. 3 группа: «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» Ваша задача – проиллюстрировать материал урока.
4 группа: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Ваша задача – защитить проекты. (Дети сидят по группам, на столах таблички)
Успех урока будет зависеть от каждого из вас. 2.Введение в урок
Отрывок из сказки Марья - Моревна
- Фу! Фу! Русским духом пахнет!
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришёл - по своей доброй воле аль по нужде?
- Пришёл заслужить у тебя богатырского коня.
- Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасёшь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте.
3.Актуализация знаний
Что вы сейчас увидели? (Отрывок из сказки Марья - Моревна)
Что такое сказка?
Начинают работу «АНАЛИТИКИ» Выберите из данных определений сказки верное (На партах карточки) Объясните свой выбор. 1.Сказка – это научно-фантастическое произведение. 2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. 3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил
Что скажут эксперты? В толковом Словаре Русского Языка даётся следующее определение сказки:
СКАЗКА – это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Скажите, какой персонаж из сказки, которую вы увидели добрый, а какой злой?
Работа над понятием «добро» Какие ассоциации вызывает у вас понятие добро? (Мама, дом, здоровье, красота, мир)
Аналитики! Дайте определение понятия ДОБРА. Иллюстраторы! Изобразите добро. (Рисунок, схема, знак)
Что скажут эксперты?
В Толковом словаре Даля даётся следующее определение понятия добра.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Работа над понятием «зло»
Что для вас зло? (Болезнь, ненависть, вражда)
Аналитики! Дайте определение понятия ЗЛА.
Иллюстраторы! Изобразите зло. (Рисунок, схема, знак)
Что скажут эксперты?
В Толковом словаре Даля даётся следующее определение понятия зла.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Кого мы можем отнести к добрым и злым силам в русских народных сказках?
Где живут добрые и злые силы? 4.Определение темы урока.
Как вы думаете, какова тема урока?
Тема урока; «Изображение добра и зла в русских народных сказках.
Её ключевые символы и образы».
Какие гипотезы мы можем выдвинуть?
Выдвинем гипотезы и в ходе нашего урока докажем их.
1.Добрые силы в русских народных сказках – это положительные герои Они живут в особом сказочном мире.
2. Сверхъестественные злые силы - это отрицательные герои. Они обитают в подземелье, в дремучих лесах не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побеждёнными.
Группа исследователей работала над проектом: «Роль Ивана в сказках».
Послушаем, что они об этом скажут?
5.Защита проектов
Одним из героев сказок является Иван.
Какова же его роль в сказках?
Наши предположения: Мы считаем, что Иван в сказках олицетворяет положительного героя.
Что мы хотим выяснить?
Историю имени Иван;
Родословную Ивана;
Роли, отводимые в сказках Ивану;
Роли Ивана, которые из них преобладают.
У кого ты не спроси - всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян, а зовут его Иван.
Моя исследовательская задача
· изучить «родословную» слова и его роль в качестве хранителя национальной памяти русского человека.
Издавна имя Иван считается типичным, характерным, русским словом, любимым в нашем народе.
Оно отразилось в произведениях устного народного творчества. Сказочный русский Иван предстает перед нами добрым, открытым, благородным, бесхитростным, мужественным, честным.
Ребята, а в каких сказках мы встречаем Ивана?
«Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка - Бурка»
Наши предки оставили нам на память пословицы и поговорки об Иване:
Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка;
Богат Иван - богат и пан;
В истории Руси выдающуюся роль сыграли Иваны-цари Иван I, Иван III, Иван - Грозный. С именем Иван, а по - гречески Иоанн мы встречаемся в христианской церкви. Это
· святые: Иоанн Креститель , Иоанн Воин, Иоанн Милостливый, Иоанн Златоуст, Иоанн Богослов, Иоанн Кронштадский.
На карте Липецкой области наши предки оставили имя Иван в названии населённых пунктах Ивановка, Большая Ивановка.
Город в России называется Иваново.
Если мы обратимся к растительному миру Липецкой области, то обнаружим это имя в названии цветка иван-да-марья, иван-чай, о котором поведал всему миру писатель-земляк Михаил Пришвин.
Мы гордимся русскими писателями Иванами, которые родились на липецкой земле или бывали на ней ни один раз. Это Иван Карамзин, Иван Тургенев, Иван Бунин, Объединяет этих Иванов любовь к русскому языку, русскому народу, Родине.
На липецкой земле работают поэты-современники, которые продолжают традиции своих предшественников – Иван Лысцов, Иван Батраков, Иван Завражин.
Посмотрите на список Иванов – Героев Советского Союза, чья жизнь связана с липецкой землей. Большинство липецких Иванов родом из сёл и деревень.
Мы помним Иванов – наших земляков, отдавших свои жизни при выполнении воинского долга перед Родиной в Афганистане.
Это рядовые Иванов Геннадий, уроженец города Ельца, Ермолаев Иван из Добровского района Липецкой области. Корчагов Иван из Данковского района Липецкой области.
Если вам захочется познакомиться с городом Липецком, то мы обязательно покажем улицы, носящие имя «Иванов» или «Ивановичей». Это улицы Ивана Флёрова – командира легедарной батареи «Катюш», Ивана Бурлакова, Ивана Гришина, Ивана Шкатова.
Русские Иваны-липчане оставили на память о себе прекрасные дома, заводы, сады и поля. Это Герои Социалистического труда: строитель – Иван Павлович Боков; металлург Иван Пантелеевич Куприянов; работник сельского хозяйства области - Иван Алексеевич Кириллов; директор НЛМК - Иван Васильевич Франценюк. Это люди с «золотыми» руками.
Родословная Ивана
Отец: царь или крестьянин. Мать: царица или крестьянка. Брат: царевичи или старшие братья. Сестры: Царевны или Алёнушка.
Мы прочитали 3 сказки: «Царевна - лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке»
«Сивка-бурка»
Какова роль Ивана в сказке «Царевна – Лягушка».
Положительная роль: ОСВОБОДИТЕЛЬ, ВОИН, ПРЕДАННЫЙ МУЖ.
Отрицательная роль: НЕСЛУХ
Докажите цитатами из сказки.
В сказке «Об Иване-царевиче и сером волке»
Положительная роль: ОСВОБОДИТЕЛЬ, ДОБЫТЧИК, ОХРАННИК
Отрицательная роль: НЕСЛУХ, ПОХИТИТЕЛЬ
Докажите цитатами из сказки.
В сказке «Сивка-бурка»
Положительная роль: ПОСЛУШНЫЙ СЫН, ТРУЖЕНИК
Отрицательная роль: ДУРАК
Докажите цитатами из сказки.
В сравнении мы составили следующую таблицу. Посмотрите, как она выглядит. Положительных ролей больше, чем отрицательных.
Проведя анализ таблицы, получили следующую диаграмму.
Наши выводы.
В результате наших исследований мы получили:
Преобладание положительных ролей Ивана в сказках:
Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак.     Иван,  младший сын, назван глупым, так как в нём отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоёвывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения
Литература и источники информации
. Учитель. Положительным героям в сказках противопоставляются отрицательные герои.
Об этом нам расскажет группа исследователей, которая работала над проектом: «Образ Бабы – Яги»
Самый спорный образ русских народных сказок – Баба Яга.
Поэтому мы выбрали тему исследования: «Баба Яга – злой или добрый образ?»
Наши предположения: Мы считаем, что Бабы Яга в сказках – это отрицательный образ.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
Яга–воительница
приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)
Яга – похитительница
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
Яга–советчица
Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
Яга – повелительница
Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько («Баба Яга»)
Яга–покровительница
Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
Яга–дарительница
-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
Как мы видим, образ Бабы Яги различен. Но чаще всего – это отрицательный образ.
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.
входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Далее это впечатление усиливается описанием её жилища.
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
-она может быть разной – и доброй, и злой;
-часто она помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
В ходе исследования мы научились: анализировать сказки; давать характеристики главным героям произведения находить полезную информацию; делать выводы.
Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку. Но всё же – это отрицательный персонаж.
6. Изображение добра и зла в цветовой гамме.
Учитель. Давайте подумаем, в каком цвете можно изобразить добро и зло, почему вы так считаете? Иллюстраторы: Начнём с добрых сил. Белый цвет – цвет чистоты, света. Голубой, синий цвет – цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни. Красный цвет – цвет правды, борьбы со злом. Зеленый и желтый цвет – цвет надежды, радости. Цвет зла. Черный цвет – цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в чёрное, имеют черный цвет волос. Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести. Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы.
Вот так мы представили добро и зло на картине. Ивана мы отнесём к добрым силам, а Бабу Ягу к злым силам. К добрым силам мы можем также отнести и следующих героев сказок: Василису Прекрасную, Алёнушку. К злым силам Кощея Бессмертного, Змея Горыныча. Над проектами, которых работали учащиеся нашего класса.
7.Творческая работа
2 группы аналитиков Составьте синквейн (стихотворение из 5строк) по теме нашего разговора: Существительное Прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол Предложение Существительное Зло Беспощадное, изворотливое. Губит, калечит, убивает. Зло необходимо уничтожить! Борьба! Добро Светлое, радостное. Помогает, спасает, лечит. Добро должно победить! Счастье! Иллюстраторы: Построить дом доброты. На цветах написать пожелание добра.
Дети выходят , прикрепляют цветы, читают пожелания.
Эксперты и исследователи: Представьте, что этот лист бумаги – это вся ваша жизнь, все, что вас окружает. Синим кругом – вы будите рисовать себя; красным – добро и черным кругом – обозначьте зло.
Какие замечательные у вас синие и красные круги, так и хочется вас похвалить. Молодцы! Вы самые добрые дети!
Чувствуете тепло, которое исходит от добра. Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце “Добро делать спешить надо”.
Теперь я точно знаю, что в жизни нас ждут только добрые дела.
9.Итоги урока – творческого проекта.
Ребята, давайте еще раз прочитаем гипотезы, выдвинутые в начале урока. Как вы считаете, мы с вами их подтвердили? Что важное мы узнали в процессе нашего исследования?   На уроке мы проследили, что светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются тёмные силы. Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя. Как вы считаете, чему учит русская народная сказка?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей. Но добрых всегда больше, и их любит удача. Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван - дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
10.Подведение итогов презентаций.
Оценки:  Группа экспертов подвели итоги презентаций. Предоставим им слово.
По содержанию:
1)информация интересна, полезна, доступна;
2) соответствует теме и целям;
По оформлению:
1)рисунки отражают или дополняют текст;
2) шрифт легко читается;
3) цветовая гамма соответствует рисункам и текстовой информации
По коллективности работы
1) равноценность участия в работе каждого участника группы;
2) слаженность работы группы, хороший уровень организации взаимоотношений.
Учитель: В соответствии с вашими заполненными оценочными листами оцените себя и покажите уровень знаний, на каком был каждый из вас на уроке? Какое у вас было настроение?
Учитель: Категории «добро » и «зло»- вечные. Сегодня вы не получаете домашнего задания. Но послушайте притчу и поразмышляйте над её глубоким философским смыслом: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках.

.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515






15