Единый Всекубанский классный час Имя Кубани 2016 год


Единый Всекубанский классный час «Имя Кубани».
Класс:4 А
МБОУ СОШ № 25 ст. Ладожская
Классный руководитель: М.А. Ярушина
Цели: привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Кубани.
Продолжить развитие интереса у школьников к культуре России через историю, традиции народов Кубани.
Воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа; труженика, любящего свою землю; гражданина, готового защищать своё Отечество.
Формирование у учащихся уважительного отношения к боевым и трудовым подвигам старшего поколения.
Мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Задачи урока:
Расширять знания по истории Кубани
Воспитывать любовь к родному краю, к его истории, к умению гордиться и наследовать добрые традиции.
Развитие интереса к поисковой и исследовательской деятельности у младших школьников.
Оборудование:
1.Мультимедийное оборудование
2.Презентация, видеоклипы.
Использованные интернет - ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/20/razrabotka-klassnogo-chasa-znamenitye-lyudihttps://infourok.ru/klassnyy_chas_vydayuschiesya_lyudi_kubani-285997.htmhttp://multiurok.ru/natashaboyko/files/vydaiushchiiesia-liudi-kubani.htmlhttp://www.myshared.ru/slide/731028/http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/vydajushhiesja-ljudi-kubani.htmlhttp://nvkmoug2.narod.ru/kuban.htmlhttp://www.slavakubani.ru/content/detail.php?ID=1717http://www.dv.kp.ru/daily/26116/3010571/http://selgazeta.ru/imya-kubani/imya-kubani/blog.htmlhttps://ruschool.wordpress.com/2010/05/07/композиторы-кубани-плотниченко-григ/Ход мероприятия:
Вступление:
Просмотр видео «Здравствуй, школа».
Ученица рассказывает легенду о родном крае.
Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.
Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.
Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.
Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.
Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет -превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.
Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными месивами.
Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.
Просмотр видео «Наш край».
(Звучит гимн Краснодарского края. Дети встают , поют 1 куплет и припев).
Основная часть:
Учитель: Ребята , сегодня наш классный час посвящён именам известных жителей Кубани. Конечно, много на Кубани людей, которые внесли свою лепту в процветание нашего края. Историю Кубани делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры. Например, знаменитые ученые:
М.И.Хаджинов — «кукурузный батька»,
П.П.Лукъяненко — «хлебный батька»,
В.С. Пустовойт, создавший новые сорта подсолнечника.
Всех даже и не перечислишь. И в древности и в современном мире во всех областях жители Кубани прославляют своими подвигами край. И сегодня мы поговорим о именах людей, оставивших заметный след в страницах истории Краснодарского края .
В нашем крае в рамках проекта «Имя Кубани» в 2016 году выберут людей, которые внесли значительный вклад в развитие региона. На втором этапе из составленного списка экспертный совет отберет 25 имен в пяти номинациях: боевое, трудовое, духовное, благотворительное, молодое.
Биографии знаменитых людей, все материалы, накопленные участниками проекта «Имя Кубани», должны лечь в основу образовательных программ, музейных занятий и экскурсий. По итогам этой работы планируют выпустить пять книг.
А сегодня вы узнаете о жизни только нескольких человек, внесших значительный вклад в историю нашей малой родины.
И, пожалуй, имя первого человека, которого мы отнесём к категории –духовное- вы назовёте мне сами. Вспомните, ребята, кто сочинил текст кубанского гимна? (отвечают: Войсковой священник-К.Образцов)
Учитель: Совершенно верно.
Земля кубанская полна талантами, как раньше, так и сейчас живут на ней выдающиеся художники, композиторы, писатели и поэты. Но в истории нашего региона появлялись и такие люди, которые не будучи кубанцами, очень точно смогли передать кубанский дух в литературных и художественных произведениях. Имя одного из них - Константин Николаевич Образцов. Когда играет гимн Краснодарского края, все с замиранием сердца вслушиваются в слова, но мало кто знает, что автором этой песни является именно этот человек…

Шел 1914 год, началась Первая мировая война, в ноябре был открыт Кавказский фронт. Как и всегда на подмогу русской армии отправились казаки (в составе 1-го Кавказского полка). А поднимать боевой дух солдат и оказывать духовную поддержку - священнослужители. Именно в этом походе и проявил себя отец Константин. Но не только как мудрый и добрый полковой священник, напутствуя смертельно раненых и уходящих в бой, но и как поэт, воспевая подвиги казаков в своих стихах. Среди литературных произведений, написанных отцом Константином на Кавказском фронте, было стихотворение « Плач кубанских казаков», начиналось оно словами « Ты Кубань ли, наша родина». В этом стихотворении Образцов смог выразить настроение кубанцев, находящихся далеко от родины, тоскующих по дому, семье и близким. Поэтому оно сразу нашло отклик в душах казаков, находящихся на Кавказском фронте. Затем строки этого стихотворения положили на музыку и распевали во всех казачьих частях.
Следующее имя, с которым мы познакомимся – это патриот Кубани:
Кирилл Трофимович Живило – общественный деятель и заведующий Кубанским Войсковым этнографическим и естественно-историческим музеем в начале XX века.

К.Т. Живило – известный общественный деятель, кубанский учитель родился в 1854 году в семье рядового казака станицы Переяславской. Рано осиротев, мальчик остался на попечении родственников, живших в Екатеринодаре. После окончания церковно-приходской школы, дядя отдал его на действительную военную службу в Кубанский Войсковой певческий хор. В последующие годы он напишет интересные воспоминания о Войсковом хоре 60-70 годов XIX века.
Его детство с десяти лет проходило в "Сичи" – так все называли певческую школу хора. (1) В нее отбирали способных мальчиков-сирот. Мальчика поразила строгая дисциплина в хоре, взаимоподдержка, дружная, полная забот и тревог жизнь хористов. В пятнадцать лет он получил чин урядника и уволился на льготу. Начинается самостоятельная, взрослая жизнь. При войсковой больнице он заканчивает курсы по оспопрививанию, но эта работа ему не пришлась по душе, и он выбирает педагогическую деятельность, заканчивает Кубанскую учительскую семинарию в станице Ладожской. В течение двенадцати лет Живило учительствовал в станицах Григориполисской и Расшеватской.
К.Т. Живило проявил себя как незаурядный педагог. За свои заслуги он имел высокое звание Почетного старика станицы Расшеватской (1907 г.) и станицы Терновской (1912 г.). Это был первый случай среди рядового казачества. Учительскому труду Кирилл Трофимович Живило отдал 12 лет, в 1889 г. его наградили серебряной медалью "За усердие" и установили в Расшеватском двухклассном училище его портрет в знак особого уважения к педагогической деятельности.
Большой интерес в эти годы К.Т. Живило проявил к проблемам сельского хозяйства, особенно садоводству. Вместе с учащимися он вырастил большой сад с фруктовыми деревьями в станице Расшеватской.
К.Т. Живило много сделал для экономического процветания родной Кубани. Периодическая кубанская печать конца 90-х годов XIX и начала XX века полна интересных сведений о его деятельности. В 1892 году он выписывает из Самарканда семена люцерны, пропагандирует ее и в результате она широко получило распространение в крае. Он много пишет об огородничестве, пчеловодстве, разведении виноградной лозы, хлопка.
Созданный при Областном статистическом комитете Кубанский Войсковой музей долгое время не имел отдельного статуса и не был обеспечен материально. Кубанцы трудились в нем на общественных началах. В 1910 году на благо музея работали 63 сотрудника на общественных началах.
Позже ему было дано звание Почетного гражданина города Екатеринодара.
К.Е. Живило можно считать одним из первых организаторов на Кубани экскурсионного дела. В начале XX века он организует экскурсии и поездки учащихся в Екатеринодар, Горячий Ключ, на Тамань для знакомства с живой природой и древностями края. Из большого публицистического наследия К.Т. Живило большой интерес и сегодня представляет его книга "Экскурсия на Таманский остров. Июнь 1908 года", изданная в Анапе. В ней дается истории находки знаменитого Тмутараканского камня, описания древних памятников Тамани, история Покровской церкви.
В ноябре 1914 года известный общественный деятель, патриот Кубани уходит из жизни.
Следующее имя Кубани- боевое. Танкист, капитан Юрий Яковлев.

08.08.08 – красивая, но трагическая дата, которая навсегда вписана в историю России. 8 августа 2008 года грузинские войска напали на Южную Осетию. Первыми под удар армии Саакашвили попали российские миротворцы.
Столицу Южной Осетии - город Цхинвал практически сравняли с землей, бомбежка была такой плотной, что местные жители отсиживались в подвалах целыми сутками без еды и воды - выйти наружу не было никакой возможности. Сотни мирных граждан погибли. Но были люди, которых можно без преувеличения назвать героями, - они сделали все, чтобы спасти ни в чем неповинных осетин.
Весть о начале боевых действий в Южной Осетии застала танковую роту капитана на Мамисонском перевале. Там только что закончилось плановое учение - броня еще не остыла. Подразделение Юрия Яковлева прикрывало мотострелковый батальон, пока тот выходил из-под обстрела. Группа капитана сумела занять выгодную позицию и перейти в атаку. Командир лично уничтожил семь единиц бронетехники противника. В ходе дальнейшей атаки обеспечивал огневую поддержку.
Роте Яковлева удалось выбить противника из села под Цхинвалом, разметав бронетехнику врага и захватив базу грузинских войск. 9 августа рота вошла в Цхинвал и двинулась к позициям миротворческого батальона. Танкистам удалось прорваться к цели, однако стрелков грузинские войска отекли огнем. Прикрывая миротворцев, в многочасовом бою подразделение Юрия Яковлева израсходовало практически все боеприпасы, грузинские танки подошли уже почти вплотную. Танк командира роты получил четыре прямых попадания. Но он выдержал - капитан подставлял под удары лобовую броню. И не вышел из боя вплоть до отхода грузинских войск из Цхинвала.
Благодаря умелому командованию Яковлева, подразделение потеряло всего один танк, и только один боец был ранен. Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2008 года капитану Яковлеву Юрию Павловичу присвоено звание Героя Российской Федерации и вручена медаль «Золотая Звезда». Он самый молодой герой РФ- Звание присвоено ему в 33 года.
Следующее имя трудовое.
Анатолий Васильевич Маслов.
Историк, краевед, этнограф. Родился 21 апреля 1939 года в станице Новопокровской Краснодарского края, в семье колхозного кузнеца. Окончил Таганрогский педагогический институт им. А.П. Чехова. Педагогический стаж - 50 лет.
Высоко оценены труды А.В. Маслова: "Заслуженный учитель Кубани", делегат I съезда краеведов Кубани, участник Всероссийского совещания работников образования, лауреат краевой педагогической выставки "Школа на пороге XXI века; активный участник региональной научно-практической конференции "Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины", международной научно-практической конференции "Истоки творчества А.П. Чехова".
В разное время вышли его художественные книги: "Жаворонок" (поэтический сборник), "Солнце - бери" (Рассказы и сказки для детей).
Историки и краеведы, учителя и редакторы пишут об Анатолие Васильевиче Маслове: Трехбратов Б.А. "Историки и краеведы Кубани и Адыгеи", "Кто есть кто в кубановедении", Бахтинов В.С. "Учитель, краевед, историк".
Следующее имя- благотворительное. Здесь стоит рассказать о сопредседателе Фонда развития Кубанского казачьего хора и владельца компании "Базовый элемент" Олеге Дерипаске. Его межрегиональный благотворительный фонд "Вольное дело" профинансировал на Кубани: строительство в городах, станицах и хуторах 12 универсальных стадионов общей стоимостью 90 млн. руб.; строительство и оснащение детсада в станице Раздольной (76,2 млн. руб.); реконструкцию Дома культуры в станице Дядьковской (33 млн. руб.); приобретение и монтаж томографа для краевой больницы (4 млн. евро); грантовый конкурс среди молодых художников "Молодая палитра" (4,8 млн. руб.); программу "Компьютер для школьника" с участием 87 школ Геленджика, Анапы, Выселковского и Усть-Лабинского районов (104,6 млн. руб.), в том числе и нашу школу ,программу "Храмы России": строительство и реставрация кубанских храмов, помощь православному образованию (312 млн. руб.); программу "Историко-культурное наследие Кубани": археология, фольклор, издательская и музейно-просветительская деятельность (82 млн. руб.); программу поддержки Кубанского казачьего хора (100 млн. руб.) итд.
И последнее имя, с которым мы сегодня познакомимся- боевое. Подвигу  юного  пионера Лёни  Таранника  посвятил  поэму «Ты  наш  боец» кубанский  поэт Иван  Беляков.
  Станицу Ключевую  Апшеронского  района  Краснодарского   края  оккупировали  фашисты. Многие  жители  ушли  в  лес,  в горы. Организовали  партизанские  отряды. Пионер  Лёня  Таранник,  чем  мог   и  как  мог  помогали  партизанам.
« А  нынче  ночью  -
В  Ключевой
Был  взорван
Склад  боеприпасов.
А  за  полночь,
В  одной  из  хат
Разрывом  брошенных  гранат
Разбита  рация  фашистов.
Кто  это
Так  сработал  чисто?
Пусть  будет  всё  пока  секретом
И,  может,  тайной  на  года.
Но   Лёня  знал,
Что  в  этом  деле
Есть  доля  и его  труда».
Фашисты  схватили  русского  разведчика.
«Привели  мальчишку  в  хату.
Он  терпел,  молчал  сурово.
Клятва  Родине  - закон.
О  своих  делах  ни  слова  не  сказал  фашистам  он.
Золотистыми  коврами  плыли  дали  горных  круч.
Грустно  на  оконной  раме  трепетал  прощальный  луч.
Рефлексия:
Учитель: Ответьте, ребята, чем славится наша родная Кубань? Что интересного вы узнали, что запомнили?
У нас на доске колос пшеницы. Это не случайно. Ведь наша Кубань- житница России. Но славится она не только урожаем, но и людьми. Ведь, среди жителей и уроженцев Кубани много талантливых, смелых, отважных, трудолюбивых людей. Давайте, вспомним имена людей, с которым вы сегодня познакомились?
Дети называют. Учитель своевременно переворачивает «Зёрнышки» с именами на колоске пшеницы.
Учитель: С сегодняшнего дня и на протяжении всего учебного года мы составим нашу классную книгу « Известные имена станичников». Пока ещё вы учитесь в школе, но уже сейчас мы можем начать вносить свой вклад в развитие нашего края, а вдохновлять нас будут подвиги наших предшественников и современников.
И первым поместим в нашу книгу прадедушку вашего одноклассника. Вспомните . ребята, о ком шла речь на последнем классном часе 25 мая? Про чьего прадедушку мы сейчас вспомнили?

Совершенно верно. Это прадедушка Денисова Ростислава. Видите как тесен мир. Оказывается, мы можем в кубанскую летопись внести имя нашего станичника.
В создании книги примут участие все ученики класса, поэтому, подумайте , о ком может написать в этой книге каждый из вас.
Вот и подошёл к концу наш классный час.
Удачи вам друзья.