Программа спецкурса «Компьютерное моделирование в среде базы данных MS Access» (10 – 11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Г. УССУРИЙСКА УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«Компьютерное моделирование
в среде базы данных MS Access»
(10 – 11 классы)
Выполнил: Рева Татьяна Александровна
«Средней общеобразовательной школы №8»
г. Уссурийск, 20013г.
Содержание.
Экспертная оценка.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Учащиеся должны знать.
Учащиеся должны уметь.
Содержание
Учебно-тематический план.
Основные формы организации занятий.
Формы контроля.
Литература.
Пояснительная записка
Известно, что системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов - оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение. Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие на основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием компьютерной технологии MS Office: MS Access.
Данный курс является преемственным по отношению к базовому курсу по информатике, обеспечивающему требования к ее изучению в основной школе.
В ходе изучения курса предполагается расширить знания учащихся в предметной области география, что послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения. Также следует отметить, что продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество у учащихся.
Цель курса:
Научить моделированию, подробно рассматривая каждый этап моделирования на примере изучения в процессе создания базы банных «Европа» с помощью изученного ранее программного инструмента: MS Access.
Задачи курса:
Познакомить учащихся с технологией создания базы данных с точки зрения объектного подхода.
Сформировать практические навыки по созданию базы данных «Европа».
Сформировать у учащихся креативность, способность к самостоятельному и инициативному решению проблем.
Программа курса рассчитана на 17 часов: по 1 часу в неделю. В основе данного курса лежит формирование теоретической базы данных на примере разработки базы данных «Европа».
К теоретической базе относится знания учащимися общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов ориентации.
В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части создаются компьютерные модели и алгоритмы решения данной базы данных «Европа». В ходе практических работ учащиеся ставят проблемы и проводят компьютерные эксперименты. Последовательно осуществляется переход от базы данных в виде таблицы к представлению базы в виде формы.
Учащиеся должны знать:
Структуру информационных моделей.
Технологию работы в среде MS Office: база данных MS Access.
Класс задач, ориентированные на моделирование в среде MS Access.
Требования, предъявляемые к модели базы данных.
Учащиеся должны уметь:
Составить и проверить поэтапное моделирование.
Осуществлять компьютерный эксперимент по созданию проекта базы данных «Европа».
Создавать управляющие кнопки.
Учебно-тематический план
тема
теория
практика
часы
форма
I Введение.
1
1
лекция
II Этапы разработки базы данных
2
1. Этапы создания проекта базы данных
1/2
1/2
1
лекция
практика
2. Требования, предъявляемые к модели базы данных
1/2
1/2
1
лекция
практика
III Разработка базы данных «Европа»
3
1. Сбор сведений о странах Европы (страна, столица, население, площадь, сведения об экономике)
-
2
2
практика
2. Создание проекта базы данных «Европа» (составление таблицы с указанием имени объектов, их параметров и действия над ними)
1/4
3/4
1
лекция
практика
IV Технология создания базы данных «Европа»
3
1. Создание таблицы «Страны»
1/2
1/2
1
лекция
практика
2. Создание формы
1/2
1/2
1
лекция
практика
3. Заполнение базы данных
1/2
1/2
1
лекция
практика
V Работа с кнопками
2
1. Создание заставки к базе данных «Европа»
1/2
1/2
1
лекция
практика
2. Создание кнопки Переход к странам и Выход из базы
1/2
1/2
1
лекция
практика
VI Творческие работы
6
а) Создать личную записную книжку: Ф.И.О., телефон, адрес, фото, увлечения друзей учащихся.
Б) Создать базу данных об исторических зданиях Санкт-Петербурга: название мест, имена архитекторов, фотографии, сведения о строительстве здания.
в) Создать базу данных «Природные зоны России».
6
практика
Содержание
Данный курс состоит из блоков связанных между собой. Технология создания базы данных «Европа» в блоках описана с точки зрения объектного подхода - рассматриваются типы объектов, их параметры, свойства и инструменты, которые могут воздействовать на них. В отдельном блоке изложены базы данных, последовательный переход от теоретической информационной модели к практическому воплощению проекта на компьютере с помощью программной среды ASSESS.Технологию работы с этим приложением учащиеся изучают в 9-м или 10-м классах общеобразовательной школы. Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный модуль, включающий теоретический материал и практические задания.
Основные формы организации занятий.
Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические (лабораторные) занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно.
Самостоятельная работа предназначена для выполнения творческой работы: создания баз данных по выбору учащихся.
Формы контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались и насколько они сформировались. Итоговый контроль реализуется в форме самостоятельной работы. Предлагается вместо цифровой шкалы использовать качественную словесную шкалу с определенными градациями. Общая аттестационная оценка - «зачтено»/«не зачтено».
Литература для учителя и ученика.
1. Макарова Н.В. Информатика 10-11 класс. С-П; Питер,2011г, стр.200-249.
2. Максаковский В.П. Экономическая география.
3. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
4. Информатика 7-9 класс. Задачник по моделированию / Под редакцией Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2011г.
15