Рабочая программа Управление данными
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«СЫЗРАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплины:
«Управление данными»
Для специальностей:
09.02.04
«Информационные системы (по отраслям)»
2016г.
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
Методическим советом ГБПОУ
«СПК»
Протокол №
От «___ »_____________2016г.
Секретарь_________Ширман Е.В.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04, 230401
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР ________________Пидодня Т.Е.
«_____» ________ 2016 г.
Автор:
Кувшинова С.М.
–
Заведующий УПИВЦ
Рецензенты:
Грачева Н.И.
–
председатель цикловой комиссии, преподаватель профессионального цикла по группе специальностей 09.00.00.
Сысуев А.И.
–
Начальник бюро АТП оборудования токарно-фрезерной группы с ЧПУ ОАО «Тяжмаш»
СОГЛАСОВАНО
ОАО «Тяжмаш»
Начальник бюро АТП оборудования
токарно-фрезерной группы с ЧПУ
________________Сысуев А.Н.
«___»_________2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего, профессионального образования 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» (углубленная подготовка).
Организация - разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский политехнический колледж».
Разработчик:
Кувшинова С.М. - Зав. УПИВЦ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Управление данными
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.04; 230401 «Информационные системы (по отраслям)» углубленной подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
учебная дисциплина входит в вариативную часть и относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
построить информационную модель для конкретной задачи;
применять современную методологию на стадии технического проектирования - обследование, выбор и системное обоснование проектных решений по структуре информационных моделей и базам данных, по архитектуре банка данных и его компонентам;
подобрать наилучшую систему управления базами данных (СУБД);
проектировать прикладную программу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
современные методы и средства разработки и синтеза структур информационных
моделей предметных областей;
состав информационной модели данных;
типы логических моделей;
современные методики синтеза и оптимизации структур баз данных;
основные принципы организации баз данных информационных систем, способы
построения баз данных;
этапы проектирования базы данных;
методики оптимизации процессов обработки запросов;
основные конструкции языков манипулирования данными;
современные методы обеспечения целостности данных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 81 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 54 часа;
самостоятельная работа обучающегося – 27 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
лабораторные работы
30
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
внеаудиторная самостоятельная работа (конспект, сообщение, презентация)
27
Итоговая аттестация в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена
2.2. Алгоритм реализации учебной дисциплины «Управление данными»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в базы данных
40
Тема 1.1 Основы построения банков данных
Содержание учебного материала
6
1.
Понятия данные, информация и их виды, а также применение
2.
Понятие пользователь банка данных, их виды и возможности обработки данных
3.
Понятие система управления базой данных, их виды и возможности обработки данных
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (подготовка сообщений по данным темам):
- Функции, архитектура распределенных БД.
- Преимущества и недостатки распределенных БД.
4
Тема 1.2 Архитектура банка данных.
Содержание учебного материала
4
1.
Понятие архитектура банка данных, их виды и возможности обработки данных
1
2.
Описание этапов проектирования базы данных
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (подготовка сообщений по данным темам):
- Фундаментальный принцип, свойства распределенных БД.
- Технология клиент-сервер.
4
Тема 1.3 Инфологическое проектирование БД
Содержание учебного материала
6
1.
Понятие модель. Свойства модели "сущность - связь" и особенности организации
2.
Понятие бинарная связь, тип бинарная связь и виды типов бинарной связи
3.
Моделирование локальных представлений. Понятие локального представления и способы организации
Лабораторные работы
6
1. Типы бинарных связей с использованием CASE средства ERWin
2. Моделирование локальных представлений
3. Ссылочная целостность
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
·
Самостоятельная работа обучающихся (подготовка сообщений по данным темам):
- Связь объектно-ориентированных СУБД с общими понятиями объектно-ориентированного подхода.
2
Тема 1.4 Модели данных
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие модель данных и их виды
Лабораторные работы
6
1.
Основные операции над данными
2.
Ограничения целостности
3.
Схема данных
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (подготовка сообщений по данным темам):
-
Раздел 2. Проектирование базы данных
39
Тема 2.1 Теория проектирования реляционных баз данных
Содержание учебного материала
-
2
Лабораторные работы
4
1.
Функциональные зависимости
2.
Операции реляционной алгебры
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (составление конспекта по данным вопросам):
- Объектно-ориентированные модели данных.
2
Тема 2.2 Логическое проектирование БД.
Содержание учебного материала
-
2
Лабораторные работы
2
1.
Проектирование реляционной логической модели базы данных
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (составление конспекта по данным вопросам):
- Характеристики, достоинства и недостатки объектно-ориентированных СУБД.
- Языки программирования объектно-ориентированных СУБД.
5
Тема 2.3 Нормализация схем отношений.
Содержание учебного материала
-
2
Лабораторные работы
4
1.
Нормальные формы для БД
2
Задача нормализации схем отношений
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (составление конспекта по данным вопросам):
- Характеристики объектно-реляционных СУБД.
- Сравнительная характеристика объектно-ориентированных и объектно-реляционных СУБД.
4
Тема 2.4 Физическое проектирование БД.
Содержание учебного материала
4
1.
Компоненты этапа физического проектирования
2
2.
Жизненный цикл БД
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся (составление конспекта по данным вопросам):
- Архитектура Web-СУБД и преимущества и недостатки интеграции СУБД в Web
2
Тема 2.5 Системы управления базами данных.
Содержание учебного материала
-
2
Лабораторные работы
8
1.
Современные системы управления базами данных
2.
Языки описания (DDL). Основные команды для описания таблиц в SQL
3.
Языки манипулирования данными (DML). Основные команды для редактирования таблиц в SQL
4.
Алгоритмические языки. Команды для организации сложноподчинённых запросов к таблицам в SQL
Практические занятия
-
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся (составление конспекта по данным вопросам):
- Основные методы интеграции СУБД в среду Web
- Безопасность Web-СУБД.
4
Всего:
81
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинетов Программирования и баз данных.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методический комплекс учебной дисциплины;
инструкции к выполнению лабораторных работ.
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор, экран или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Агальцов В.П. Базы данных. – М.: Мир, 2002.
Голицина О.Л. Базы данных. - ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003.
Григорьев Ю.А. Базы данных - МГТУ им. Баумана, 2002.
Попов В.Б. Основы информационных технологий: системы управления базами данных. – Финансы и статистика, 2005.
Фуфаев Э.В. Базы данных. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Дополнительные источники:
Дейт К. Введение в системы баз данных: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2001.- 1072 с.
Коннолли Т., Бегг К., Страчан А. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. – М.: Вильямс, 2000.- 1120 с.
Кренке Д.М. Теория и практика построения баз данных: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 786 с.
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
построить информационную модель для конкретной задачи;
применять современную методологию на стадии технического проектирования - обследование, выбор и системное обоснование проектных решений по структуре информационных моделей и базам данных, по архитектуре банка данных и его компонентам;
подобрать наилучшую систему управления базами данных (СУБД);
проектировать прикладную программу.
опрос, тестирование, отчет по лабораторным работам, отчет по внеаудиторной самостоятельной работе, зачет, дифференцированный зачет, экзамен
Знать:
современные методы и средства разработки и синтеза структур информационных моделей предметных областей;
состав информационной модели данных;
типы логических моделей;
современные методики синтеза и оптимизации структур баз данных;
основные принципы организации баз данных информационных систем, способы построения баз данных;
этапы проектирования базы данных;
методики оптимизации процессов обработки запросов;
опрос, тестирование, отчет по лабораторным работам, отчет по внеаудиторной самостоятельной работе, зачет, дифференцированный зачет, экзамен
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 1Заголовок 215