Обзор основных УМК по МХК


Обзор УМК по курсу «Мировая художественная культура»
В современной школе учебный курс «Мировая художественная культура» является структурно-образующим предметом образовательной области «Искусство», т.к. в нем рассматриваются общие закономерности становления и взаимодействия художественной культуры как целостной системы. Знакомство с содержанием, историей, философией и значением художественной культуры у школьников начинается на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, истории. Затем появляется необходимость более полного теоретического осмысления феномена культуры и художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории, т.е. приходит очередь школьного курса МХК.
Как школьная учебная дисциплина «Мировая художественная культура» была включена в федеральный учебный план для среднего общего образования в  1987 г. В настоящее время она является учебным предметом по выбору в 10-11 классах на базовом или профильном уровне. Предмет «Мировая художественная культура» призван завершить систему культурно-философского, эстетического и духовного образования и воспитания в школе.
Сегодня учитель имеет возможность выбора. Он может воспользоваться программами, которые имеют разное учебно-методическое обеспечение, разные концепции, разное содержание, разные цели, разные результаты.
В.Ю.Солодовников. УМК обеспечен программой, учебниками 10,11 класса. Концепция автора заключается в формировании мировоззрения ученика через художественную картину мира. Основная цель : формирование средствами искусства духовно-нравственного мировосприятия и активной жизненной позиции школьника. Содержание построено на постижении эстетического идеала через историческую эпоху развития общества, мировоззрение и религию. Результат освоения данной программы предполагает воспитание человека как активного участника миротворения , от образа жизни которого зависит конечный результат и качество созданного им мира.
Л.А.Рапацкая. УМК обеспечен программой, учебниками 10,11 класса, медиапродуктом. Концепция автора осуществляется в раскрытии особенностей российской художественной культуры в развитии мировой культуры. Автор программы видит изучение МХК в школе как культурологической дисциплины .Таким образом, художественная культура изучается как культурологическая дисциплина, обобщаются ключевые межпредметные знания, полученные учащимися ранее при изучении предметов гуманитарного цикла, с опорой на положения русской классической философии, литературоведения, музыковедения, искусствознания в их взаимосвязи. Историко-культурологический подход позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций, показать эволюцию художественных стилей эпохи, выделить на этом пути наиболее значимые духовно-нравственные доминанты, запечатленные в шедеврах искусства. Основной целью является соотнесенность ценностей и традиций русской художественной культуры с ценностями и традициями народов мира при условии формирования целостного представления школьника о мироустройстве. Содержание строится на принципе историзма как способе погружения в культуру, исторической логики и проблематики развития национальных художественных ценностей. В качестве результата автор видит понимание смысла учащимися доминантных идей различных эпох, имеющих актуальное значение для быстро меняющегося современного мира. Концептуальной особенностью данной программы является приоритет русской художественной культуры в контексте мировой.
Г.И.Данилова. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления, поэтому в программе предлагается рассматривать два основных этапа изучения МХК: 5—9 классы — факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями и 10, 11 классы — базовый и профильный курсы. УМК обеспечен программой, учебниками 5,6,7-9,10,11 классы, медиапродуктом. Приобщение к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира. В связи с этим в программе четко прослеживается смена ведущих аспектов изучения МХК: от образовательно-воспитательного в 5-9 классах к эстетико-культурологическому в 10-11 классах. Концепция автора заключается в постижении культуру как этапа исторического развития общества. Цель понимается автором как осознание учащимися вклада определенной исторической эпохи в развитие культуры. Содержание построено по принципу знакомства с культурно-историческими эпохами и выдающимися творцами культуры, определением их своеобразия и значения для человеческой цивилизации. Хочется отметить четкую реализацию в данной программе принципа интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Включенные в содержание произведения не дублируют школьные курсы литературы и других предметов, а расширяют их. Предложенные в программе задания сравнительно-сопоставительного характера предполагают обучение школьников основам культурологического анализа культурного текста. Результатом для автора является развитие творческих способностей и умения учащимися самостоятельной поисковой деятельности, овладение и применение ими образного языка для анализа произведений искусства.
Г.И. Емохонова. УМК обеспечен программой, учебниками 10,11 класса, рабочими тетрадями 10,11 класса, медиапродуктом. Концепция автора состоит в том, чтобы дать учащимся целостное представление о мировой художественной культуре, помочь им постигнуть логику ее развития в исторической перспективе. Логика исторического линейного развития – от первобытного мира до культуры ХХ  века – дает основу для сравнительного анализа, диалога различных культур. Для автора основной целью является систематизация знаний на базовом уровне о культуре и искусстве, полученных учащимися на предыдущих уровнях обучения. Содержание базируется на принципах культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Результат представляет развитие у учащихся толерантного отношения к миру и восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой художественной культуры. Акцент сделан и на приобретение школьниками навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
В данный обзор вошли основные УМК по мировой художественной культуре. Но уже это даст возможность начинающему преподавателю МХК составить свое представление о каждой из них, и, надеюсь, поможет определиться с выбором .