Статья «Современное образование: проблемы, поиски, решения…»


Современное образование: проблемы, поиски, решения….
Прежде чем начать анализировать изменения, происходящие в образовании Казахстана, стоит отметить мировую масштабность и глобальность этого явления. Перешагнув порог 21 века, испытав ряд последовательных экономических кризисов, мировое сообщество серьёзно озаботилось вопросом: «Почему при семимильно шагающей в будущее науке, развитии технологий человечество сталкивается такими явлениями как безработица, голод, болезни, изменения климата как следствие человеческой жизнедеятельности?» Авторы резюме «Взгляд на образование 2013. Индикаторы ОЭСР» указывают, что основной ряд кризисных проблем ложиться на молодое поколение в возрасте от 18 до 29 лет, молодых людей, которые в принципе не могут нести ответственность за криз, так как не создавали его. Образование, по философской своей трактовке, является надстроечным элементом, поэтому все преобразования в нем диктуются базисными проблемами, в нашем конкретном случае – экономическими и политическими. Давосский экономический форум 2003 года, анализируя причины мирового экономического кризиса, указал, как одну из них – устаревшее, неконкурентоспособное образование, направленное на накопление знаний, посредством принятия фактов и информации. По мнению участников, серьёзную роль в этом вопросе сыграло отсутствие применительного вектора у того объёма знаний, которым обладают современные выпускники как средней, так и высшей школы.
Обдумывая портрет идеального выпускника школы 21-го века, в рамках школьного конкурса, я обратилась к экономическим статьям, авторы которых изучали современный рынок труда. Все они сходятся во мнении, что обществу потребуются высокообразованные сотрудники, легко адаптирующиеся к смене функций, их возрастающему количеству и быстрому решению возникающих производственных задач, принятию самостоятельных ответственных решений. В исследовании ОЭСР «Устойчивая гибкость» (руководство для учителя 1, стр.150) я нахожу подтверждение тому, что новая экономическая политика 21-го века, которая будет основана на информации и знаниях, характеризуется быстрой сменой технологий и рынков продукции, что в свою очередь повлияет на изменения в профессиональных ожиданиях от потенциальных работников.
Продуктом обновленного образования должна стать личность способная к самореализации, саморазвитию, адаптирующаяся к новым, нестандартным обстоятельствам, путем разрешения проблем. Как показывают исследования проведенные специалистами ОЭСР качественное высшее образование по прежнему остается ценным и люди, обладающие им меньше подвержены проблемам безработицы, в отличие от своих сверстников, имеющих за плечами багаж только среднего образования. Остается стабильной и связь между наличием образования и заработной платой, поэтому мотивация для получения высшего образования продолжает развиваться, предъявляя все большие и строгие требования к выпускнику средней школы.
Изменившийся портрет выпускника повлек за собой учительские искания – необходимость перемен в образовательной парадигме. Она, сегодня, как показывают исследования ОЭСР, стоит на «четырёх китах»: компетентностный или конструктивистский подходы, критическое мышление, проектная методика и групповая работа. Относительно деятельности учителя, в глобальном контексте, можно выделить яркий объединяющий момент – это серьёзная, носящая исследовательский характер рефлексия преподавательской практики, поэтому большую роль станут играть такие исследовательские стратегии, как исследование в действии, Lesson Study, кейс – стади, которые позволят посредством глубокого анализа , переосмысления преодолевать проблемы современной средней школы. Помимо этого, политикам от образования в Казахстане, уже сейчас рекомендовано специалистами ОЭСР, проанализировать опыт Финляндии, Кореи и Сингапура, демонстрирующих высокие достижения учащихся, сочетающиеся с социальной справедливостью и стабильными инвестициями в образовательные технологии, притом, что наличие серьёзной материальной поддержки не всегда может обеспечить мгновенную отдачу. Так, например, в отчете ОЭСР по Финляндии за 2008 год говориться: «Нет достаточных доказательств того, что цифровые учебные ресурсы оказали значительное влияние на текущий учебный процесс». Тем не менее, инвестиции в обучение ИКТ в Финляндии растут, как и растет количество учителей использующих цифровой компонент в классе. Хотелось бы, что бы подобная политика послужила бы хорошим примером организации перемен в образовательной сфере нашей страны.
Сегодня в Казахстане остро стоит вопрос об адоптивном, инклюзивном среднем образованием, здесь примером могут послужить успехи, которые в этом вопросе демонстрируют Индия и США. 90% учащихся школ Индии, задействованные в пилотных экспериментальных проектах, продемонстрировали улучшение результатов, а в школах США удвоение результатов. Все это стало осуществимым на базе введения новой культуры школьной оценки (оценивание для обучения), усиления обратной связи с учащимися и родителями. Подобные перемены обусловили рост мотивации учащихся, их уверенности в себе и активное включение в образовательный процесс.
Согласно информации ООН, если рассматривать лицами школьного возраста детей от 6 лет до 21 года, то 33,7% населения Земли составляют школьники. Самыми образованными школьниками, по праву считаются школьники Финляндии, они же участники и самой справедливой системы образования.
Дети в Финляндии начинают учёбу в 7 лет, так как считается, что занятие для маленьких детей – это игра, а не учёба. Если ребёнок научится играть, то у него будет развитое воображение и много энергии. Эти полезные качества будут использоваться в дальнейшем и на практике, то есть в учёбе.
Философской миссией финских школ является мысль о том, что школа – это такое место, где общей целью образования всех, посещающих школу и работающих в ней, стало бы обретение счастья и повышение уровня благополучия в жизни детей.
Система образования Финляндии одна из самых справедливых в мире. Она сохраняет равенство для всех. Самым главным на пути к повышению качества и усовершенствованию образования является равноправие.
Необычные финские школы являются результатом четырёх десятилетий реформы образования, которая полностью оправдала возложенные надежды и материальные вложения. Финны начинают учиться в школе позже всех детей мира, летние каникулы у них длятся 3 месяца, школьные дни короче, домашние задания меньше и мало контрольных проверок. Их учителя хорошо образованные и высокоуважаемые люди. Они редко проходят переаттестации и получают нормальную зарплату. Все школы являются государственными и бесплатными. В 2000 году страна поднялась на вершину рейтинга международной организации PISA, которая проверила познания 15-летних молодых людей в чтении, математике и естественных науках. Прослеживается тесная связь между эволюцией современной образовательной системы и тем, как она влияет на сокращение таких явлений как бедность и неравенство.
Все финские дети обеспечены полезным для здоровья питанием, состоящим из обеда и лёгких закусок. Им оказывается стоматологическая, медицинская и психологическая помощь. Если они нуждаются в специальных осмотрах, то им предоставляется возможность воспользоваться услугами квалифицированных специалистов. Школы фокусируют внимание на отношениях сотрудничества, а не конкуренции, дети взрослеют и обретают уверенность в себе. Детям помогают найти смысл и увлечься учёбой, а не просто подготовить их к роли хорошо обученных винтиков в промышленной машине. Быть частью такой школьной системы – это счастье.
Каждая отдельно взятая школьная система является отражением национальных ценностей. Дружелюбный подход финской системы к детям способствует созданию общества, где лишь немногие оступаются. (на основе выступления Паси Зальберга, генерального директора Международного центра мобильности и сотрудничества)
В 2013 году страна продолжает сохранять лидерство в мировом рейтинге систем образования, а финские школьники по данным международной организацией IEA (Institute for Educational Achievement) занимают передовые места среди учащихся других стран. Одними из главных особенностей образовательной системы Финляндии продолжают оставаться: новаторская система, высокий уровень подготовки и оплаты труда педагогов, 100% государственное финансирование школьного образования (бесплатно предоставляются также учебники, канцтовары, медицинское обслуживание, питание, транспорт), отсутствие разницы в качестве обучения в различных школах и вузах. Даже разница между самыми сильными и самыми отстающими учениками минимальная.
Сегодня в финском обществе господствует консенсус в отношении поэтапного перехода к школам, объединяющим в общем потоке слабых и сильных учеников (принцип интеграции), а также детей с какими-либо нарушениями в развитии. Эта политика берет начало в 70-х годах, а последняя специальная школа закрыта в Финляндии несколько лет назад. До окончания среднего обязательного образования (на протяжении 9 лет) все дети учатся вместе. Преимущества такой школы в том, что она дает возможность развиваться тем, кто слабее, гибко приноравливаться к повысившимся требованиям рынка труда, включаться в жизнь общества.
В качестве дидактической модели, обеспечивающей этот процесс, была избрана концепция американского педагога Блума, согласно которой самое важное в обучении – точное определение целей, а также положение о том, что для освоения этих целей разным детям необходимо разное время. Девиз подхода Блума – «каждый сможет это!». И хотя литература свидетельствует о том, что результаты применения такого подхода были более скромными, чем ожидания, все же пример Финляндии показывает: концепция Блума может быть весьма эффективной.
Отдельно стоит сказать и о системе оценивания. Отметки, которые позволяют сравнивать одного ученика с другим (суммативное оценивание), были упразднены. Их место занимают разные альтернативные формы оценивания, когда оценивается прогресс ученика в обучении (формативное оценивание). Иными словами, каждый сравнивается только с самим собой. Одна из таких форм – портфолио – становится популярной и в нашей стране. С начальной ступени обучения практикуется самооценка.
В последние годы отмечается поворот от идей Блума к моделям обучения, основанным на идеях Пиаже и Дьюи, так называемая «конструктивистская дидактика». Здесь особо подчеркивается собственная активность ученика в обучении.
В финской системе образования учителям предоставлена высокая степень свободы. Но для этого потребовалось реформировать их подготовку. Учителя действительно должны владеть всей палитрой педагогических методов и подходов. Только в этом случае педагогическая свобода и вариативность могут принести ожидаемые плоды.
Пройдя первый этап обучения на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан первого (продвинутого) уровня, я смею надеяться, что наши разноуровневые курсы станут серьёзной стартовой площадкой для подготовки педагогов, которым подобная свобода окажется по силам. И мы, выпускники Программы, сначала ручейками, затем полноводными реками, разольёмся по нашим школам как свежая, обогащенная кислородом новых знаний вода, которая станет питать ниву просвещения.
Школы действительно нуждаются в переменах, на мой взгляд, появилось немало «случайных» людей, которые демонстрируют возросшую до опасных пределов безответственность, некое пассивное участие в образовательном процессе. Но даже и увлеченные профессией люди, под гнетом километровой отчетности, не в состоянии уделять учащимся столько времени, сколько искренне бы хотели. Накопилось много противоречий между тем как необходимо работать учителю и тем как это видеться тем, кто отдает приказы в образовании.
Не будет преувеличением, если комплексу всех последних изменений в системе общего образования будет присвоен революционный статус, т. к. происходят кардинальные изменения по всем основным аспектам образования, и внедрение большинства из них осуществляется довольно быстро, без отработки отдельных элементов и многократной апробации.
Такой путь весьма опасен, поскольку именно неотработанные отдельные элементы могут негативно влиять на все внедряемое направление. Однако революционная парадигма далеко не всегда учитывает положительные результаты предшествующих однородных подходов.
Образование - многогранный, сложный феномен общественного бытия, соответственно, не терпит однобоких изменений. Как следствие, начинается цепная реакция качественных перемен: меняющаяся техника преподавания требует изменения и роли ребенка в учебном процессе, расширяющаяся учебная самостоятельность обучающегося влечет перемены в оценивании уже не столько знаний, сколько верной учебной деятельности и т.д.
Но все эти колоссальные перемены потерпят крах, если в стороне останется стержневая фигура образования – учитель. Наши учительские перемены гораздо сложнее – нам необходимо менять сознание, которое переломит догмы старой школы, бережно сохраняя при этом незыблемую мудрость веков, отлеживая все полезное через призму знаний, опыта и веления времени.
Многоаспектная и достаточно сложная работа, и та, что уже проведена, и та, что ещё впереди на долгие голы, не пугает меня. Наоборот, затраченные мной когнитивные усилия делают меня профессионально сильнее, увереннее, более того, придают мне компетентностный вес, не позволяя ветру перемен сбивать меня с избранного пути. Окружающая нас действительность претерпевает удивительные изменения: информационные, технологические, научные и даже климатические, но особенно поражает скорость, с которой все эти изменения происходят. Что же требует от меня, учителя 21 века, мое интересное, беспокойное, динамичное, богатое событиями и открытиями время?
Прежде всего, качественного и результативного преподавания. Для этого необходимо обладать высокой профессиональной компетенцией, которая позволит выстраивать концепцию урока, где ученик добывает знания самостоятельно при координирующей роли учителя. Научить ребенка регулировать всеми видами своей умственной деятельности, учиться так, чтобы он мог развиваться, совершенствоваться и реализовывать себя в течение всей жизни.
Во-вторых, умения адаптироваться к различным ситуациям и на уроке в школе, и в обществе. Умения, развитого на базе постоянно тренируемой антиципации. Сегодня важно быть учителем, для которого ребенок, даже самый проблемный в плане поведения, остается личностью. И самому быть личностью, обладающей высоким уровнем профессиональной саморегуляции.
В-третьих, время требует от меня стремления к расширению собственного информационного поля, где когнитивная информация имеет применительное разрешение и практический выход. Я осознаю необходимость самосовершенствования, саморазвития, чтобы оставаться интересной тем, ради кого я трудишься, чтобы ставить перед собой серьезные цели и достигать их, реально воздействуя на процесс позитивных перемен в сфере образования.
В-четвертых, я осознала свою лидерскую позицию – я когнитивный, творческий лидер. Я думаю, что сила моих, нацеленных на профессиональное саморазвитие убеждений достаточно высока, чтобы мотивировать коллег к сознательному преобразованию их преподавательской практики.
Время диктует нам свои законы, предъявляет серьёзные требования. Продуктом обновленного образования должна стать личность, способная к самореализации, саморазвитию, адаптирующаяся к новым, нестандартным обстоятельствам путем разрешения проблем. Чтобы взрастить человека, обладающего подобными качествами, учителю необходимо культивировать и бережно взращивать их, прежде всего, в себе. Каждому, кто готов встать на путь качественных перемен, я готова протянуть руку помощи, как в качестве коуча и ментора, так и модератора сетевого сообщества.
Мы, учителя, меняемся, чтобы шагать в ногу со временем, но одновременно и сами меняем многое вокруг, поскольку, как сказал Уинстон Черчилль, мы обладаем огромной властью над будущим, так как держим его в своих руках.