Технологическая карта От проблемы к позиции автора в сочинении на ЕГЭ
Технологическая карта
Тема: От проблемы текста к позиции автора
1.Проблема
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, философская, социальная, политическая, нравственная, экологическая, эстетическая и т.д.Проблема (чего?)
Вопрос (о чем?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, языка, влияния природы на душу человека и т. д.Типовые конструкции
Автор (имя, фамилия автора в Р. п.) поднимает проблему…
В центре внимания (имя фамилия автора в Р. п.) проблема…
Предложенный для анализа текст (имя, фамилия автора в Р. п.) посвящен проблеме…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д. Гранин.
Текст(имя фамилия автора в Р. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
Как(может ли, зачем ,почему, и т. д.)..?Эта проблема привлекла внимание автора
Основная мысль( идея, позиция автора) текста Проблема
Автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Автор текста убеждает нас в том, что семья – это главное в жизни человека, потому что определяет развитие личности. Автор убежден, что красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает в раздумья. Автор считает, что человек, раскаявшийся в постыдных поступках, больше не совершит их. Автор подводит читателя к мысли о том, что человек своей деятельностью способен нанести невосполнимый ущерб природе Язык народа является показателем его культуры: язык хранит память о тысячелетней истории народа Немолодая женщина, крупный ученый рассказала такую историю: «Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьем. Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь. Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. В кабинете за столам сидела величественная дама. Хирург и главный врач поликлиники. Я сказала:
- Я в крови. Пожалуйста, окажите мне первую помощь.
- С половины третьего! Железным голосом ответила.
Часы показывали два.
- но ведь у меня кровь течет, помогите мне!
И тогда она не крикнула. Спокойно сказала:
- Выйдите отсюда!
Я, конечно, вышла. Я плакала»
«Вы правы,- пишет она дальше, -сравнивая травму, нанесенную криком с ударом ножа. Но такой удар можно нанести и без крика. Нормальным голосом»
К врачу пришел человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанес ему травму душевную.
И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом.
Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.
В одной семье произошел такой случай. Дочка, ученица пятого класса, вернулась однажды домой бледная. Сказала:
- В эту школу я больше не пойду.
Ничего объяснять она не стала. Видно было только: потрясение безмерно. Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. И только спустя годы, она рассказала, в чем было дело. На медицинском осмотре школьный врач сочувственно воскликнула:
- С таким сердцем жить нельзя!
Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.
Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно – слово!» На меня обрушилась лавина откликов. Большинство откликнувшихся соглашались: со словом надо обращаться осторожно. Однако нашлись люди, которые утверждали, что без грубости не обойтись. Без нее-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.
Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. Сила – в спокойном достоинстве. Заставит себя уважать, не позволять, чтобы вам грубили, нелегко. Но опускаться до уровня хама бессмысленно. Это значит отказаться от самого себя! От собственной личности! Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства!
*Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) – прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста по алгоритму:
1.Выявите основную мысль теста и запишите ее в виде законченного предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Комментарий
Типовые конструкции для комментирования проблемы
Автор (что делает?)
Отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…,приводит пример того, как…, отмечает важность, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, воссоздает, использует прием усиления эмоционального воздействия, объективно показывает Начало комментария: материал Данную проблему автор раскрывает, анализируя…
Проблему (чего?)автор раскрывает на примере…
Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
Продолжение комментария: аспект +иллюстрация Ни одна детальнее не остается незамеченной автором. Во-первых, он обращает внимание( аспект)…Так, в диалоге… Во-вторых, автор замечает (аспект)…
Автор текста обращает внимание читателя на (аспект)…В этом ему помогает…
(Аспект) – лишь одна сторона исследуемой проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на…В…абзаце публицист делится своими воспоминаниями о…
После каждого аспекта его значимость Это позволяет автору…
Писатель стремится к такому изображению, чтобы читатель получил возможность…
Благодаря этому приему, внимание читателя приковано…
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Позиция автора
(проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство)
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Автор (что делает?)
Считает, подводит читателя к выводу, приходит к следующему выводу, призывает, убеждает нас, помогает понять, убедительно показывает, утверждает, убежден, автору важно убедитьТиповые конструкции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова:…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том,…
Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…
Сформулируйте позицию автора (что думает автор по проблеме и почему)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________