Выступление на тему: «Современное музыкальное образование: традиции, новаторство, модернизация, перспективы»
Выступление на тему:
«Современное музыкальное образование: традиции, новаторство, модернизация, перспективы»
Современное музыкальное образование: традиции, новаторство, модернизация, перспективы.
Современное образование сегодня отражает три важных аспекта модернизации системы общего образования: переход на новые образовательные стандарты, и соответственно, проблему организации внеурочной деятельности, и, конечно, проблему освоения педагогом нового инструментария организации деятельности обучающихся и овладения новых технологий, направленных на формирование метапредметных и личностных результатов.
В современных условиях непредсказуемо бурного вхождения России в информационную цивилизацию и рыночную экономику одной из приоритетных задач общества является претворение в системе образования и его структуре общечеловеческих задач по формированию и сохранению компонентов духовной культуры. Стремительно изменяется время, наша жизнь, что требует от современного образования новых подходов. Всё больше уделяется внимание личностно-ориентированным подходам в воспитании и образовании.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что образование и воспитание - это главное, что дает общество человеку. Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения. Одним из традиционных понятий в этой связи является содержание образования, как совокупность тех качеств и отношений образовательного процесса, которые необходимы для ретрансляции накопленного практического и духовного опыта. За содержанием образования всегда выступает модель человека - идеального носителя желаемой образованности.
С введением ФГОС идёт запрос на ответственного, заинтересованного в успехе, инициативного и способного творчески мыслить ученика, адаптированного к современной жизни. Современному обществу необходим человек образованный, социально-активный, творческий, компетентный, духовно-нравственный, гражданин России. Поэтому целью современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни. (Наша новая школа: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире»). Так, например, девиз нашего общеобразовательного учреждения «Гимназия №1», где я работаю учителем музыки, звучит так: «Не для школы, а для жизни учимся!»
С введением ФГОС, сегодня к школе предъявляются новые требования. Чему же должен научиться ребёнок в рамках нового стандарта?
Ребёнок должен:
- Планировать свою деятельность
Ребенок должен уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления
Дети вместе со взрослым разрабатывают «ориентировочную основу» (устный или зафиксированный в модели план действия) для совершения действия.
Дети используют «ориентировочную основу» (устный или зафиксированный в модели план действия) при совершении действия.
Дети самостоятельно определяют объем и содержание дополнительной тренировки для овладения способом действия.
Дети в малой группе планируют собственную деятельность в ходе проектной работы.
Дети осуществляют выбор наиболее эффективного способа решения в выполнении задания, имеющего несколько решений.
Дети определяют, какой способ действия можно использовать при решении задачи, ориентируясь не на внешние признаки ситуации, а на существенное отношение.
Дети участвуют в выполнении проектной работы, результаты которой оцениваются совместно со взрослым.
- Оценивать свои действия
Ребенок должен уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок
Дети сравнивают действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
Дети разрабатывают вместе со взрослым критерии оценки работы.
Дети используют дифференцированное оценивание: для одной работы выделяются разные критерии оценивания.
Дети разрабатывают вместе со взрослым шкалу оценки работы.
Дети различают контроль результата и контроль способа действия.
Дети различают оценку результата и оценку способа действия.
Дети могут производить самооценку по заданным извне или своим установленным критериям.
Дети проводят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий взрослым.
Дети сравнивают свою самооценку выполнения задания с оценкой учителя.
Самооценочные действия ребенка предшествуют оценке учителя.
Дети могут самостоятельно предъявлять свои результаты на публичную оценку класса, учителя.
Дети оценивают отдельные операции, входящие в состав способа действия; работу с моделями (схемами) в различных условиях, соотнесение полученных результатов в ходе решения задачи с ее условиями, проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий, критерии оценки заданий, выдвигаемые одноклассниками и учителем, свои внеучебные достижения в школе и за ее пределами.
- Использовать знаки
Ребенок должен уметь использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
Дети фиксируют в модели общий способ действия, применимый к решению различных конкретных задач.
Дети используют модели для решения конкретных задач.
Дети используют разные способы моделирования.
Дети преобразуют модели для постановки новой учебной задачи.
- Формулировать проблему
Ребенок должен уметь ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Педагог создает ситуацию, где дети (группа детей) сами обнаруживают невозможность использования уже освоенного способа действия (алгоритма) в новой ситуации, т.е. обнаруживает свое незнание («этого я не знаю»).
Педагог создает ситуацию, где ребенок (малая группа) сам(и) ставит задачу овладения новым способом действия («мне надо научиться»).
В ситуации, где прямое использование способа действия невозможно, дети совершают преобразование, дающее возможность применения известного способа действия.
Дети решают задачи, требующие преодоления стереотипа, конструируя новый способ решения.
- Работать в группе
Ребенок должен уметь работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения
Дети в малой группе понимают свою роль и действуют в соответствии с этой ролью.
Решая задачи в группе, каждый ребенок предъявляет свою точку зрения
Решая задачи в малой группе, дети выражают свое согласие или несогласие с мнениями других детей.
Решая задачи в малой группе, дети координируют разные точки зрения и приходят к общему мнению в ходе обсуждения.
Дети аргументируют свое решение в ходе решения задачи (в том числе при работе в малой группе).
Дети договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности (в том числе, при работе в малой группе).
Решая задачи, дети задают вопросы о недостающей информации не только учителю, но и друг другу.
Дети сравнивают действие (отдельные операции) партнера по группе и его результат с готовым образцом;
Дети оценивают действие (отдельные операции) партнера по группе и его результат в соответствии с выделенными критериями.
- Искать информацию
Ребенок должен уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Дети осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
Дети осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Дети используют различные виды редакторов для корректуры собственного текста с помощью компьютера
- Фиксировать информацию
Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог)
Дети в малой группе (ребенок) могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к поисковым системам интернета, цифровым источникам –гипермедиа-объектам, видео-аудиозаписям, интернет-сайтам.
Дети в малой группе (ребенок) могут обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию) с помощью диктофона, видеокамеры в письменный текст, пересылать полученный текст по электронной почте, вести диалог с помощью веб-камеры, письменную дискуссию на форумах в интернете.
Дети создают текстовое описание объектов, явлений и событий, могут фиксировать их в графической форме схемы, графиков, таблицы.
Все эти требования напрямую касаются и музыкального образования, которое сегодня не ограничивается влиянием на развитие духовного совершенства, эстетического сознания, художественно-творческого воспитания обучающихся, а способствует развитию профессионально и социально-значимых качеств и свойств личности, таких как профессиональная мобильность, организаторские способности, предприимчивость, инициативность, упорство, трудолюбие, усидчивость и т.д. Так, в наших рабочих программах в пояснительной записке есть подпункт о роли и месте учебного предмета «Музыка» в учебном плане, где говорится о том, что «музыкальное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Без базовой музыкальной подготовки невозможно стать образованным человеком. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира».
Главная цель любого современного урока – это, прежде всего, воспитание личности человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Личность, в моем понимании, это человек, который не боится мыслить. Об этом говорится в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности» А также, наряду с ключевыми задачами, современный урок должен формировать коммуникативные навыки.
Именно этим целям служат приемы и методы технологий личностно-ориентированного образования. Одной из таких технологий является идея педагогических мастерских. (О которых я узнала, став заочным участником V Международного педагогического форума, который проходил с 8 по 12 июля 2013 года в г.Санкт-Петербург. Тема форума «Педагогические технологии и инновации в образовании – Российский и международный опыт» - СМИ «Завуч.Инфо»).
Современный этап развития общества и образования характеризуется такой высокой динамичностью, что инновации становятся непременным атрибутом нашей жизни, в том числе и профессиональной. Сейчас инновационными технологиями уже никого не удивишь. Издаются книги, повсеместно проводятся тренинги, вебинары, семинары, конференции. Это – норма, а не исключение. И всё же, в школе это по - прежнему актуально. Современные требования таковы, что необходимы новые подходы к ведению уроков, новые технологии преподавания. Меняются дети, их интересы, учителя. Мы вынуждены искать новое, чтобы идти в ногу со временем. Инновационные технологии – ключевая деятельность педагогов, работающих по новым стандартам.
Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации уроков, занятий (которые можно проводить и во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании). Это инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у обучающихся познавательные, творческие, коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность.
Технология «Педагогические мастерские» (творческие, французские) создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.
«Ауто-социоконструирование» - так называют технологию пед.мастерских французы – это созидание, открытие, соотнесение нового с уже известным ранее. «Ауто» - «сначала я делаю сам с собою», «социо» - потом «я делюсь с другими и получаю новые знания от другого».
В педагогической мастерской процесс обучения определяется как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения школьника, с другой – требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача педагога – подарить ученику радость открытия.
Педагогическая мастерская обеспечивает введение ребенка в процесс познания, самостоятельного поиска новых знаний, практически исключает прямую передачу информации в готовом виде. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так и происходит в мастерской формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.
Задача мастера в рамках данной технологии обусловлена принципами и условиями организации мастерской и предполагает достаточно непривычную для массовой школы и традиционной педагогики позицию. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Решить обозначенную проблему помогает: создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы). Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса. Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.
Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку. В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика (мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), доминирующей является самооценка с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.
Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи этапов:
1. «Индукция» («наведение») создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.
2. «Деконструкция» работа с материалом (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.
3. «Социализация» соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
4. «Реконструкция» создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.
5. «Афиширование» вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.
6. «Разрыв» кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.
7. «Рефлексия» отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Например: «Я сегодня понял, открыл, узнал», «Мне сегодня было трудно», «Я из этой трудности вышел так – то.» «Мне было сегодня легко, потому, что». Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.
Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки самокоррекции;
не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
(«В поисках ключей к смыслам» Н. И. Белова»)
Технология «Пед.мастерская», я считаю, отвечает требованиям к современному образованию, так как, отталкиваясь от знаний (предметные и метапредметные результаты) учитель заканчивает на личностном уровне (а это личностные результаты). Технология «Педагогическая мастерская» может вписаться в классно-урочную систему, а также её можно применять и на кружках в дополнительном образовании, и во внеурочной деятельности, и во внеклассной работе. Данная технология интересна тем, что она вовлекает в процесс всех, даже ранее неактивных. Педагогическая мастерская даёт выход на исследовательскую и проектную деятельность. Нельзя научить добру, не вовлекая человека делать добрые дела, проявляя себя в деятельности, ребёнок личностно «проживает» всю ситуацию, «пропускает через себя», и это важно, этот опыт останется на всю жизнь.
В связи с этим, приведу пример из личного опыта – проведение мероприятия во внеурочной деятельности, которое мы назвали «Дорогой Добра».
Данное мероприятие «Дорогой Добра» стало одним из творческих продуктов долгосрочного проекта социальной направленности, целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания младщих школьников.
Проект основывается на принципах организации духовно-нравственного развития и воспитания:
- социальной востребованности;
- индивидуально-личностного развития;
- социально-педагогического партнёрства.
Задачи:
- развить у детей чувство сопереживания, сострадания, милосердия к окружающим;
- вовлечь детей в благотворительную деятельность, сделать конкретные добрые дела;
- предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей;
- развить сотрудничество в классном коллективе (педагог – ученик – родитель).
В данное мероприятие вовлекались учащиеся 1 класса, их родители, педагоги.
Это мероприятие «Дорога Добра» проводилось после празднования Нового года в праздник Рождества Христова. На уроках музыки, на внеурочных занятиях детям было рассказано о традициях и обычаях этого православного праздника. Дети разучили стихи, колядки, песни о Рождестве, о Святках. А на уроках технологии дети сделали своими руками поздравительные открытки. Идею выступить с благотворительным концертом в дет.саду и поздравить детей с ограниченными возможностями с праздником Рождества выдвинули сами ребята, а поддержали эту идею родители наших второклассников. Совместно с родителями был продуман сценарий выступления, подобраны костюмы для выступающих, подготовлены подарки. Маленькие артисты с большим желанием выступали перед маленькими слушателями. Неизгладимое впечатление у детей осталось от посещения детей, с ограниченными возможностями После концертов-выступлений все участники мероприятия (и взрослые, и дети), несмотря на физическую усталость, делились своими эмоциями и впечатлениями, говорили о возможности следующих встреч, «строили планы на будущее», а главное, у всех осталось приятное ощущение душевного тепла и счастья от того, что подарили другому радость, частичку внимания, получив взамен только улыбку и хорошее настроение. Это и есть начало того пути, которая называется «Дорогой Добра». Хочется надеяться, что став на этот путь, наши дети никогда не свернут с этой дороги и будут более внимательными к окружающим, будут творить добро не на словах, а своими делами.
Без внеурочной деятельности, которой уделяется в новых стандартах много времени, невозможно осуществить полноту и цельность образования, она способствует развитию творческой активности детей, развитию творческого потенциала учащихся. (Ещё один пример: творческие работы учащихся, которые мы назвали «Клоуны», «Картинки с выставки».)
В заключение, хочется прочитать слова из выступления зам.министра образования и науки Российской Федерации Игоря Реморенко на V Международном педагогическом форуме: «Роль культуры, роль искусства будет только возрастать, и это будет во многом определять содержание образования».
Вся основная работа по внедрению новых стандартов, конечно же, ложится на плечи учителя, которому надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру своего урока, научиться по-новому оценивать способности и знания детей. Готовых рецептов, как нужно действовать, какие методы эффективнее, какие технологии лучше применять и т.д., никто не даст. Нам, педагогам, самим выбирать, нам творить и, надеюсь, успех придёт, нужно только делать и работать, не боятся применять новое и обмениваться опытом с коллегами. Мы всё сможем, всё у нас получится! Желаю всем творчества, радости общения от взаимодействия с учениками и коллегами!
Используемые ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://nsportal.ru/mironova-tatyana-yurevna)
Материалы V Международного педагогического форума, видеоконференций на портале СМИ «Завуч.Инфо»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рорщина Лидия Васильевна «Современные педагогические технологии (педагогическая мастерская) в концепции стандартов 2 поколения»
15