Урок русского языка в 4 классе «Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих»

Русский язык

4 класс УМК «Начальная школа 21 века»


Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих


Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих.

Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся в написании мягкого знака на конце слов после шипящих; повторить алгоритм определения необходимости писать мягкий знак на конце слов после шипящих; упражняться в написании слов с мягким знаком на конце слов после шипящих; находить и исправлять орфографические ошибки. Развивающие: развивать логическое мышление и внимание; развивать умение использовать знако-символические средства представления информации; развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности и речь; Воспитательные: формировать интерес к изучению предмета; формировать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

Оборудование: конверты с заданием для работы в группах, сигналы красного, желтого, зеленого цвета (у каждого ученика), карточки с краткими записями орфографических правил.







Ход урока:


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята!
(В кабинете на стене изображение солнца)

Солнышко как всегда всем улыбается,
А у нас наш любимый русский язык начинается.
Давайте тоже улыбнемся
И с головой в работу окунемся.

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Запишите в тетради: Шестое марта. Классная работа.

На доске запись:
Шстое марта. Классная работа.
Учитель обращает внимание на орфограмму.

На доске карточки со словами (с ошибками)
борщь, береч, свежь, сплош
Посмотрите на слова. Что скажете? Ученики показывают свой сигнал.

Догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Можете обозначить тему?

Тема урока написана на доске.
Ученики читают ее хором.


3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Какие учебные задачи вы перед собой ставите?


Учитель прикрепляет на доску карточку ? ь или нет ь

4.РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Ваши предложения, как можно решить предложенную задачу?

Карточки с данной записью учитель выносит на доску.
1.Определить часть речи.
2.Вспомнить орфографическое правило.

Какие части речи вы знаете?


А какие части речи написаны на карточках?
Запишите в тетрадь.

На доску прикрепляются карточки:
имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.

Что такое имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол?




1 ученик выходит к доске, распределяет первоначальные карточки со словами по данным группам. Ученики показывают свой сигнал.
И в тетради у всех запись.

Части речи определены. Напомните, пожалуйста, наши дальнейшие действия.

Прокомментируйте написание слов (борщ, сплошь, свеж, беречь)

Учитель на доску карточки с кратким описанием правила (к данным словам)







На отдельном столе лежат карточки с другими краткими описаниями правил.
Учитель просит учеников взять карточки и прикрепить их в нужную колонку (по части речи) и прокомментировать написание. Ученики показывают свой сигнал.









Приведите примеры для каждого случая. Запишите в тетрадь.

5. РАБОТА В ГРУППАХ

Зная правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих, можно без трудностей поработать в группах. Каждая группа получает конверт с заданием.

Задание:
-вставьте пропущенные буквы в слова;
-надпишите над каждым словом часть речи;
-составьте из данных слов предложение
1 группа: двери, настеж.., открываеш..
2 группа: скуку, проч.., прогоняеш..
3 группа: вскач.., и, вериш..,пускаеш..ся
4 группа: точь-в-точь, слова, напишеш.., ты

На доске запись:
Вот как надо поступать,
Чтобы правильно писать:

Прочитав первые строки, вы смогли определить жанр произведения?

Что характеризует стихотворение?

Как называют человека, который пишет стихи?

Давайте тоже станет поэтами и продолжим строки стихотворения.
Полученные предложения (работа в группах) переставляют в нужном порядке.



Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.





Проверим вашу работу по сл. пунктам задания (вставить буквы, части речи)
Учитель зачитывает работу групп, ученики показывают свои сигналы.



Думаю, что следующую работу вы сделаете точь-в-точь, согласно заданию.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Откройте учебник стр.72. Прочитайте задание (упражнение 1 и упражнение 2)
Какое из них вам показалось наиболее трудным? Почему?
Выполните самостоятельно упражнение, которое вам показалось наиболее интересным.

Что вам поможет выполнить упражнение?



7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Тема нашего урока?

Какая учебная задача перед вами стояла?



Предлагаю прикрепить карточку с мягким знаком к нашим орфографическим правилам.

Кому хотите сказать «спасибо» за урок? Дать какие-то советы?

Я проверю ваши тетради, поставлю отметку, учту и устную работу на уроке.


8.РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, а вы знаете кто такой Пьер Гренгор?


Где можно узнать эту информацию?

Послушайте его четверостишие.
Кто на себя глядит - свой видит лик,
Кто видит лик свой - цену себе знает,
Кто знает цену - строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!

Интересно услышать ваше мнение о словах Гренгора. Об этом предлагаю поразмышлять на следующем уроке (тема сл. урока «Текст»)

А сейчас прошу вас оценить свою работу на уроке. Каждый ученик показывает сигнал.
Учитель просит нескольких учеников объяснить свое решение.


9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание по выбору: написать сказку о мягком знаке или дописать упражнение, начатое в классной работе.

Урок окончен. Спасибо!



Приветствуют учителя.












Орфограмма-буква е. Безударная проверяемая гласная в корне. Проверочное слово – шесть.



В этих словах допущены орфографические ошибки.

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих






Научиться писать без ошибок слова с ь на конце после шипящих.
Выяснить, когда нужно писать ь после шипящих.




1.Определить часть речи.
2.Вспомнить орфографическое правило.




Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз, наречие.

Наречие, существительное, прилагательное, глагол





Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
и т.д. про каждую часть речи

существительное – борщь
прилагательное – свежь
глагол –береч
наречие – сплош
Вспомнить орфографическое правило.

Борщ- существительное 2 скл. Мягкий знак у этих существительных после шипящих не пишется.
Беречь- глагол неопределенной формы. Мягкий знак пишется у всех глаголов после шипящих.
Сплошь - наречие. У наречий после шипящих пишется ь, кроме исключений: уж, замуж, невтерпеж
Свеж – краткая форма прилагательного, ь не пишется

ж.р. 3 скл. – это в колонку сущ.
у этих сущ. Ь пишется

исключения – наречие. Уж, замуж, невтерпеж. Ь не пишется.

повелительное наклонение – глагол, ь пишется

2 лицо ед.ч. – глагол, ь пишется

ж.р. 1 скл. Р.п. – сущ., ь не пишется





Ученики встают, переходят в свою группу.















Рассказ, стихотворение

Рифма.

Поэт.

Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Ты напишешь слова точь-в-точь.

Вот как надо поступать,
Чтобы правильно писать:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Ты напишешь слова точь-в-точь.









Читают про себя.
Дают разные варианты ответов.



Алгоритм действий.
1.Определить часть речи.
2.Вспомнить орфографическое правило.


Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих.
Научиться писать без ошибок слова с ь на конце после шипящих.
Выяснить, когда нужно писать ь после шипящих.


1 ученик прикрепляет ь. Объясняет свой выбор.
Каждый ученик показывает свой сигнал (зеленый – согласен, красный – не согласен)










Прочитать в энциклопедии, Интернете.










Все показывают сигнал. Красный – много ошибок, было трудно, желтый - есть какие-то сомнения, зеленый- все понял, ошибок нет.