Выступление на тему Дети должны учиться вместе. Равные возможности для каждого
Дети должны учиться вместе.
Инклюзивное образование: равные возможности для каждого.
(1-слайд)
(2-слайд) (Демонстрация видеоролика «Люди так не делятся»)
(3-слайд) Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется доклад на тему: «Дети должны учиться вместе. Инклюзивное образование: равные возможности для каждого».
(4-слайд) Актуальностьпроблемы:
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой.
Свое выступление я хотела бы начать с притчи.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.
Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.
Из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
(5-слайд) За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг(mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion)
(6-слайд) Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
(7-слайд) Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
(8-слайд) Включение, или инклюзия - это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Часто специалисты и педагоги термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование», используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.
(9-слайд) Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.
(10-слайд) Интегрированное образование.
Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
(11-слайд) Инклюзивное образование
Все дети разные.
Все дети могут учиться
Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
Система адаптируется к потребностям ребёнка.
(12-слайд) Инклюзивное образование (от английского слова inclusion - включение) процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.
(13-слайд) Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
(14-слайд) На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе. Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.
В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
(15-слайд) Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты
Коррекционные классы общеобразовательных школ
Домашнее обучение
Дистанционное обучение
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
(16-слайд) Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы:
- Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
- Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.
- Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.
(17-слайд) Итак, подведем итог.
Основной принцип инклюзивного образования:
«Дети должны учиться вместе».
Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
(18-слайд) Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
(19-слайд)
(20-21 слайды) (Демонстрация видеоролика «Мы за инклюзивное образование»)
И в завершении, мне хотелось бы вернуться к моей притче. Трудности видят многие и педагоги и родители, при этом единицы готовы преодолевать их творчески, при появлении новой поверхности, в данном случае внедрения инклюзивного образования, в общество приходит изменение в сознании о недопустимости ранжировать и клеймить детей медицинскими и педагогическими диагнозами. Мы, как педагоги, должны уметь писать на любой поверхности, преодолевая любые трудности, дать возможность каждому оставит свой след.
(22-слайд) Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс
(23-слайд) Спасибо за внимание!
Представляю Вам список специальной литературы по инклюзивному обучению и воспитанию для детей с ОВЗ:
Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном обучении. Инновационный опыт.
Л. И. Акатов «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»
О. В. Солодянкина «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье».
Е. Ю. Малеванов «Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Тамбов, 2007г.
Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. «Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Новокуйбышевск, 2009г.
«Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», г. Новокуйбышевск, 2009г.
«Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению», г. Новокуйбышевск, 2010г.
Методическое пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специальное дефектологическое образование.
«Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении», Москва, 2010г.
Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова «Основы интегрированного обучения».
(19-слайд) Спасибо за внимание!