Формирование метапредметных результатов при изучении факультативного курса С чего начинается Родина в начальной школе


Маркова Е.И.
Формирование метапредметных результатов
при изучении факультативного курса «С чего начинается Родина»
в начальной школе
Одним из основных направлений гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Понятия ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ и ПАТРИОТИЗМ предполагают освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа факультативного курса «С чего начинается Родина» для 1-4 классов составлена методистом отдела начального образования Донецкого ИППО Седовой Н.Н., учителями гимназии Авраимовой О.А., Кудиной Ж.Л. , Марковой Е.И., на основе Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Государственного стандарта начального общего образования, Концепции патриотического воспитания учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, Концепции развития Донецкой гимназии № 92. Её цель: создать условия для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, также используются групповая и индивидуальная формы работы.Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности: изучение теоретического материала и задания практического характера. Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, очные и заочные встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии. Формы практических занятий: творческие конкурсы, выполнение рисунков, создание фотоальбома, выставки, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, наблюдение за событиями в поселке, районе, области, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, участие в акциях, создание творческих проектов и презентаций. При изучении материалов о родном крае, учащимся представляется уникальная возможность не только совершать свои «маленькие открытия», но и возможность научиться представлять их в устных докладах и школьных конференциях. Ребята учатся работать с материалами, энциклопедиями, научной литературой, что, несомненно, послужит основой для дальнейшего обучения их в старших классах. Решается важнейшая составляющая курса – формирование навыка поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Курс состоит из четырёх направлений, логически связанных между собой, и рассчитан на 4 года (период обучения в начальной школе). 1 класс: «Я познаю мир. Наша школа» - формирование гражданского отношения к школе; 2 класс: «Я познаю мир. Моя семья»– формирование гражданского отношения к своей семье; 3 класс: «Я познаю мир. Наш край» - формирование гражданского отношения к Отечеству; 4 класс: «Я познаю мир. Мир во мне и вокруг меня»– формирование гражданского отношения к себе.
Факультативный курс «С чего начинается Родина» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Личностные универсальные учебные действия
Изучение курса «С чего начинается Родина» создаёт условия для формирования:внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;способности к самооценке;знаний основных моральных норм и ориентации на их выполнение;основ гражданской идентичности; своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за общее благополучие; способности различать прошлое, настоящее, будущее; ощущать чувство гордости за славу и достижения своего народа, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьники учатся:организовывать свою деятельность; принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
Школьники учатся: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Школьники учатся: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оценка деятельности осуществляется по методу «портфолио». Она предполагает накопление творческих работ в особой папке («портфолио»). В портфолио включаются не только окончательные, но и промежуточные результаты работы (черновики), а также листы самооценки. В конце учебного года специальный урок может быть посвящён презентации своего портфолио. Цель презентации – осмысление личностного роста учащихся, сравнив продукты их деятельности в начале и в конце учебного года.