Презентация к 70-летию Великой Победы Ночные ведьмы. Посвящается 46-му гвардейскому ночному бомбардировочному женскому авиационному полку.


НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫПрезентацию составила Романова Галина НиколаевнаЗаведующая библиотекой МБОУ «Князевская СОШ» Тукаевского района Республика Татарстан 70 – летию Великой Победы посвящается«Первым делом самолеты, ну а девушки потом», - поется в известной песне Леонида Утесова. Однако ВВС славится не только мужчинами, но и женщинами-летчицами. Так, во время Великой Отечественной войны множество женщин-авиаторов принимали участие в боевых действиях, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но особое внимание хотелось бы уделить легендарным «Ночным ведьмам».  Так называли 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, который сформировала одной из известнейших летчиц, уроженка Москвы, Герой Советского Союза Раскова Марина. Она будучи уполномоченной особого отдела НКВД старший лейтенант госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился этот полк. Здесь же, в Энгельсе, были созданы два других женских полка, которые затем стали смешанными. Уникальность «Ночных ведьм» заключается в том, что в его составе вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. Вручая награды, генерал Рокоссовский всерьез пошутил: «Мужиков к себе в полк не берите, у вас порядка больше» А Евгений Евтушенко посвятил им такие строчки:«Я люблю вас нежно и доверчиво,И на вас, завидуя смотрю:Лучшие мужчины – это женщиныЭто я вам точно говорю» Рассчитанную на три года программу военно-авиационной школы в городе Энгельсе под Саратовом девушки "пробежали" за семь месяцев. Десять уроков в день и два часа строевой подготовки. Спали по 5-6 часов в сутки. Когда прибыли самолеты По-2, начались дневные и ночные тренировочные полеты. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня. Фашисты называли их "ночными ведьмами". Французские летчики легендарного авиаполка "Нормандия - Неман" галантно - "прелестными колдуньями". Наши бойцы и командиры - "добрыми феями" и "небесными ангелами". Они были молоды и красивы. Герои Советского Союза: Таня Макарова, Вера Белик, Поля Гельман, Катя Рябова, Дина Никулина, Надя Попова. 1944 г В самом первом боевом полете участвовали вместе с Бершанской такие бесстрашные летчицы, как Лариса Розанова, Софья Бурзаева, Серафима Амосова, Ольга Яковлева, Руфина Гашева и многие-многие другие. «Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались, как тренировочные. По-2 назван в честь конструктора Николая Поликарпова. деревянный каркас, обшитый фанерой и перкалью - крепкой, но горючей материей. Открытая кабина с козырьком, которая не защищала летчика и штурмана не только от пуль и снарядов, но даже от сильного ветра. Боевой экипаж - летчик и штурман. Он был практически непригодным для боевых действий, но девушкам понравилась его легкость, маневренность и бесшумность.   Каждый вылет был связан с риском. Загруженный горючим и бомбами фанерный самолет мог в любой момент превратиться в пороховую бочку. Только ночь давала шанс тихоходам вернуться из полета. И то не всем. Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение. Немцы поначалу иронически относились к самолетам ПО-2 и называли их «русфанер», да и наши солдаты острили: «кукурузник», «кофейная мельница», «огородник». Наши бойцы говорили ласково, с любовью, уж они-то хорошо знали, какие чудеса выделывали эти «этажерки»... Немцы вскоре тоже перестали острить. За каждый сбитый ПО-2 им давали по железному кресту, а в боях под Таманью против женского авиаполка немцы бросили эскадрилью своих асов. Евдокия БершанскаяУчастник Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Командир 46-го гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова авиационного женского полка , получившего это почётное наименование “ за активную и успешную боевую работу по освобождению Северного Кавказа.” Самолёт брал на борт около 300 кг бомб, многие девушки отказывались брать с собой парашюты, предпочитая пару лишних бомб Командир полка Евдокия Бершанская и Лариса Розанова Ольга Фетисова и Ирина Дрягина Поверка пулеметов. Слева ст. техник по вооружению 2-ой эскадрильи Нина Бузина. 1943 г Большинство пилотов и штурманов полка были "дюймовочками" - невысокими, хрупкими. Это позволяло взять с собой на бомбу-другую больше. Их подвешивали к корпусу, а сбрасывали, перерезая веревки. "Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины и им приходилось помогать. Полет продолжался около часа - достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5-6 боевых вылетов, зимой - 10-12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле", - вспоминает Евдокия Борисовна. Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше. Лётчицы 46-го Гвардейского Таманского полка лёгких ночных бомбардировщиков произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью. Полк уничтожил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты полка находились в боевых полётах 28 676 часов.Далеко не всем удалось дожить до победы. Многие красавицы заживо сгорели в своих промасленных машинах на глазах у своих подруг. Вечная память нашим героиням... Ольга Санфирова. Леля, так ласково звали ее подруги. Она родилась в Самаре. Здесь прошло ее детство. А среднюю школу заканчивала уже в Узбекистане, куда переехала семья. Учится в аэроклубе в г. Коломна под Москвой. Окончив его, работает в Управлении санитарной авиации в Москве.В 1940 г. заканчивает Батайскую авиашколу. Июнь 1941 года. Война. В это время в полк прибыла Ольга Санфирова. Ее боевым штурманом стала Руфина Гашева. Этот экипаж вскоре стал одним из лучших в полку  В ночь на 13 декабря 1944 г. Ольга Санфирова совершила свой последний боевой вылет. Со своим штурманом Руфиной Гашевой она выполнила задачу: бомбы легли прямо на цель. Самолет уже приближался к линии фронта, когда начался сильный зенитный обстрел. Снаряд попал в бензобак. «По-2» загорелся, Ольга скомандовала: «Прыгай!» Прыгнули. Приземлились на нейтральной полосе в 800-х метрах одна от другой. Руфина добралась до наших.Ольга, услышав русские голоса, пошла навстречу к своим, но... наступила на противопехотную мину. Так погибла летчица. Гроб с телом Ольги Санфировой доставили в г. Гродно. 23 февраля 1945 г. гвардии капитану О.А. Санфировой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Женя РудневаЖеня училась на мехмате МГУ, занималась астрономией, была одной из самых способных студенток. Мечтала изучать звёзды...Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии старший лейтенант Руднева Е.М. совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника.Отважная лётчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания севернее города Керчь Крымской области Украины. Похоронена в городе-герое Керчь. С Евгенией Рудневой Евдокия Никулина были близкими подругами. Еще бы — ведь им приходилось регулярно, в одном самолете, вылетать на боевые задания. Евгения Руднева оставила свои дневниковые записи о тех волнующих днях, неделях и месяцах войны. Посвятила своей боевой подруге и командиру она и такое стихотворение: «Чтоб враги про сон позабыли.Если год пролетали вместе,Если вылетов больше, чем двести,То где бы потом мне ни быть,Всё равно мне тебя не забыть.Не забуду, как с соткой садились,Как на Маныче пушки в нас били,Над горящей Родиной мы проносились».Евгения Руднева была еще младше Евдокии Никулиной. Самой трагичной в истории «Ночных ведьм» считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова. Впрочем, не всегда потери были боевыми. Так, 10 апреля 1943 года один из самолетов, приземляясь в полной темноте, случайно сел прямо на другой. В итоге в ту ночь погибли три летчицы, а четвертая, Хиуаза Доспанова, сломавшая ноги, несколько месяцев провела в госпитале, но в строй вернуться так и не смогла из-за неправильно сросшихся костей.  Галя ДокутовичАня Высоцкая Валентина Полунина Евгения Сухорукова, Женя Крутова, Лена Саликова Глафира Каширина Саша Рогова Слова не в силах передать, что пришлось пережить и преодолеть в борьбе за мир этим нежным созданиям. А цифры ошеломляют: 18-22 летние девушки еженощно совершали  до 10 вылетов, а зимними длинными ночами и по 15-16, причем перерыв составлял всего несколько минут! Около 3 млн. бомб получил враг! Разгромленным оказался почти десяток поездов, 2 станции железнодорожных путей, переправы и склады, автомобили и прожекторы, устроено множество пожаров на захваченной оккупантами земле. Кроме вреда фашистским захватчикам, летчицы доставляли бесценную помощь своим, ведь тем, кто находился в осаде, «ночные ласточки» сбрасывали провиант и боеприпасы. Стандартные сапоги 42 размера были велики и неудобны воздушным «амазонкам», и фронтовые «100 грамм» от девушек-пилотов получали портные за переделку и подгонку обуви Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов / Кадры сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска."Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка. Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова.  На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках. Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбыК самолёту подвешивались  4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским. Зима 1944-45 года. Н. Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.Есть фильм "В небе ночные ведьмы" – его поставила Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - Екатерина Рябова. Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С.Амосова, комиссары эскадрилий К.Карпунина и И.Дрягина, командир полка Е.Бершанская Герои Советского Союза командир эскадрильи Мария Смирнова и штурман Татьяна Сумарокова. 1945 г Марина Чечнева и Екатерина Рябова Небом Нина Ульяненко бредила с юности. В 1938 году на всю страну прогремела новость о том, что три девушки - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова - совершили рекордный по тем временам беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Их портреты, вырезанные из газет, висели в комнате Нины. Она и представить себе не могла, что уже через несколько лет будет летать под командованием Марины Расковой.В 9-м классе Нина начала заниматься в местном отделении аэроклуба, в 17 лет закончила его, а спустя некоторое время ее приняли на 3-й курс авиационного техникума. Когда началась война, Нина сразу подала заявление с просьбой отправить ее на фронт. Нина Ульяненко - единственная летчица из Удмуртии, которая служила в легендарном 46-м гвардейском полку.. Она воевала в небе над Сталинградом, участвовала в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши и Восточной Пруссии. С боями дошла до Берлина. За время войны сделала больше 900 боевых вылетов.День победы Нина Ульяненко встречала в Берлине. На одной из колонн Рейхстага даже оставила надпись мелом: «Воткинск - Берлин» и поставила свою фамилию.Экипаж Н. Ульяненко и Е. Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской  Нина Ульяненко:«Осенью 1942 года меня зачислили штурманом в экипаж к Дусе Носаль. Летать с ней было удовольствием. Многому можно было научиться у нее. Обычно до цели Дуся сама пилотировала самолет, а после бомбометания передавала управление мне. Так мы меньше уставали, а я приобретала опыт вождения. Моей мечтой было стать летчиком. Дуся знала об этом и всячески помогала мне. Спустя месяц Дуся Носаль была убита над целью в районе Новороссийска. А Нина Ульяненко стала летчиком Война закончилась. Девушки на стоянке своих 'ласточек'. Впереди Серафима Амосова - зам. командира полка, за ней Герой Советского Союза Наташа Меклин. Александра Федоровна Акимова после войны вышла замуж и родила дочерей. Александра Федоровна рассказывает про то, как сложно им приходилось вылетать по ночам, а ведь совершила она ни много ни мало 710 вылетов, хотя и стала Героем по званию лишь спустя 60 лет. В почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц – «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза А Надежда Васильевна Попова рассказывает о том, как порой хотелось плакать, и было невыносимо тяжело от постоянных бомбежек и от того, что почти в каждом вылете они теряли своих девочек. До войны Надежда Васильевна работала в аэроклубе, а когда оказалась на фронте, ей было всего 19 лет. С мая 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражалась Р. Аронова. Принимала участие в обороне Кавказа, освобождении Крыма, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранена 23 марта 1943 года. За боевые отличия награждена двумя орденами Красного Знамени (1943, 1945), орденами Отечественный воины 1-й степени (1944), Красной Звезды (1942).Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Раисе Ермолаевне Ароновой присвоено 15 мая. 1946 года за 941 боевой вылет, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.В послевоенные годы Р.Е. Аронова закончила Институт иностранных языков (1952). С 1961 майор Аронова в запасе, жила и работала в Москве. Умерла 20 декабря 1982 года. Похоронена в Москве. Старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии лейтенант Меклин Н.Ф. к декабрю 1944 года совершила 840 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его живой силы и боевой техники, нанеся ему значительный урон.В 1953 году отважная лётчица окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года гвардии майор Меклин Н.Ф. - в запасе, а затем в отставке. Член Союза писателей СССР. Жила в городе-герое Москве. Скончалась 5 июня 2005 года. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище. Но тяжелее всего «Ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук. «Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск. Легендарные «Ночные ведьмы» - гордость Военно-воздушных сил России, а их подвиг трудно переоценить.   Магуба Сыртланова Магуба Гусейновна Сыртланова родилась 15 июля 1912 года в Белебее. Здесь она окончила татаро-башкирскую школу (семилетку) И здесь же она посмотрела на небо как на свою судьбу. А с 1932 года по направлению комсомола Магуба поступает в Балашовскую летную школу. И не было в ней курсанта старательнее М. Сыртлановой. А тем временем началась война. Полк летал на ПО-2, приспособленных к военным условиям самолетах У-2. «ПО-2 вмещает два человека. Взлетный вес 890 кг, дальность полета –450 км, скорость 156 км/час, Вот и первое боевое задание. Штурманом у М. Сыртлановой была опытная Женя Руднева. Самолет в числе других поднялся в воздух и взял курс в район Батайска, где была собрана боевая техника немцев для броска на Кубань, в Краснодар. Летчица довольно быстро и легко обнаружила объект – по вспышкам, прожекторным лучам. Бомбы летели в цель. Боевого опыта у Магубы было еще недостаточно, поэтому она слишком близко опустилась вниз и попала под обстрел. Когда она вернулась на аэродром, выяснилось, что у самолета простреляны плоскости. В целом же первый полет за линию фронта прошел успешно. 46-й полк прошел боевой путь от г. Энгельса через Северный Кавказ, Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию, Венгрию до немецкого Шецина. 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР М. Г. Сыртлановой присвоено высокое звание Героя Советского Союза. После увольнения из армии Магуба Гусейновна жила в Казани, скромно, мало рассказывала о своих боевых делах, больше говорила о подругах, об их ночных полетах. Можно без преувеличения сказать, что ее знала и любила вся столица Татарстана. М. Г. Сыртланова ушла из жизни 1 октября 1971 года. Нельзя не подчеркнуть одну примечательную деталь. Имя Магуба означает в переводе – достойная, уважаемая, располагающая к себе. Она такой и была – тот самый предусмотренный природой случай, когда имя человека выражает суть его характера, внутреннего мира. Этот вылет стоит того, чтобы описать его подробнее. Немцы встретили «ночных ведьм» зенитным огнем. Самолет Поповой был подбит. Магуба заметила беду и бросила свой самолет прямо под огонь немцев, желая отвлечь их от «раненого» самолета подруги. Сбросив свой смертоносный груз, М. Сыртланова повернула назад, искусно маневрируя, она избежала попаданий и догнала самолет Поповой. Вместе с экипажем гвардии майора Амосовой взяли поврежденный самолет в середину и довели его до своего аэродрома. Магуба Сыртланова НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полкМы вовсе не тени безмолвные,Мы ветер и крик журавлей,Погибшие в небе за РодинуСтановятся небом над ней.Е. Евтушенко