Программа внеурочной деятельности Мир проектов ПервоЛого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гусиноозёрская гимназия»
Рассмотрена
на заседании кафедры
МБОУ «Гусиноозёрская гимназия»
Протокол №
от «__»_______ 2016 г. руководитель кафедры
_Пластинина Т.В.______
(подпись, расшифровка)
Одобрена
на заседании НМС
МБОУ Гусиноозёрская гимназия»
Протокол №
от «__» __________ 2016 г.
Руководитель:
Танхасаев С. В
(подпись, расшифровка)
Утверждена
Приказ № ____
от «____» ________ 2016 г.
Директор _________Л.М. Цыдыпова
М.П.
Программа
внеурочной деятельности обще интеллектуального направления
«Мир проектов ПервоЛого»
(курс внеурочной деятельности)
для ____3____«а»____класса, группы _______
_____2016 -20 17 учебный год__________
(срок реализации)
Разработчик программы:
____Симонова Зинаида Петровна___
(Ф.И.О)
высшая квалификационная категория
(квалификационная категория)
г.Гусиноозерск 2016г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир проектов ПервоЛого» для 3 класса составлена на основе авторской программы Н.Н.Нечаева «Проектное моделирование как творческая деятельность» (М., «Просвещение», 1990), , с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Рабочая программа ориентирована на использование универсальной учебной компьютерной программы ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc..
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.
Занятия в 2016-2017 учебном году ведутся в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования.
В соответствии с учебным планом гимназии на проектную деятельность в 3 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю .
Рабочая программа имеет целью удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества и самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий, начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения.
Цель программы: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, освоение основ проектно-творческой деятельности.
Основные задачи программы :
освоение навыков работы на компьютере при использовании интегрированной графической среды ПервоЛого;
овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
приобщение к проектно-творческой деятельности.
Решение данных задач способствует: получению предметных знаний, умений и навыков, таких как: умение создавать при помощи компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, поиске информации в электронных справочниках; обеспечению подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования; воспитанию способности школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов практических навыков, связанных с обработкой информации на компьютере и освоению основ проектно-творческой деятельности. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.
Ключевая идея курса заключается в пропедевтике применения персонального компьютера как инструмента для создания проектов и подготовки их презентации.
Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности. В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в кабинете информатики. Продолжительность занятий – 35-40 минут, работа на компьютере не более 15 минут. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Новизна и отличие данной программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий ученик получает в контексте практического применения данного понятия, то есть дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей для любой предметной области.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
разнообразие освоенных задач.
Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки учитель отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию. Программа курса «Мир проектов ПервоЛого» успешно решает данную проблему, так как в ней заложены начальные приёмы знакомства с компьютером на основе интегрированной графической среды ПервоЛого.
Программа учебного курса «Мир проектов ПервоЛого» отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на компетентностный подход в обучении, так как затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному познанию основных понятий и принципов предмета информатики, что, в свою очередь, способствует формированию информационной компетентности.
Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных тематических работ.
В рабочей программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся должны
3 класс.
Знать:
правила поведения в компьютерном классе;
основные сферы применения компьютеров;
навыки делового партнёрского общения;
основные этапы создания индивидуального проекта;
Уметь:
вести дискуссию, отвечать на незапланированные вопросы;
формулировать цель проекта и понимать, чем цель отличается от задачи;
обосновывать идею и цели проекта;
формулировать задачи и определять действия по их реализации;
анализировать свои возможности, сильные и слабые стороны в реализации проектной идеи;
найти свое место в разработке и реализации проекта;
разработать проект в соответствии с общей схемой проектирования;
подвести итоги реализации проекта и представить их в публичном выступлении.
самостоятельно определять проблему, ставить учебные и жизненно - практические цели, проверять достижимость целей, самостоятельно определять порядок действий;
планировать свою учебную деятельность, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
использовать навыки оценочной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мир проектов ПервоЛого»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (3 часа).
Основные правила поведения в компьютерном классе. Основные правила работы за компьютером. Выбор пункта Новый в меню [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а. (Если в открытом альбоме есть несохраненные изменения, то ПервоЛого предложит сохранить изменения. Если в параметрах программы указан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то новый альбом будет копией шаблона). Элементы рабочего поля: альбом, редактор, текст, листы, мелочь, помощь, главный герой среды – черепашка. Знакомство с меню Альбом: Новый, Открой, Запиши, Сохрани, Сохрани как, Страница и т.д.
Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы (7 часов)
Функции правой части окна программы (закладки). Наборов команд: команды черепашки, оглавление альбома, команды управления черепашкой, мультимедиа. Использование клеток из набора. Оглавление (добавить новый лист). Этапы проекта: (исследовательский этап, технологический этап). Оформление проекта «Подводный мир». Технологический этап выполнения проекта. Защита собственных проектов учащихся. Просмотр формы черепашки, с помощью щелчка на соответствующей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Работа с рисунком и формами Черепашки (13 часов)
Способы создания новой формы. Выполнение учебных действий под руководством учителя. Рисование новой формы с помощью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], использование уже имеющейся картинки, сформированной в другой программе, отсканированной картинки или фотографии. Оформление проекта «Круговорот воды в природе». Оформление проекта «Детская площадка». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подходящего размера. Выбор объектов, конструирование сюжета. Защита собственных проектов учащихся.
Объекты, управление объектами (20 часов)
Общее представление о 22-х основных командах. Изучение правила выполнения команд «Увеличься», «Уменьшись» «Иди», «Повернись», «Опусти перо», «Подними перо», «Измени перо», «Вылей краску», «Сотри рисунок», «Покажись-Спрячься», «Перед всеми - Позади всех» и наблюдение результата выполнения команд. Изучение материала, подготовленного учащимися для оформления проекта «В зоопарке». Оформление проекта «В зоопарке». Выбор объектов, конструирование сюжета. Защита собственных проектов учащихся. Изучение правил выполнения команд «Домой», «Замри-отомри», «Светофор», «Сообщи», «Выключи всё», и наблюдение за результатами выполнения этих команд. Изучение алгоритма добавления новой команды. Отработка умения добавлять новую команду. Отработка умения отменять выполнение команды. Изучение материала, подготовленного учащимися для оформления проекта «Школьная жизнь». Выполнение технологических операций по оформлению проекта с использованием инструментов ПервоЛого. Защита проектов учащихся.
Взаимодействие объектов (11 часов)
Изучение алгоритма добавления команды в цепочку команд. Изучение алгоритма удаления команды из цепочки команд. Изучение алгоритма копирования команды. Изучение алгоритма изменения параметров команды в цепочке. Изучение использования кнопки пошагового выполнения для создания длинных цепочек команд. Ознакомление с технологической операцией выполнения команды бесконечное число раз. Выбор сюжета, сочинение, редактирование сказки про черепашку. Создание мультфильма по собственному сюжету сказки с использованием инструментов ПервоЛого. Представление мультфильма
Работа с текстом (5 часов)
Изучение алгоритма редактирования текстовой записи. Ознакомление с технологией обработки графических объектов. Ознакомление с технологией работы с текстовым окном. Освоение технологической операции по изменению размера, цвета текста в текстовом окне. Сканер как устройство для ввода информации в память компьютера. Возможность сканера.
Создание простейших альбомов (9 часов)
Освоение технологических операций по оглавлению альбома. Оглавление альбома, щелкните по закладке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Закладках. Освоение технологических операций по добавлению и удалению листов в альбоме. Изучение способов вставления готовых файлов в свой альбом. Подготовка материала к мультимедийному проекту «Скоро лето». Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом с использованием инструментов ПервоЛого. Представление собственного проекта учащимися.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
организация работы в парах,
организация работы в группах
защита собственных проектов учащихся.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЯ
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих видов деятельности:
проектной деятельности,
исследовательской деятельности
организация самостоятельной работы,
самоконтроля,
рефлексивного обучения,
Календарно-тематическое планирование
на 2016__-2017__ учебный год
Курс внеурочной деятельности: «Мир проектов ПервоЛого»
Класс: 3 «а»
Учитель: Симонова Зинаида Петровна
Количество часов по программе: всего 34 (в неделю 1ч)
раздел учебной программы
дата проведения
тема занятия
Количес
тво часов
Теория
Практика
Контроль (отслеживание и оценивание рез- в)
пла
ниру
емые
фактичес
кие
Тема 1 Объекты, управление объектами
9
1
2
1
3.09
Команда «Светофор»
1
1
текущий
2
10.09
Команды: «Сообщи», «Выключи всё»
1
1
текущий
3
17.09
Добавляем новую команду
1
1
1
тематический
4
24.09
Добавляем новую команду
1
1
текущий
5
1.10
Как отменить выполнение команды.
1
1
текущий
6
8.10
Подготовка материала к проекту «Школьная жизнь»
1
1
текущий
7
15.10
Оформление проекта «Школьная жизнь»
1
1
текущий
8
22.10
Оформление проекта «Школьная жизнь»
1
1
1
тематический
9
29.10
Защита проекта «Школьная жизнь»
1
1
текущий
2
7
Тема 5. Взаимодействие объектов
11ч
10
4.11
Способы создания мультимедийной страницы
1
1
текущий
11
11.11
Добавление команды в цепочку команд.
1
1
текущий
12
18.11
Удаление команды из цепочки команд
1
1
текущий
13
25.11
Копирование команды
1
1
1
текущий
14
2.12
Изменение параметров команды в цепочке
1
1
текущий
15
9.12
Кнопка пошагового выполнения
1
1
тематический
16
16.12
Выполнение команды бесконечное число раз
1
1
текущий
17
23.12
Сочинение сказки про черепашку
1
1
текущий
18
6.01
Создание мультимедийной страницы по сказке
1
1
текущий
19
13.01
Создание мультимедийной страницы по сказке
1
1
текущий
20
20.01
Представление собственного мультимедиа
1
1
текущий
Тема 3. Работа с текстом
5 час
8
21
27.01
Редактирование текстовой записи команды
1
1
текущий
22
3.02
Имя команды
1
1
текущий
23
10.02
Создание текстового окна
1
1
текущий
24
17.02
Изменение размера, цвета текста в текстовом окне
1
1
текущий
25
24.02
Работа со сканером
1
1
текущий
Тема 4. Создание простейших альбомов
9 час
5
26
3.03
Оглавление альбома
1
1
текущий
27
10.03
Добавление, удаление листов в альбоме
1
1
текущий
28
17.03
Добавление звука.
1
1
1
текущий
29
7.04
Вставка звука из файла
1
1
1
тематич
30
14.04
Подготовка материала к мультимедийному проекту «Скоро лето»
1
1
текущий
31
21.04
Оформление проекта «Скоро лето»
1
1
текущий
32
28.04
Оформление проекта «Скоро лето»
тематический
33
5.05
Защита проекта «Скоро лето»
тематический
34
12.05
Итоговый урок
1
5
Итого
34ч
20
14
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
../../../Program Files/ИНТ/ПервоЛого 3.0/Помощь/Справочник/content/s2cf1.htm../../../Program Files/ИНТ/ПервоЛого 3.0/Помощь/Справочник/content/zaklad.htm../../../Program Files/ИНТ/ПервоЛого 3.0/Помощь/Справочник/content/s4c1.htm15