Использование технологии мини- проектов на уроках истории в школе VIII вида
«Использование технологии мини-проектов на уроках истории в школе VIII вида
(Из опыта работы)
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам истории, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые отличаются рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент. Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.
Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.
Цели использования метода мини-проектов на моих уроках:
- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме;
- продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме;
- способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.
Ценность метода мини-проектов по моему мнению состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.
Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области истории.
Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов. Для каждой изучаемой темы курса «Истории России» я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося. Их должно быть несколько. (Приложение) У детей должен быть шанс для творчества. Учащиеся выбирают мини-проект и тему мини-проекта.
В своей работе использую следующие творческие игры и задания:
“Особое задание” Сильные ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
“Необычная обычность»: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
“Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
“Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в Интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени
«Звезда знаний»: на оборотной стороне звездочки в центре записать вопрос и варианты ответов на лучах звезды
В рамках мини-проекта ученикам предлагаю кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, создание карты-схемы путешествия (реальное или воображаемое).
Задания мини-проекта могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные, их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
Я считаю, что метод мини-проекта результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Приложение.
Темы мини-проектов к разделу «Великие преобразования России в 18 веке»
8 класс.
№
Тема урока
Тема мини-проекта
1
Начало правления Петра I.
Я участник потешных игр.
Я участник «Великого посольства»
(составить карту-схему)
Дневник путешествия.
2
Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.
Я строитель города.
Заочная виртуальная экскурсия по городу.
Составить текст с исторической ошибкой.
Хочу задать вопросы.
Тематический кроссворд.
3
Полтавская битва.
Нарисуй ответ на вопрос.
Внеси изменения в схему сражения.
Добудь ответ.
Подобрать пословицы и поговорки по теме.
4
Пётр I–первый русский император.
Составь шпаргалку по теме.
Тематический кроссворд.
Идеальное задание .
Изготовить звезду знаний.
Портрет (внешность, одежда, характер).
5
Преобразования Петра1.
Ребусы.
Составь для своего соседа два задания.
Изготовить книжку-малышку.
Подобрать пословицы и поговорки по теме.
Один день с Петром I.
Копилка интересных и занимательных фактов.
Рассказ -рассуждение «Пётр I в 21 веке».