Урок по математике на тему Сумма трёх и более слагаемых. (3 класс)


Тема: Сумма трёх и более слагаемых.Цель:- Овладение учащимися способом сложения многозначных чисел, опираясь на предыдущие знания законов математики.
Задачи:- Формирование вычислительных навыков.- Развитие логического мышления, речи, умения высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, подчинять общим правилам.
-Воспитание нравственности и взаимопомощи. Оборудование:- Учебник: Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика. 3 класс» ч.1, Вентана-Граф, 2013;рабочая тетрадь: Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика. 3 класс» №1, Вентана-Граф, 2013;- таблички с примерами; - карточки со схемами задач и с дополнительными заданиями;- презентация.
Ход урока1. Организационный: подготовка учащихся к работеУчитель: - С каким настроением пришли на урок? (Варианты ответов детей)- А что вы желаете себе на этом уроке? (Варианты ответов детей)
- Я желаю вам, чтобы активно участвовали на уроке, усвоили новый материал и сумели его применить в дальнейшем.(Открывают тетради. Записывают число и «Классная работа».)2. Актуализация опорных знаний:На доске примеры:49+203+301+1740+29+125+23199+85+105+201Учитель: - Проводим игру «Лучший счетчик».(От каждого ряда выходят по одному ученику и становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партой, устно решают его. По сигналу ученики хором говорят ответ. Стоящие у доски учащиеся одновременно поворачиваются лицом к примерам и находят тот пример, ответ которого был назван. Выигрывает тот, кто первым указал правильный пример.)- Молодцы!3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.Учитель:- Какова особенность данных примеров?Ученики:- Все примеры на сложение.Учитель:- Вызвали ли какие-нибудь из них затруднения?Учитель: - Попробуйте определить тему урока.(Варианты ответов: Сложение. Сложение в более трудных случаях. Новый прием сложения.)Учитель: -Тема урока «Сумма трёх и более слагаемых».Учитель: - Предположите чему будем учиться?(Варианты ответов.)
Учитель: (На экране)
- Цель:а) узнать способ сложения трёх и более слагаемыхб) научиться выполнять сложение чисел удобным способом4. Работа по теме урока:1) подготовительная
- Откройте рабочие тетради на с. 37, выполните № 127.
-Что нужно сделать?
- Прочитайте, что у вас получилось.
-Какой вывод можем сделать? (от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
НА ДОСКЕ ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ (карточка)
Учитель: - выполните № 128.
-Что нужно сделать?
- Прочитайте, что у вас получилось.
-Какой вывод можем сделать? (слагаемые можем группировать)
НА ДОСКЕ СОЧЕТАТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ (карточка)
Учитель: - выполните № 129.
-Что нужно сделать?
- Прочитайте, что у вас получилось.
-Какой вывод можем сделать? (выражения со скобками можем записать без скобок, но при условии, что данное выражение- сумма)
НА ДОСКЕ ВЫРАЖЕНИЯ СО СКОБКАМИ (СУММА) (карточка)
Учитель: -Закройте рабочие тетради, откройте учебники на стр. 84 и скажите, какими свойствами сложения пользовались Волк и Заяц, выполняя записи?
Учитель: - А теперь поработайте в парах, выполните такие же записи для выражения
(8+3)+2 (НА ЭКРАНЕ) как Волк и Заяц
НА ЭКРАНЕ -Проверьте, у всех ли получились такие записи:
8+(3+2)
8+(2+3)
(8+2)+3
- Какие свойства сложения вы применили? (переместит. и сочетат.)
- Для чего нам это нужно? (чтобы быстрее и правильно решать примеры, 8+2=10, а к 10 удобнее прибавлять любые числа, вы не ошибётесь).
Учитель: - При выполнении любого задания, мы должны искать рациональный, т.е. удобный способ решения.
Учитель: - Вернемся к нашим примерам (снова выставляется карточка с примерами). - Опираясь на выводы, которые мы с вами сделали, предложите варианты решения.2) «открытие» нового знания Дети работают у доски с объяснением ( КАКИЕ СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ) (ост.в тетр)
49+203+301+1740+29+125+23199+85+105+201
ВЫВОД: ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ И СОЧЕТАТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАПИСЫВАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ТОЛЬКО СЛОЖЕНИЕ, БЕЗ СКОБОК И ВЫПОЛНЯТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ В ЛЮБОМ ПОРЯДКЕ.3) конкретизация нового способа действий; первичное закреплениеУчитель:- Что еще нужно сделать, чтобы научиться выполнять сложение нескольких слагаемых?
Ученики:- Попробовать решить пример практически.Учитель: - А где можно взять еще примеры для тренировки?Ученики: - В учебнике.Учитель: - Работаем по учебнику.Ученики открывают учебники, находят страницу (с.84) №3. Работа у доски
ПРОГОВАРИВАЮТ КАКИЕ СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ И ДЕЛАЮТ ВЫВОД: ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ И СОЧЕТАТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАПИСЫВАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ТОЛЬКО СЛОЖЕНИЕ, БЕЗ СКОБОК И ВЫПОЛНЯТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ В ЛЮБОМ ПОРЯДКЕ. 4) самостоятельная- Кто считает, что научился выполнять примеры данного типа, поднимите руку? Почему вы так считаете?( Варианты ответов.)Учитель: - Как вы могли бы проверить, действительно ли умеете решать подобные примеры?Ученики: - Выполнить самостоятельно работу.Учитель:- Проверьте, как хорошо вы научились. Выполняем №5 на стр. 85 сам-но Учитель:- Не забудьте проверить свою работу.
Учитель:- а теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа ( НА ЭКРАНЕ 149+301+203= (149+301)+203=450+203=653
340+129+231= 340+(129+231)=340+360=700
199+185+201=(199+201)+185=400+185=585
125+392+75=(125+75)+392=200+392=592
- Какой вывод можем сделать?
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ И СОЧЕТАТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАПИСЫВАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ТОЛЬКО СЛОЖЕНИЕ, БЕЗ СКОБОК И ВЫПОЛНЯТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ В ЛЮБОМ ПОРЯДКЕ.
-Пригодятся нам знания, полученные на уроке? Когда?
Физминутка5. Повторение пройденного: решение задачУчитель:- Прочитайте № 13 на стр. 86
- Прочитайте задачу. -О ком в ней говорится? Что вы знаете о мальчиках?
-Прочитайте вопрос задачи. Можем мы сразу на него ответить? Почему? Работа в парах. – Перед вами лежит таблица- краткое условие к данной задаче, которая поможет вам при решении. Что должно быть в кратком условии? ( все данные и вопрос). Заполните таблицу сообща.
ПРОВЕРИТЕ. (НА ЭКРАНЕ) Учитель: - Запишите в тетрадь решение задачи.Учитель: - Сравните свою работу с работой товарища. (Взаимопроверка.)
Запись у доски одним учеником.
Работа в рабочей тетради № 136,131
6. Итог урока. Рефлексия.Учитель:- Какую тему изучали на этом уроке?Ученики: - Сумма трёх и более слагаемых.Учитель: - Что особенно удалось? (Варианты ответов.)Учитель: - На каком этапе испытывали затруднение? Почему было трудно? (Варианты ответов.)Учитель: - Попробуйте оценить свою работу; работу класса. (Варианты ответов)Учитель: - Над чем хотелось бы еще поработать? (Варианты ответов.)Учитель: - Благодарю всех за активную работу на уроке. Сегодня вам на помощь не раз приходила пытливость и смекалка. Всегда помните «Учиться - всегда пригодиться» (Пословица вывешивается на доску.)7. Домашнее заданиеУчитель: - Советую дома закрепить изученный материал, для этого в рабочих тетрадях выполните № 134,135 . (Записывают задание в дневник.) Дополнительно , кто желает учебник - №8, стр. 85.