Методический блокнот учителя русского языка и литературы


Методический блокнот
учителя русского языка и литературы
Белебей,2015
Методические рекомендации
учителям русского языка и литературы
Единые требования к ведению тетрадей учащихся, оценке письменных работ и оформлению записей в журнале.
О видах письменных работ.
1.1.Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку;
- планы статей учебников;
- сочинения;
- изложения;
-письменные ответы на вопросы и т.д.
1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти;
-в конце полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после праздника, понедельник.
Соблюдать поля с внешней стороны.
Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:
Десятое декабря
Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).
Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
Например:
Классная работа
Упражнение 234
Соблюдать красную строку.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
Выполнять аккуратно подчёркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные
написания в скобки
2.Количество и назначение ученических тетрадей.
2.1Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
по русскому языку: в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы; по литературе: в 5-11 классах – одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.
Для контрольных работ по русскому языку выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
В 5-11 классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже – её название (точка в конце вида и названия работы не ставится). Например:
Диктант
В тайге
То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.
Порядок ведения тетрадей учащимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требований:
Писать аккуратным, разборчивым почерком.
Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образцы оформления тетрадей:
Тетрадь
по развитию речи ученицы 5 б класса
средней школы №…
Ивановой Ольги
3.Порядок проверки письменных работ учителями.
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:
- в 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса – после каждого урока у всех учеников;
- во 2-м полугодии 6-го класса и 7-9-х классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
- в 10-11 классах – после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
- контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачёркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак,
вместо зачёркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;
- на полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная);
- при проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые - знаком Р, грамматические – знаком Г;
- подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
- проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
0-2 «4» либо 1-4 «3» и т.д.
В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
- после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов.
Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
0-2 «4»
3-3-1 «3»
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляться по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений , предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
4. Оформление записей в журнале.
Учитель, проверяя и оценивая знания обучающихся, выставляет оценки в журнал, а также обязательно фиксирует посещаемость школьников. На левой странице разворота журнала ставит дату урока, отмечает отсутствующих на уроке буквой н (не был). Тема урока записывается по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя, составленным на основе нормативных документов Министерства образования Российской Федерации.
На уроке ученику может быть проставлена только одна оценка (кроме уроков, посвящённых написанию письменных работ).
За диктант с грамматическим заданием выставляются в журнал две оценки в одну клетку без дроби. За изложение или сочинение по русскому языку выставляются в журнал две оценки в одну клетку без дроби на странице «Русский язык».
Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание – на странице «Литература», за грамотность – на странице «Русский язык», где при этом ни классное, ни
контрольным, письменным работам следует точно указывать их темы:
Например: Контрольная работа №4. «Сложное предложение»;
Проверочная работа. « Предлоги».
Обучающее изложение по теме « Имя существительное».
Отметки за письменные контрольные работы проставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа, и в сроки, оговоренные соответствующим положением (на проверку работ отводится не более двух дней).
В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания с отражением специфики организации домашней работы и характер его выполнения (повторить, выучить наизусть, прочитать, рассказывать), номер страницы, упражнений, практические задания
Дата Содержание Домашнее задание
15.02. А.С. Пушкин. Зима. Выучить стихотворение наизусть.
В случае если на уроке не дается домашнее задание, допускается отсутствие записи в соответствующей графе.
Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать их посещаемость (отмечает отсутствующих на уроке строчной буквой “н”).
По полученным замечаниям делается отметка об их устранении. Все записи подкрепляются подписью учителя. конецформыначалоформы
4.1. Журнал заполняется учителем в день проведения урока. Количество проведенных уроков и соответствующие им даты должны совпадать. Дату проведения урока в правой части развернутого листа журнала надлежит фиксировать только арабскими цифрами, например: 05.09.; 23.11.
Даты, проставленные на развороте слева, должны строго соответствовать датам, проставленным справа. Месяц и число записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.
4.2. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, не допуская сокращений слов. При записи тем повторения, решения задач, практических работ, изложений обязательно указывается конкретная тема. При проведении сдвоенных уроков дата записывается дважды и, соответственно, тема каждого урока.
Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному МО календарно-тематическому планированию и программе по предмету.
Невыполнение программы считается 6 часов при 2-х часовом курсе и 10 часов при 3-х часовом курсе.
4.3 О форме письменной работы должна быть запись с обязательной пометкой темы, по которой проводилась работа:
Подготовительный диктант. «Окончания имен существительных 1-го и 3-го склонения в предложном падеже».
Если по письменной работе выставляются две отметки, то ставятся в одной клетке без использования знака дробной черты 4 3
За обучающее изложение учащимся двоек не ставим.
4.4. Выставление в журнале точек, отметок со знаком “минус”, “плюс”, записи карандашом не допускаются, так как таких оценочных знаков официально не существует. В клетках для отметок учитель имеет право записывать
Программа выполнена полностью. Подпись учителя, дата.
4.5. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена в случае отсутствия (пропуска) учащимся более 75% учебного времени по согласованию с учеником и его родителями.В статье 17, пункта 4 Закона РФ «Об образовании» зафиксировано, что учащиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы
4.6. В конце учебного года на предметной странице вместо темы урока рекомендуется сделать запись о прохождении программы:
По плану … часов; Фактически… часов.
исследование, реферат и т.д.
В журнале фиксируются темы, посещаемость и учебные достижения учащихся (зачтено – не зачтено).
4.7. На занятиях, где класс делится на две подгруппы, записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.
4.8. При замещении уроков классный журнал заполняет замещающий учитель в обычном порядке (подпись и другие сведения записываются в журнале замещения уроков). Замена уроков записывается по факту проведения.
Устанавливается следующий порядок записи замещений уроков:
• При замещении уроков учителем, работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице своего предмета.
• При замещении уроков учителем, не работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице замещаемого предмета.
• При записи замещений обязательно указать дату, тему урока, домашнее задание, записать слово «замещение» и поставить подпись.
Дата Содержание Домашнее задание
22.12 Повторение по теме «Предлоги» Повторить правило, стр. 275. Замещение + (подпись)
4.9. Не рекомендуется «засорять» журнал записями о количестве отметок за четверть и год, а также другими записями, так как эти сведения учитель подает заместителю директора в специальном отчете.
4.10 Если при работе в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправильную запись (отметку), четко исправить её, заверить достоверность исправления своей подписью и поставить круглую школьную печать, если исправлена четвертая (годовая) отметка, ставим подпись директора и печать.
Например: (исправление отметки за четверть)
Петров К. – отметка за 2 четверть – 4 (хорошо).
Подпись директора, печать.
Например: (исправление текущей отметки)
Иванов К. – отметка за 13.04.2009г. – 4 (хорошо).
Подпись учителя, печать.
Недопустимо при исправлении в журнале использование “корректирующей жидкости” или других закрашивающих средств.
. 4.11 Элективные курсы могут записываться как в основном журнале, так и в отдельном журнале. Список обучающихся группы (при обучении из разных школ, разных классов) формируется на основании приказа образовательного учреждения. Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору принимает образовательное учреждение решением педагогического совета. Целесообразно проводить оценивание по системе «зачтено – не зачтено». Курс может считаться зачтённым, если ученик:
а) посетил не менее 75-80 процентов занятий по данному курсу;
б) выполнил какую-либо зачётную работу, предусмотренную программой курса: проект, реферат
4.12 При наличии в классе учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, ведётся отдельный журнал. В основной журнал класса записывается фамилия такого учащегося и делается пометка о его обучении по программе VIII вида.
Русский язык
1. Отметки за контрольные (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) работы выставляются в одной колонке (54, 33): за диктанты – первая за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения – первая – за содержание, вторая – за грамотность. 2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.»
3. Изложение и сочинение по развитию речи записывается следующим образом:
Если работа над изложением или сочинением велась два урока, то запись необходимо оформить так:
Пример: 03.10. Р/р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.
04.10. Р/р. Написание сочинения-размышления.
Или:
15.01. Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «…».
15.01. Р/р. Изложение с элементами сочинения по теме «...».
4. Обязательно указывается тема контрольного диктанта, при этом можно указывать его номер.
Пример: Контрольный диктант «Имя существительное».
или Контрольный диктант № 3 «Сложное предложение».
Литература
Тема урока формулируется в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Пример: А.С.Грибоедов «Горе от ума»: история создания, композиция, система образов комедии Не допускаются записи типа: «Контрольная работа №1», «А.С.Грибоедов «Горе от ума» и т.п.
2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.», по внеклассному чтению – «Вн. чт.».
3. Сочинения следует записывать так:
Пример: 05.11. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.
05.11. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.
4. При выполнении творческих работ (сочинение) отметка в журнал выставляется только за содержание (непосредственно по литературе). Выставлять отметки за грамотность (по русскому языку) на страницу по литературе нецелесообразно, чтобы не допустить влияния данных отметок на итоговую отметку по литературе.
5. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.
6. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда было дано задание написать домашнее сочинение. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.
Сводная таблица контроля.
Класс Темп чтения вслух Темп чтения
про себя Количество слов:
словарный диктант контрольный диктант изложение сочинение
1 30 - - - - -
2 50 - 7-8 20-25 / 30-40 40-50 -
3 80 100-110 10-12 45-50 / 55-60 65-80 45-60
4 110 120-140 12-15 65-70 / 70-85 90-105 60-80
5 120 140-170 15-20 90-100 100-150 110
6 120 170-210 20-25 100-110 150-200 130
7 130 210-250 25-30 110-120 200-250 160
8 250-270 30-35 120-150 250-350 200
9 270-290 35-40 150-170 350-450 250
10 290-300 45-50 170-190 450-550 350-400
11 310-330 45-50 190-210 550-700 350-400
Количество итоговых контрольных работ
Предметы
Вид работы Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год
по классам
V VI VII VIII IX X XI
Русский язык диктанты 8 6 5 4 3 2 2
изложения 2 4 3 3 3 - 1
сочинения 2 2 2 3 3 3 2
Литература классные сочинения 4 3 2 2 3 4 4
домашние сочинения 1 2 3 3 3 3 3
10 класс
Вид контр. 1 час в нед2 час 3 час 4 час
диктант 2-3 4 8 10
изложение 2 4 6 8
11 класс
Вид контр. 1 час в нед2 час 3 час 4 час
диктант 2 4 6 8
изложение 3 6 8 10
Рекомендуемое количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку
Класс Словарный диктант Контрольный диктант Изложение (подробное) Объём ученического сочинения
V 10 – 15
(15 – 20) 90 – 100 100 – 150 0,5 – 1 стр.
VI 15 – 20
(20 – 25) 100 – 110 150 – 200 1 – 1,5 стр.
VII 25 – 30 110 – 120 200 – 250 1,5 – 2 стр.
VIII 30 – 35 120 – 140
(150) 250 – 350 2 – 3 стр.
IX 35 – 40 140 – 160
(150 – 170 )350 - 450 3 – 4 стр.
X до 50 слов 180 - 190 XI до 50 слов 180 - 190 При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Количество проверяемых орфограмм и пунктограммв текстах контрольных диктантов не должно превышать
Класс V VI VII VIII IX
Количество орфограмм 12 16 20 24 24
Количество пунктограмм2 – 3 3 – 4 4 – 5 10 15
В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).
Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
объём сочинений по литературе,независимо от источника и места работы
Класс V VI VII VIII IX X XI
Количество страниц 1 – 1,5 1,5 – 2 2 – 2,5 2,5 – 3 3 – 4 4 – 5 5 – 7
(за 2 часа)
Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.
5. Выставление отметок
5.1 Следует помнить, что выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трёх и более уроков, после каникул) сдерживает развитие успехов в учебно-познавательной деятельности ученика и формирует негативное отношение к учению и учебной деятельности.
5.2. Отметки по письменным работам проставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения (работа над ошибками – часть урока). Отметку по итогам работы над ошибками выставлять в графе того дня, когда она
только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н – пропуск урока . Выставление в одной клетке двух отметок допускается только на уроках русского языка.
5.3. Отметки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти без пропуска клетки. Не допускается пропуск клетки и графы в журнале для записи чисел и тем следующей четверти. Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа. Числа и названия месяцев также должны строго совпадать.
Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Отметки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся детей.
5.4 Итоговые отметки обучающихся детей за четверть должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости обучающегося ребёнка в аттестационный период). Чтобы объективно аттестовать обучающихся, необходимо не менее трех текущих отметок при двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более шести при учебной нагрузке более двух часов в неделю с обязательным учетом качества знаний обучающихся по письменным и практическим работам. При одночасовой недельной нагрузке по предмету аттестация может проводиться по четвертям или по полугодиям, в зависимости от решения этого вопроса на августовском педагогическом совете школы.
5.5.При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):
Оценка Количество допускаемых ошибок
«5» 0 / 0
«4» 2 / 2, 1 / 3, 0 / 4
«3» 4 / 4, 3 / 5, 0 / 7
«2» 7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6
Примечания:
«5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
«4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.
«3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант оценивается одной отметкой.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Классы V VI VII VIII IX Х-ХIКоличество слов 15-20 20-25 25-30 30-35 35-40 45-50
При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:
Оценка «5» «4» «3»
Количество допускаемых ошибок 0 1 – 2 3 – 4
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка Объём правильно выполненной работы
5 Все задания
4 Не менее 3 / 4
3 Не менее 1 / 2
2 НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины
1 НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания
Примечание:
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
ВАШ КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ, КОНЕЧНО ЖЕ, БУДЕТ САМЫМ ЛУЧШИМ!
УСПЕХА ВАМ!
ДЛЯ ЗАМЕТОК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



26
1


25
2


24
3


23
4


22
5


21
6


20
7


19
8


18
9


17
10


16
11


15
12


14
13