Методическое пособие для учреждений дополнительного образования Исследовательская и проектная деятельность. Общие черты и отличия








Исследовательская и проектная деятельность: общие черты и отличия.








Методическое пособие
для заместителей директоров и педагогов
учреждений дополнительного образования детей





Е.А. Сухинина,
Заведующая отделом
МБУДО «Центр внешкольной работы» Володарского района г. Брянска,
ПДО высшей квалификационной категории
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Однако эта работа весьма существенно сдерживается из-за досадной терминологической путаницы.
В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей при их изучении. Понимание их истинного смысла очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики.
К сожалению, значительная часть специалистов не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».
Не секрет, что в системе дополнительного образования освоение метода исследовательской работы продвигается с большим трудом. Среди причин, мешающих педагогам заниматься с учащимися исследовательской деятельностью, можно отметить:
слабое владение методикой научного исследования, незнание самого процесса работы
недостаток методической, научной, психологической, специальной литературы по данной теме
отсутствие времени, загруженность обучающихся и желание многих педагогов просто спокойно работать
Первым шагом на пути поиска сходства и различий между выше названными понятиями, вероятно, может быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в разговорном языке и обыденных представлениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».
Девизом и проектной, и исследовательской деятельности могут стать слова «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить».
1.  По определению
Проект – это буквально "брошенный вперед", «путь исследования» (греч.) то Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
Учебный проект - Это "специально организованный учителем комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы, завершающийся созданием продукта и состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
постановку проблемы, целей и задач исследования, формулировку рабочей гипотезы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы.

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
2. По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Давайте вспомним типологию проектов:



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. По этапам исследования

Основные этапы проектной деятельности:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Основные этапы научного исследования.
Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.
Научно-исследовательскую работу можно ориентировочно подразделить на несколько этапов, на которых выполняются различные исследовательские действия и составляются различные материалы.

1. Первый - наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки. При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне. 2. После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное представление о сделанном до него по изучаемому вопросу. Изучение научных публикаций необходимо проводить по этапам: -общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; -беглый просмотр содержания; -чтение в порядке последовательности расположения материала; -выборочное чтение какой-либо части произведения; -выписка представляющих интерес материалов; -критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе.  3. Уточнение темы и составление плана научно-исследовательской работы является третьим этапом исследования.
Формулировка выбранной темы должна быть четкой, ясной и выражать сущность проблемы исследования.
Далее следует составление первоначального плана научно-исследовательской работы. Его иногда называют программой исследования. Он определяет систематичность и последовательность исследования. Основной частью плана научно-исследовательской работы является методика исследования, т.е. совокупность и взаимосвязь способов, методов и приемов научно-исследовательской работы.
При составлении плана в первую очередь следует сформулировать обоснование актуальности темы исследования. Здесь нужно указать из каких соображений приступают к исследованию данной проблемы, чем обусловлена необходимость исследования - развитием науки, общественными потребностями или она представляет собой обобщение опыта и т.д. Какие задачи стоят в аспекте избранного направления в конкретных условиях;
Следующий логический шаг - формулирование проблемы. В научном смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект - это то, что противостоит познающему субъекту, т.е. автору исследования. Определяя объект исследования мы отвечаем на вопрос: что исследуем?   Предмет исследования - это тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные, с точки зрения исследователя, признаки объекта. т.е. тот аспект исследования, о котором будет получено новое знание находит отражение в предмете исследования.

Затем определяется цель исследования, т.е. то чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.
Следующий важный момент - построение гипотезы. Гипотеза - это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Она представляет собой возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами. Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования. 
Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать понимание того, что нужно сделать для достижения цели.  Задачи исследования вытекают из гипотезы и предмета. Содержание и число задач должно быть достаточным, чтобы полностью охватить предмет исследования и, в результате предстоящего исследования, в том числе и будущего эксперимента, получить научно обоснованный ответ на высказанную гипотезу.  К первоначальному плану должен быть предложен и календарный план исследовательской работы. Успех любого научного труда во многом зависит от того, насколько правильно исследователь сумеет спланировать выполнение каждого этапа своего исследования в определенные сроки и насколько строго он будет их придерживаться.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Четвертым, главным этапом исследования является накопление материала для проверки обоснованности выдвинутой гипотезы.

Теоретическое исследование. Оно заключается в синтезе и анализе основных закономерностей, которые дают фундаментальные науки по отношению к исследуемому объекту. На этом этапе происходит дальнейшее добывание с помощью аппарата разных наук дополнительных, новых, еще не известных закономерностей.
Целью исследования на уровне теории является обобщение явлений, их связей,
получение большей информации для обоснования рабочей гипотезы.
Экспериментальные исследования продолжают теоретический этап. Эксперимент как поставленный научно опыт, является наиболее сложной и трудоемкой частью исследования. Его цели могут быть различными, поскольку зависят они от характера всего исследования, а также последовательности его проведения.
В случае стандартного хода и порядка проведения исследования, опытная часть (эксперимент) проводят после стадии теоретического изучения проблемы. В таком случае эксперимент, как правило, подтверждает результаты теоретических гипотез. Иногда после проведения эксперимента, гипотезы опровергаются.
В ряде случает порядок проведения исследования меняется. Случается, что третий и четвертый этапы научного исследования меняются местами. Тогда эксперимент может предшествовать теоретической части. Такая последовательность характерна для поисковых исследований, когда теоретическая база является недостаточной для выдвижения гипотез. В таком случае теория призвана обобщать результаты экспериментальных исследований.
5. На пятом этапе собранные материалы обрабатывают статистически. На основе сведений, полученных об отдельных изучаемых явлениях, определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом;
После сведения результатов исследования может быть выяснено, что полученные данные недостаточно достоверны и возникает необходимость в дополнительном сборе материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений или экспериментов.

6. Далее следует шестой этап - анализ результатов исследования. Этот этап подразумевает необходимость сравнить теоретический и экспериментальный этапы научного исследования для окончательного подтверждения гипотезы и дальнейшего формулирования выводов и вытекающих из нее следствий. Иногда результат бывает и отрицательным, тогда гипотезу приходится отвергать. Далее подводятся итоги, формулируются выводы и их соответствие изначально поставленной задаче. Результаты любого завершенного исследования можно раскрыть с точки зрения его содержания, значения для науки и практики, способа получения, обоснованности и доказательности.

7. Освоение результатов. Этот этап характерен для технических работ. Он является подготовкой к промышленной реализации результатов исследования.

К этим семи шагам сводятся основные этапы научного исследования, которые необходимо пройти от рабочей гипотезы до внедрения результатов исследования в жизнь.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

  8. Восьмым этапом исследования является оформление научно-исследовательской работы. Письменное изложение работы происходит на основе расширенного плана, который по мере надобности, дополняется и исправляется. 
5.  Отличие исследовательской деятельности от проектной по продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Познакомимся с классификацией творческих работ учащихся .
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные  творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные  творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные  творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
Исследовательские  творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных моментов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. Это определение проблемы исслндования, формулировка темы исследовательской работы, объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, определение гипотезы.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема отражает характерные черты проблемы.
Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.
Методы НИР:
>             Наблюдение
>             Эксперимент

 Виды исследовательских работ.
Форма
Структура

ДОКЛАД

· в кратких вводных замечаниях – научно практическая ценность темы;

· сущность темы, обоснованные научные предложения;

· выводы и предложения.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

· основные положения доклада;

· основные выводы и предложения.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

·заголовок;

·вводные замечания;

·краткие данные о методике исследования;

·анализ собственные научных результатов и их обобщение;

·выводы и предложения;

· ссылки на цитируемую литературу.

НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ

·краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

·значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

·детальная характеристика применявшихся методов;

·существование новых научных результатов;

· заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

·выводы и предложения.

РЕФЕРАТ

·вводная часть;

·основной текст;

·заключительная часть;

·список литературы;

·указатели.

МОНОГРАФИЯ

·введение;

·подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;

·выводы по каждому разделу (главе);

·заключение.


Примерный план написания научно-исследовательской работы.
Введение.
Обзор литературы.
Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы. Описание процесса исследования.
Анализ исследовательских результатов.
Выводы.
Список использованной литературы.

Примерный план написания прикладного проекта
Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Выявление основных параметров и ограничений.
Исследование, выявление традиций, истории, тенденций.
Составление «звездочки обдумывания».
Разработка идей, вариантов.
Анализ идей и выбор оптимального варианта.
Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования.
Последовательность изготовления изделия.
Экономическое обоснование
Контроль качества готового изделия.
Испытание и контроль.
Что мы планируем в дальнейшем.
Самооценка.

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования
Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Типы проектов

Ролевые, игровые

Прикладные

Исследовательские

Творческие

Информационные

Четко обозначенного результата деятельности
Хорошо продуманной структуры деятельности всех участников проекта с определением функции каждого из них
Систематической внешней оценки проекта


Создание социально значимого продукта

Выработку конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам, создание вспомогательных средств, в т.ч. учебных

Требуют:

Предполагают:

Прикладные проекты

Сбора информации о каком-либо объекте, явлении
Использование разнообразных источников информации: СМИ, базы данных, интервью, анкетирование
Хорошо продуманной структуры, возможности коррекции по ходу работы



Поэтапность поиска с обозначением промежу-точных результатов
Аналитическую работа над собранными фактами
Выводы, корректировку, обобщение
Заключение и оформление результатов, презентацию



Требуют:

Предполагают:

Информационные проекты

Хорошо продуманной структуры
Четко обозначенных целей
Актуальности и социальной значимости
Применение экспериментальных и опытных методов исследования
Обработки результатов исследования


Аргументацию актуальности темы исследования
Определение методов исследования и источников информации
Выдвижение гипотез и путей решения проблемы
Обсуждение и оформление полученных результатов
Выявление новой проблемы для исследования


Требуют:

Предполагают:

Исследовательские проекты

Проект

Проекты могут быть
и без исследования
(творческие, социальные,
информационные).

Исследование


Исследование подразумевает
выдвижение гипотез
и теорий, их эксперименталь-
ную и теоретическую проверку.

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

Организационно – подготовительный этап:
Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции.
Подбор материалов. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско – технологической документации.

Этапы проектирования

Технологический
этап:
Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда, сборка изделия.

Заключительнеый
этап:
Контроль и испытание изделия. Корректировка конструкторско – технологической документации. Экономическое обоснование. Маркетинговые исследования. Подведение итогов. Защита проекта

Т в о р ч е с т в о

Выбор темы исследования :
Определение темы, её актуальности, новизны, направленности на научный поиск.
При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне.


Этапы исследования

Библиографический поиск:
-Ознакомление с произведением; -чтение в порядке последовательности материала; -выборочное чтение какой-либо части; -выписка материалов; -критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе. 

Уточнение темы и составление плана НИР :
-Составление первоначального плана исследования;
-обоснование актуальности темы исследования;
-формулировка проблемы;
-определение объекта и предмета исследования;
-определение цели исследования;
-построение гипотезы;
-формулировка задач исследования.

Накопление материала для проверки обоснованности вдвинутой гипотезы :
-Теоретическое исследование,
синтез и анализ основных законо-мерностей, которые дают фундаментальные науки по отношению к исследуемому объекту.
Экспериментальные исследования (научный опыт).

Этапы исследования

Статистическая обработка :
-На основе сведений, полученных об отдельных изучаемых явлениях, определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом;
-Может проводится дополнительная серия наблюдений или экспериментов.  

Анализ результатов исследования :
-Сравнение теорети-ческого и эксперимен-тального этапов НИ для подтверждения гипотезы и дальнейшего формулирования выводов и вытекающих из нее следствий.
–опровержение гипотезы при отрицательных результатах;
-окончательные выводы;
-освоение результатов.

Освоение результатов


Проект

Исследование


Материальный продукт

Интеллектуальный продукт



Заголовок 115