Методические указания по выполнению самостоятельной работы по обществознанию
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сызранский политехнический техникум»
Методические указания для студентов
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
БД.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальностям технического профиля
Сызрань, 2014
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО
предметной (цикловой) комиссией Методическим советом
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБОУ СПО «СПТ»
Протокол № ______
Протокол № ______ от «___» _____________2014 г.
от «___» _____________2014 г. Заместитель директора по учебнойПредседатель: _____ Н.Р.Виноградова
работе:____________Е.В.ВернерСоставитель: Колбехина Е.Н., преподаватель истории и обществознания ГБОУ СПО «СПТ»
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «СПТ» по специальностям технического профиля.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя различные виды внеаудиторной самостоятельной работы, указания по их выполнению, контрольные вопросы и формы контроля.
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине БД.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ созданы Вам в помощь для работы.
Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования.
В результате освоения дисциплины БД.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Вы должны:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас должны быть сформированы общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.
Все задания внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные результаты по приведенной методике.
Отчет о выполнении внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.
Внимание! Если в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
Тематический план
Наименование раздела и темы Кол-во часов на внеауд. сам. раб. Вид внеаудиторной самостоятельной работы Форма контроля
Введение 1 Конспектирование Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 8 Самоотчет. Защита реферата
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества 5 Составление плана и тезисов ответа. Подготовка сообщения. Заполнение таблицы Самоотчет. Оформление таблицы, схемы
Тема 1.2 Общество как сложная система 3 Конспектирование текста. Заполнение таблицы. Ответы на вопросы Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества 5 Тема 2.1 Духовная культура личности и общества 1 Аналитическая обработка текста Тема 2.2 Наука и образование в современном мире 2 Конспектирование Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 2 Заполнение таблицы Раздел 3 Экономика 13 Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи 3 Конспектирование текста. Составление плана. Заполнение таблицы
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике 4 Решение ситуационных задач. Конспектирование. Графическое изображение текста Тема 3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция 4 Составление плана. Заполнение таблицы. Подготовка сообщений
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики 2 Заполнение таблицы. Ответы на вопросы Раздел 4 Социальные отношения 10 Тема 4.1 Социальная роль и стратификация 3 Решение ситуационных задач. Графическое изображение текста. Заполнение таблицы.
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты 3 Подготовка сообщений. Заполнение таблицы. Решение ситуационных задач Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы 4 Конспектирование. Заполнение таблицы. Ответы на вопросы Раздел 5 Политика как общественное явление 9 Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе 4 Графическое изображение текста. Заполнение таблицы. Подготовка сообщений Тема 5.2 Участники политического процесса 5 Работа с нормативно-правовыми актами. Заполнение таблицы. Графическое изображение текста. Ответы на вопросы Раздел 6 Право 11 Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений 3 Аналитическая обработка текста. Работа с нормативно-правовыми актами Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации 3 Аналитическая обработка текста. Работа с нормативно-правовыми актами Тема 6.3 Отрасли российского права 4 Работа с нормативно-правовыми актами Тема 6.4 Международное право 2 Ответы на вопросы ИТОГО 58
Введение
Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Социальные науки».
Интернет-ресурсы:
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 1
Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Задание 1. Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.
Время на выполнение задания: 1-2 час.
Форма отчетности: план оформляется в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению плана: см. Приложение 2.
Задание 2. Заполните таблицу.
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: таблица оформляется в рабочей тетради.
Методические рекомендации по заполнению таблицы: см. Приложение 3.
Задание 3. Подготовьте сообщения на предложенные темы:
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Познание мира.
Потребности и интересы.
Свобода в деятельности человека.
Время на выполнение задания: 2 час.
Форма отчетности: сообщение оформляется в рабочей тетради или на отдельных листах.
Методические рекомендации по подготовке сообщения: см. Приложение 4.
Тема 1.2 Общество как сложная система
Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Особенности современного мира».
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.
Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, заполните таблицу.
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: таблицы оформляются в рабочих тетрадях.
Таблица 1
Основные сферы общества
Сферы общества
Экономическая Политическая Духовная Социальная
Что составляет сферу общества? Какие задачи решает? Таблица 2
Функции и структурные элементы основных институтов общества
Институты Функции Основные роли Физические черты Символические черты
Семья и брак Экономический Политический Религиозный Образование За каждую выполненную задачу (заполнение столбца таблицы) ставиться 4 балла, максимальное кол-во баллов - 16.
Оценивание таблицы:
15-16 баллов – «отлично»;
11-14 баллов – «хорошо»;
8-10 баллов – «удовлетворительно;
мене 8 баллов – «неудовлетворительно».
Приложение 1
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Инструкция по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
Выделите главное, составьте план.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Критерии, используемые при оценивании конспекта
Критерий Баллы
Составлен план материала 2
Выделение самого важного и необходимого 2
Краткий текст по каждому пункту 2
Маркировка текста 2
Логическая последовательность содержания 2
Оценивание конспекта
10 баллов – «отлично»;
8-9 баллов – «хорошо»;
6-7 баллов – «удовлетворительно;
мене 6 баллов – «неудовлетворительно».
Приложение 2
Методические рекомендации по составлению плана:
Инструкция по составлению простого плана
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Запишите план.
Запомните требования к плану:
план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Инструкция по составлению сложного плана
Внимательно прочитайте изучаемый материал.
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Методические рекомендации по заполнению таблицы
Заполнение таблицы осуществляется помощью учебной литературы по данной теме. Необходимо заполнить свободные строки таблицы.
Критерии, используемые при оценивании ответов на вопросы
Критерий Оценка
Таблица заполнена последовательно и правильно с точки зрения норм технического языка 5
В заполненной таблице имеется 1-2 недочета в последовательности излагаемого материала 4
В заполненной таблице имеются неточности в определении понятий или формулировки правил; материал изложен непоследовательно 3
В заполненной таблице имеются ошибки, искажающие смысл материала 2
Методические рекомендации по подготовке сообщения: см. Приложение 4.