Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по Обществознанию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
ОУД. Обществознание (включая экономику и право)
г. Усть-Илимск, 2016
Рассмотрена и одобрена
на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»
«______» ________________ 2016г.
Протокол №
Председатель комиссии
____________________Е.А. Рахманова
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)/ УИ ТЛТУ; Сост.: С.М. Кряжева – Усть-Илимск, 2016.
Данная работа содержит методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, кратко приведены основные теоретические положения, касающиеся данных работ. Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины Обществознание (включая экономику и право). Предназначены для студентов I курса, всех специальностей, изучающих дисциплину Обществознание (включая экономику и право).
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов учебной дисциплины Обществознание разработаны в соответствии:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы в помощь преподавателям и студентам. Методические указания внеаудиторной самостоятельной работы студентов дисциплины Обществознание (включая экономику и право) предназначены для специальностей:
15.01.09 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»
23.01.03 Автомеханик
19.01.17 «Повар, кондитер»
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.
В настоящее время самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих воспитательно-образовательного процесса в техникуме, входе выполнения которой происходит формирование умений и навыков студента, усвоение приемов познавательной деятельности, развитие способностей находить решение различных практических задач. Если за годы учебы студент не научиться навыкам самостоятельного приобретения знаний и навыкам самообразования, то в будущем он оказывается в затруднении, особенно учитывая быстроту процесса «старения» знаний.
Самостоятельная работа студентов является одним из важных элементов обучения в техникуме. При правильной организации самоподготовка имеет важнейшее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста и выступает средством, обеспечивающим для студентов сознательное и прочное усвоение знаний по дисциплине, овладение приемами и способами самообразования, развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.
Самоподготовка способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умению разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Она развивает у студентов такие качества, как дисциплинированность, организованность, инициативность, волю, вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям, потребностям и познавательным навыкам студентов.ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Одним из видов учебных занятий является самостоятельная работа (СР) студентов, которая проводится с целью:
Систематизации и закрепления полученных знаний и умений студентов;
Углубления и расширения теоретических знаний;
Формирование умения работы с дополнительной литературой;
Развития познавательных способностей и активности студентов;
Формирование самостоятельности.
Выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Преподавателем учебной дисциплины составляется тематическое планирование по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ, количество часов, отведенных на его выполнение, содержание и виды заданий, форма контроля. Каждая работа, выполненная студентом, оценивается преподавателем и выставляется в журнал теоретического обучения.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
Уровень освоения студентом учебного материала.
Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Обоснованность и четкость изложения ответа.
Оформление материала в соответствии с требованиями.
1. Перед выполнением студентами самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж (за счет общего бюджета времени, отведенного на изучение дисциплины или на консультации), который содержит:
цель задания
его содержание
сроки выполнения
объем работ
требования к результатам работы
критерии оценки
2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
4. Контроль результатов самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля могут быть использованы:
семинарские занятия,
коллоквиумы,
зачеты,
тестирование,
самозачеты,
контрольные работы,
защита творческих работ и т.д.
В процессе выполнения работы у студентов формируются общие компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ОУД «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (включая экономику и право)
№
темы Наименование разделов и тем Самостоятельная. работа студента,
час
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества 6
1.2. Общество как сложная система 6
2.1 Духовная культура личности и общества 8
2.2. Наука и образование 2
2.3. Искусство, мораль и религия 8
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи 2
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике 4
3.3.
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция 4
3.4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики 1
4.1. Социальная роль и стратификация.
6
4.2. Социальные нормы и конфликты 6
4.3. Важнейшие социальные общности и группы 6
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
4
5.2. Участники политического процесса 6
6.1. Правовое регулирование общественных отношений 2
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
4
6.3. Отрасли российского права 6
6.4. Международное право 4
Итого: 85
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные социальные понятия: человек, мышление, деятельность, культура, познание, самопознание, истина, мировоззрение, исторический процесс.;- особенности научного познания;
- тенденции развития новаторства в культуре
- биосоциальную сущность человека, место и роль человека в системе общественных отношений;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- связь общества и культуры;
- многообразие форм человеческого знания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты , выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах взаимосвязь общества и природы, общества и культуры;
-анализировать актуальную информацию о свободе как необходимости человеческой деятельности;
- объснять причинно-следственные связи взаимодействия человека и общества, общества и культуры
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать рефераты по темам:
Общество и общественные отношения
-Современные войны
-Воздействие человека на природу
- Глобализация проблем человечества
Кроссворды: «Происхождение человека», «Мировая глобализация», «Человек – как биологическое существо», «Мировоззрение», «Научное познание» и т.д.Презентации:
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные институты общества, их функции.
Понятие общественного прогресса.
- Словарная работа по обществоведческим понятиям и категориям.
- Работа с материалом учебника.
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебникдля начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 3844.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
5.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
6.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
1.http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
2.http://www.Aport.ru – Апорт
3. http://www.Google.ru – Google.
4.http://www.OpenText.ru5. http://www.Rambler.ru – Рамблер
6.http://www.Yahoo.ru – Yahoo
7.http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Формы контроля: Сдача работы в срок. Выполнение требований к оформлению работы.
Тема 1.2. Общество как сложная система
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные понятия: общество, общественный прогресс, цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, эволюция, революция, прогресс, глобальные проблемы;- основные этапы развития и становления цивилизаций и обществ,
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;
Уметь:
- характеризовать основные институты общества, выделяя их существенные признаки;
- давать сравнительный анализ основных сфер общества;
- анализировать и раскрывать на примерах основные глобальные проблемы человечества;
- объяснять сущность терроризма как важнейшей угрозы современной цивилизации;
- анализировать полученную на занятиях информацию.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать рефераты по темам:
«Общество», «Общество и природа», «Современный мир» и т.д.
- Сравнительно-обобщающая таблица по теме: «Общество и природа».
- Работа с материалом учебника
Подготовить презентации по темам:
Техногенные революции
Эволюция и революция
Антиглобализм
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2014.
6. http://5ballov.com.ru – «5 Баллов.Ру» содержит подборку образовательных ресурсов. На сайте собраны крупнейшие коллекции сочинений (более 5000), рефератов, курсовых и дипломных работ (около 68000), есть краткие изложения различных текстов, большая коллекция биографий писателей и поэтов, коллекция готовых домашних заданий, тесты оценки уровня интеллекта и многое другое. Бесплатная Интернет- библиотека.
7. http:// HYPERLINK "http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/04/annotirovannyy-katalog-internet-resursov-dlya-vospitatelya-doshkolnogo" HYPERLINK "http://www.allbest.ru" www.allbest.ru – «Allbest.ru» является самым крупным на сегодняшний день каталогом библиотек, содержащим ссылки на универсальные, научно-образовательные, художественные, филологические и другие тематические библиотеки. Каталог поделен на 30 разделов. В настоящее время содержит ссылки примерно на ресурсы 5000 электронных библиотек.
8.http://www.analysys.com/vlib/educate.htm - Сборник виртуальных библиотек.
9. http://www.chtivo.ru – Чтиво.Ру. Объединённый каталог печатных изданий. Включает примерно 150000 книг, 3000 газет, 700 журналов и около 200 электронных изданий. Представлено большое число учебных изданий.
10. http://www.dedushka.net – Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам. Полезные ссылки: Сайты для родителей; Электронные архивы.
11. http://ru.wikipedia.org «Википедия» свободная многоязычная энциклопедия.
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
1.http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
2.http://www.Aport.ru – Апорт
3. http://www.Google.ru – Google.
4.http://www.OpenText.ru5. http://www.Rambler.ru – Рамблер
6.http://www.Yahoo.ru – Yahoo
7.http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Формы контроля: Сдача работы в срок. Выполнение требований к оформлению работы.
Тема 2.1.Духовная культура личности и общества
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные понятия: социализация индивида, свобода, отклоняющееся поведение, абсентеизм, политическое лидерство;
- тенденции развития человека в современных условиях,
- типы отклоняющего поведения,
-типологию лидерства;
- необходимость регулирования общественных отношений;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, ); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклады по темам: «Культура», «Личность», «Этикет», «Нравственность», «Труд» и т.д.
Составить познавательную викторину по теме:
Культура.
Этикет.
Разработать презентации по темам:
Духовная культура личности
Проблемы духовного кризиса и духовного поиска
Культура и общение
Культура и цивилизации
- Индивидуальные задания
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6.http://a-nomalia.narod.ru/mif – Мифологический словарь. Славянская и русская мифология.
7.http://mify.org/dictionary.shtml – Мифы Древней Греции: Мифологический словарь. В словаре более 1100 статей.
Тема 2.2. Наука и образование
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные понятия: наука, образование;
- тенденции развития человека в современных условиях,
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, ); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклады по темам: «Наука», «Методы научного знания», «Образование», «Виды учебных заведений» и т.д.
Презентации по темам:
-Мораль в системе социальных норм
-Религия и духовный прогресс
-Роль религии в жизни общества
-Мировые религии
-Традиции и обычаи народов мира (по выбору).
- Работа с материалом учебника;
- Работа с дополнительной литературой.
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
Тема 2.3. Искусство, мораль и религия
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные понятия: искусство, мораль, религия;
- тенденции развития человека в современных условиях,
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать рефераты по темам: «Искусство», «Мораль», «Религия», «Христианство», «Ислам» и т.д.
- Сделать кроссворд по теме: «Мировые религии»
Составление презентаций по темам:
-Моральный поступок
-Структура морального долга
-Религия как феномен культуры
-Мировые религии
-Государство и религии мира
-Взаимосвязь культуры и религий
-Искусство
-Живопись XX в. В России-Архитектура современности.
-Эпоха классицизма
- Работа с дополнительной литературой
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6.http://potomy.ru - «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир». Более 2500 ответов на самые разные вопросы. Ежедневно на сайте появляются более десятка новых ответов от квалифицированных педагогов. Зарегистрировавшись, любой посетитель сайта, может задать свой вопрос.
7.http://ru.wikipedia.org – «Википедия»: свободная многоязычная энциклопедия.
8.http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp - Энциклопедии vip.km.ru: «Универсальная энциклопедия», «Энциклопедия популярной музыки», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия кино», «Энциклопедия кулинарии», «Автомобильная энциклопедия», «Туристический атлас мира», «Энциклопедия спорта», «Энциклопедия здоровья», «Энциклопедия персонального компьютера».9http://www.books.kharkov.com – В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
10.http://www.encyclopedia.ru – Мир энциклопедий. Справочная система. Обзор универсальных и специализированных Интернет-энциклопедий, словарей.
11.http://www.allbest.ru.union – один из ведущих разделов проекта «Allbest.ru». На сайте размещён каталог наиболее содержательных, с точки зрения авторов сайта, образовательных, научных и информационных ресурсов. Сайт содержит ссылки на ресурсы электронных библиотек, коллекций рефератов, научные и учебные материалы по различным наукам, материалы об Интернет, иностранным языкам и другие. Заметным преимуществом этого сайта является ежедневное его обновление.
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные понятия :экономика, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, экономический цикл, мировая экономика;
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
Уметь:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать опорные схемы по теме: «Экономические системы»
- Написать доклад по темам: «Экономика», «Рыночная экономика», «Плановая государственная экономика», «Экономика семьи»
- Работа с дополнительной литературой
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия: рынок, конкуренция, факторы производства, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, ценные бумаги, акция, безработица, налог, ВВП, экономический цикл, - давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
Уметь:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклад по темам: «Рынок», «Виды фирм и компаний», «Плановая государственная экономика» «Ценные бумаги», «Акции и облигации»
- Работа с материалом учебника.
Составление презентаций: Экономика- искусство ведение хозяйством.
Международная торговля. Потребности человека и экономика.
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Компетенции: ОК 4;
Знать:
- основные понятия: безработица, налог, ВВП, экономический цикл,
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
Уметь:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать доклад или презентации по темам: «ВВП», «Биржы», «Деньги», «История валюты», «Инфляция и т.д.
- Сделать опорные схемы по теме: «Банковская система»
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия : безработица , экономический цикл, мировая экономика
- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;
- основные источники финансирования бизнеса;
- особенности современной экономики России;
-виды налогов;
Уметь:
- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;
- анализировать полученную на занятиях информацию;
- объяснять на примерах сущность конкуренции ;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4
- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;
- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать реферат по темам: «Проблемы в экономике России», «МВФ», «Кредиты между странами» и т.д.
Презентации по темам: Основные проблемы экономики России и ее регионов, Безработица, Факторы безработицы, Рынок труда.
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
Тема 4.1Социальная роль и стратификация
Компетенции: К 4
Знать:
- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;
- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;
Виды самостоятельных работ студентов:
- Написать реферат по темам: «Социальная стратификация», «Социальные нормы», «Социальные конфликты» и т.д.
Сделать презентацию:
«Социальные группы России»; «Есть ли в современной России средний класс, какова его роль в жизни общества?» «Молодежь как социальная группа. Гражданское совершеннолетие». «Современная демографическая ситуация в России».
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
Тема 4.2. (3.2.) Социальные нормы и конфликты
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;
- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;
Виды самостоятельных работ студентов:
Рефераты по темам: «Негативные молодежные субкультуры», «Здоровый образ жизни», «Ранние браки», «Ранняя беременность».
- Сделать сравнительно –обобщающую таблицу по теме: «Социальные конфликты»
Сделать презентацию: «Семья и семейные отношения», « Молодежь как социальная группа», «Этнические общности», « Институт - Семья» , «Семья и брак», «Обряды и традиции семьи».
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2014.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2014.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2014.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014
Тема 4.3Важнейшие социальные общности и группы
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные термины: социальная стратификация, социальные общности и группы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов, сектанства;
- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную сонных циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по заданным темам;
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать сравнительно –обобщающую таблицу по теме: «Важнейшие социальные общности и группы»
Презентации: «Социальные лифты», «Социализация личности», «Малые социальные группы».
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия: политика, власть, государство, политический режим, правовое государство, гражданское государств ; политическая элита; политические партии;
- тенденции развития политической структуры общества, а также важнейших политических институтов;
- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ
- особенности политического развития в современной России.
Уметь:
- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
Сделать доклады по теме: «Политика», «Власть», «Демократия», «Является ли Россия демократическим государством?», «Правовое государство», « Является ли Россия правовым государством?», «Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей», « Политика – наука, искусство и профессия».
Сделать опорную схему по теме: «Политическая система».
-Три составляющих формы государства: формы правления»
-«Гражданское общество и правовое государство»
-«Государство и политическая система»
-«Свобода выбора»
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 5.2Участники политического процесса
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия : политический режим, правовое государство, гражданское государство ;политическая элита; политические партии;
- тенденции развития политической структуры общества , а также важнейших политических институтов;
- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ
- особенности политического развития в современной России.
Уметь:
- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ; извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
Сделать рефераты по теме: «Политические режимы», «Виды политических устройств», «Политические институты» «Демократия – за и против», «Выборы 2015 года в Иркутской области», «Политические партии», «Современный портрет политика», «Современные идейно-политические системы», «Свободные выборы – утопия или реальность?».
Составление презентаций:
«Организация проведения выборов в России», «Четвертая власть и ее роль в политической жизни», «Политические партии и лидеры современной России», «Политический лидер – кто он», «Политический лидер – идеал и реальность», «Современные политические идеологии», «Политические реформы в современной России».
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия: право, закон, гражданство, альтернативная военная служба, юридическая ответственность
- тенденции развития общества в правовом- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм,;- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать рефераты по теме: «Право», «Гражданство», «Юридическая ответственность», «Конституция РФ – основной закон жизни государства», «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы», «Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития», «Правовое регулирование хозяйственной деятельности», «Права потребителей». - Сделать опорную схему по теме «Виды законодательных актов»
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия: право, закон, гражданство,
- тенденции развития общества в правовом- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм;
- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать рефераты по теме: «Конституция РФ», «Гражданские права и свободы», «Обязанности граждан РФ) «Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя», «Способы защиты имущественных и неимущественных прав».- Работа с материалом учебника и дополнительными источниками
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 6.3. Отрасли российского права
Компетенции: ОК 4
Знать:
- основные понятия: право, закон, гражданство,
- тенденции развития общества в правовом- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм;
- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать презентации по теме: «Гражданское право РФ», «Уголовное право РФ», «Трудовое право», «Семейное», «Административное право РФ» и т.д.
- Сделать опорную схему по теме «Отрасли Российского права»
Презентации по темам: «Отрасли права», «Виды наказания», Структура российского права»
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Тема 6.4. Международное право
Компетенции ОК 4
Знать:
- основные понятия: международное право
- тенденции развития общества в правовом государстве
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь:
- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм;
Виды самостоятельных работ студентов:
- Сделать доклады по теме: «Международное право», «Римское право», «Англо-американское прецедентное право» и т.д.
- Работа с материалом учебника
Литература:
1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.
5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
8. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
http://www.AltaVista.ru – АльтаВиста.
http://www.Aport.ru – Апорт
http://www.Google.ru – Google.
http://www.OpenText.ru http://www.Rambler.ru – Рамблер
http://www.Yahoo.ru – Yahoo
http://www.Yandex.ru – Яндекс имеет
Рекомендации по составлению логических опорных схем
1.Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов, абзацев.
2.Внимательно изучите каждый параграф (подраздел, выписывая из них основные понятия.3.Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
4.Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
5.Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.
Если удаться найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура( дерево).
Если одни понятия вытекают из других , то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.
6.Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.
Требования к составлению опорных схем:
О- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей)
О- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.)
О- наглядность схемы (цветовое решение, эстетичность и т.д.)
Рекомендации по словарной работе
1) Правильно выписать искомые понятия (уточнить правильность их написания с преподавателем);
2) Определиться с объективным источником информации (энциклопедии, учебник, пособия и т.д.)
3) Выписать определения понятий на отдельном листе или переписать в тетрадь, чтобы сохранить для будущей работы;
4) Внимательно прочитать и запомнить сущность понятия, его отличие от других (зазубривать не рекомендуется, одно и тоже понятие может иметь несколько определений, в зависимости от источника);
5) На такой вид работы даётся обычно не более недели, рекомендуется найти после уроков свободное время и посетить ближайшую библиотеку или найти нужную книгу, Интернет-ресурс;
6) Если не смогли найти определение некоторых слов, обращайтесь к преподавателю, однокурсникам;
7) Если задание связано с поиском определений понятий, то, скорее всего преподаватель проведёт на каком-то из следующих уроков письменную или устную словарную работу, чтобы проверить степень усвоения студентами новых понятий.
Рекомендации по чтению учебной литературы
1.Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.
2.Метод кодирования - более эффективен. По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:
- прокомментировать новые данные
- оценить их значение
- поставить вопросы
- сопоставить полученные сведения с ранее известными.
3. Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения наиболее продуктивным является логическое составление прочитанного.
Памятка-алгоритм по требованию к качеству речи для сообщений
1.Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
4. Правильность и чистота речи.
5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
Критерии оценки сообщений
1.Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
2. Логичность.
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
4. Риторика (богатство речи).
Памятка- алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3. Определите вывод, который будете доказывать.
4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.
7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка по составлению реферата
Реферат готовиться с использованием различных источников. Он должен состоять в объёме не менее 10 страниц. Должен быть готов в течение 2 недель в печатном виде. Обязательно должен содержать введение и заключение со списком литературы. Должны соблюдаться требования к написанию рефератов:
1. Выбор темы и постановка проблемы. Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента, учащегося и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема реферата не должна быть слишком широкой например, «Политическое устройство государства и структура общества» или слишком узкой, посвященной каким-то частным вопросам. Одновременно с темой реферата продумывается и его проблематика.
2. Сбор материала по выбранной теме. После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Учащимся можно посоветовать познакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете. Предостерегаем вас как коллег и советуем заострить внимание учащихся на том, что по современным требованиям сведения из Интернета относятся к источникам информации, однако не следует пытаться найти в Сети реферат на заданную или близкую к ней тему и просто скопировать его. Такая «работа» ничего, кроме вреда, не принесет учащимся, а любой опытный учитель в состоянии отличить интернетовский реферат от написанного самим воспитанником.
3. Составление плана. Определение содержания реферата позволит уже на начальной стадии работы составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, в котором объясняется причина выбора темы исследования и дается хотя бы краткий обзор литературы и других источников; двух-пяти пунктов основной части, которые могут иметь подпункты и заключения, где делается обоснованный вывод по поставленной проблематике исследования, Не забудьте чеховскую мысль о том, что краткость — сестра таланта, при составлении формулировки пунктов плана: они должны быть ясными, четкими, краткими.
4. Работа над текстовой частью реферата. Прежде чем писать текст, прочитайте выбранную литературу, составьте конспект наиболее значимых мест, полностью запишите в виде цитат мысли авторов, с которыми вы хотите поспорить или, наоборот, взять для основы своего исследования. Обдумайте порядок изложения, продумайте объем реферата. Как правило, объем реферата — более 8—10 страниц текста, не считая титула, примечаний и списка использованной литературы. При компьютерном наборе используется стандартный шрифт «Times New Roman», 14-й кегль, полуторный интервал, табличные формы 12 шрифт.
5. Образец титульного листа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
Реферат
по дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право)
на тему: « ……………………………….»
Составил
студент группы …….
Иванов И.И.
Проверил
преподаватель обществознания
С.М. Кряжеваг. Усть-Илимск,2016
Название учебного заведения приводится в точном соответствии с круглой гербовой печатью учебного заведения.
Цитаты, приводимые без изменения, берутся в кавычки и должны иметь ссылку на источник. Номер ссылки ставится в круглых скобках сразу же после цитаты. Сноска расшифровывается в конце работы под рубрикой «Примечания».
Примечания
1.Иванов Н.С. Первые победы. М., 1999. С. 28.
6. Завершается реферат примечаниями и списком использованной литературы. Список использованной литературы должен состоять не менее чем из пяти наименований книг, не являющихся учебниками или учебными пособиями, а затем ещё не менее пяти других источников. Сначала указываются первичные источники (документы, мемуары и т.п.), а затем вторичные: научные монографии и статьи в журналах и газетах. Библиографические описания источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий авторов под номерами. Названия городов, где изданы книги, приводятся полностью, за исключением Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга, которые сокращаются как М., Л., СПб.
Приводим образец примерного списка использованной литературы в обычном реферате.
1. Безрукова М. Рациональные приемы работы с книгой.- М.: «Дрофа», 2015.
2.Микоян А.И. «Политические партии России».- М.: «Академия» , 2015г.