Статья Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Социальный педагог: Момбур-оол Аржаана Алексеевна
Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в школе, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с учащимися разработанные занятия.
Цель работы: совершенствование работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Задачи:
-усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
-повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательных учреждениях;
-активизация разъяснительной работы среди воспитанников по вопросам правопорядка;
-привлечение самих детей к укреплению правопорядка в детском доме;
-повышение самосознания через разнообразные формы;
-обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
-создание системы социальной профилактики правонарушений, направленной прежде всего, на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних;
-снижение "правового нигилизма" подростков;
создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни; совершенствование работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах города;
-выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Анализ состояния преступности за последние годы свидетельствует о росте количества зарегистрированных преступлений как в целом по стране, так и на территории области. Количество зарегистрированных преступлений увеличивается . Одной из основных причин такого положения является то, что правоохранительная система, как правило, работает по уже совершенным преступлениям. Поэтому нужна высокоэффективная система профилактики правонарушений. Решение этой важнейшей социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Существующие институты системы профилактики правонарушений зачастую действуют разрозненно и неэффективно.
Занятия предусматривают профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Возраст детей, на которых рассчитана программа - 13-16 лет. Срок реализации программы - 1 год. Количество часов - 68. Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 часу.
Традиционная цель правового воспитания в образовательном учреждении - формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо и применительно к правоведению, к изучению отечественного права. Ведь опора на гражданское воспитание - залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Важнейшее значение в реализации программы в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление подростком собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.
На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта воспитанников, а также:
-проведение бесед, воспитательских часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности воспитанников;
-разъяснение ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма;
-проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;
-изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.
Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у учащихся представления об узаконенном понимании этой меры, педагог может использовать, например, форму имитационной деловой игры. Подобные формы работы играю социально-профилактическую роль в формировании правомерного, гуманистически ориентированного поведения подростка.
Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у молодого поколения. Ожидаемые результаты:
-повышение эффективности системы социальной профилактики правонарушений;
-уменьшение общего числа совершаемых преступлений;
-оздоровление обстановки на улицах, других общественных местах;
-снижение «рецидивной» и «бытовой» преступности;
-улучшение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;
-снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
План проведения бесед
№ п/п Тема Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие (знакомство) 2 2 2. Права и обязанности школьников 2 2 3. Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13) 2 2 4. Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 15,17,18) 2 2 5. «Человек. Личность. Гражданин» 2 2 6. Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» 2 2
7. Круглый стол «Я - гражданин России» 2 2
8. Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) 2 2
9. Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» 2 2 10. «Курить бросим - яд в папиросе!» 2 2 11. «Стоит ли идти за Клинским?» 2 2 Преступления, совершаемые подростками. 12. Влияние молодежных групп. Неформалы. 2 1 1
13. Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ. 2 2 14. Формирование зависимости от наркотиков. 2 2 15. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. 2 2 16. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. 2 2 17. Анкетирование (отношение к наркотикам) Итоговое занятие 2 2
II год
18. Круглый стол «Кто виноват и что делать?» 2 2
19. Игра «Наркоманы - особые, особенные или...» 2 2
20. Игра-обсуждение «Эпидемия» 2 2
21. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. 2 2 22. Центр медицинской профилактики (посещение) 2 2 23. Игра «Умей сказать нет!» 2 2
24. Семейный кодекс РФ (ст. 54,56,57,60) 2 2 25. Трудовой кодекс РФ (ст. 265) 2 2 26. Гражданский кодекс РФ (ст. 26) 2 2 27. Ролевая игра «Мы - будущие избиратели» 2 2
28. Правовая игра «Мой взгляд» 2 2
29. Уголовный кодекс РФ (ст. 20) 2 2 30. Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса» 2 2
31. «Нет!» - дороге в ад. 2 2 32. Насилие и закон. 2 2 33. Закон и правопорядок 2 2 34. Итоговое занятие 2 2 Всего: 68 43 25
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Вводное занятие
Составление плана работы на год. Знакомство.
«Права и обязанности школьников»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
«Человек. Личность. Гражданин.»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми - это необходимость.
«Диагностика»
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»
Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
«Стоит ли идти за Клинским?»
Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.
«Влияние молодежных групп»
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели. Неформалы - кто они?
«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.»
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы - особые, особенные или...». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.
«Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ»
Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. Ролевая игра «Мы - будущие избиратели». Правовая игра «Мой взгляд».
«Уголовный кодекс РФ»
Основы уголовного кодекса РФ. Формирование ответственности за поступки. Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса». Насилие и закон. Закон и правопорядок.
«Нет!» - дороге в ад»
Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонов В.В. Изучаем права человека. М.: Вита-Пресс,2011
2.Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? М.: Сам себе адвокат, 2011.
3.Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.: 2013
4.Комментарий - к Уголовному кодексу РФ / В.М. Лебедев м Ю.И. Скуратов. 4-е издание. М.: Норма, 2012.
5.Конвенция о правах ребенка. М.: ТЦ «Сфера», 2013
6.Следзевский и др. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. №4.
7.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2010.
8.Трудовой кодекс РФ. М.: Юнвес, 2014
9.Уголовный кодекс РФ. М: Проспект, 2014
10.Янушкявичус Р. Основы нравственности: Уч. пос. для школьников и студентов. 4- е издание. М.: Про-Пресс, 2010
П.Соколов Я.В. и Колесов Д.В. Наш выбор без наркотиков. М.: Научно- внедренческий Центр «Гражданин», .