Рабочая программа по дисциплине Технология производства и ремонта вагонов
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_________________/_М.К. Волков/
«____»__________20__ г.
Номер регистрации __________________
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология производства и ремонта вагонов
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»
Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»
Автор: Торопыгина Е.В., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Усвоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология производства и ремонта вагонов
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО ) 151901 Технология машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Вариативная часть профессионального цикла ОПОП
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
разрабатывать технологический процесс изготовления вагонов;
автоматизировать проектирование технологического процесса;
делать экономическую оценку технологических разработок.
- различать дефекты;
- применять конкретные методы ремонта для различных видов разрушения;
- выбирать наиболее современные методы восстановления деталей;
- проектировать технологические процессы изготовления и ремонта деталей, сборочных единиц и вагона в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
структуру вагонов;
классификацию технологического процесса;
- о новейших открытиях в машиностроительном производстве.
- факторы, влияющие на процессы изнашивания вагонов;
- классификацию методов контроля;
- систему ремонта вагонов;
- технологию ремонта элементов и деталей вагонов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
110
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
74
в том числе:
практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Технология производства ремонта вагонов
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Количествочасов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Теоретические основы технологий производства и ремонта вагонов
18
Тема 1.1.
Объект вагоностроительного и вагоноремонтного производства
Сборочные элементы вагона. Технологичность конструкции вагона. Специализация и коопериривание производства.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся Показатели степени унифицирования изделия.
1
Тема 1.2
Производственный и технологические процессы
Понятие производственного процесса. Технологический процесс и его структура. Классификация технологических процессов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся «Номенклатура производства ОАО «Рузхиммаш» (реферат)
1
Тема 1.3
Проектирование технологических процессов
Общие схемы изготовления и ремонта вагонов. Разработка технологического процесса. Построение технологических процессов в зависимости от типа производства. Нормирование и тарификация технологических процессов. Разработка технологической документации. Автоматизированное проектирование технологических процессов.
2
1-3
Практическая работа №1 Разработка автоматизированного рабочего места на предприятии
2
Самостоятельная работа обучающихся: Основные принципы системы автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП).
1
Тема 1.4
Экономическая оценка технологических разработок
Технико – экономические принципы проектирования. Показатели качества технологических процессов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка двух вариантов технологического процесса
2
Тема 1.5
Особенности разработки сборочных технологических процессов
Общие положения. Формы организации сборочных работ. Такт и ритм поточных линий. Технологические схемы сборки. Технологическое оснащение сборочных технологических процессов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Вариант технологической схемы сборки боковой стены рефрижераторного вагона.
2
Тема 1.6
Точность и методы сборки в технологии производства и ремонта вагонов
Сборочные и размерные цепи и методы их решения. Методы сборки при изготовлении и ремонте вагонов
2
Самостоятельная работа обучающихся: Сущность взаимозаменяемости.
2
Тема 1.7
Процессы изнашивания деталей и сборочных единиц вагонов
Основные понятия теории трения и изнашивания. Механизм изнашивания деталей пар трения и виды разрушения рабочих поверхностей. Факторы, влияющие на процессы изнашивания. Технологические методы повышения износостойкости деталей. Усталостный износ и разрушения. Технологические методы повышения сопротивления усталости.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Схемы устранения недоступных мест при обработке сварных швов многобойковым упрочнителем.
1
Тема 1.8
Система ремонта вагонов
Ремонт по техническому состоянию вагона. Плавно – предупредительный ремонт. Деповской ремонт. Капитальный ремонт.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Пробег вагона.
1
Раздел 2. Производство деталей и сборочных единиц вагонов
16
Тема 2.1
Технологические методы изготовления деталей вагонов
Методы литья и пластического деформирования материала в горячем состоянии. Изготовление деталей из листового и профильного проката. Обработка резанием деталей вагонов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся Методы изготовления заготовок из листового проката.
1
Тема 2.2
Изготовление тележек грузовых вагонов
Основные технические требования и материалы. Основные сборочные единицы. Общая сборка тележек грузовых вагонов. Технические требования, предъявляемые к изготовлению тележек вагонов. Основные сборочные единицы тележек грузовых вагонов и технологии изготовления основных элементов тележек грузовых вагонов. Типы производства. Конвейерная линия. Комплектация колесных пар. Установка надрессорной балки, пружинные комплекты и клинья. Технология сборки тележки грузового вагона.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Технология изготовления цилиндрических пружин
2
Тема 2.3
Изготовление рам вагонов
Требования, предъявляемые к рамам вагонов. Рамы с хребтовой балкой. Рамы без хребтовой балки. Концевые балки. Шкворневые балки. Поперечные балки. Поточно-механизированные линии. Назначение каждой сборочной единицы рамы вагонов. Конструктивное оформление рам вагонов различных типов
Назначение хребтовой балки. Технические характеристики хребтовых балок. Конструктивные характеристики хребтовых балок. Различные варианты построения технологического процесса изготовления хребтовой балки. Особенности сборки рам грузовых вагонов. Процесс сборки рам грузовых вагонов. Способы получения заготовок на предприятии. Метод литья. Стальное литье. Литье под давлением. Литье в металлические формы. Литье в оболочковые формы. Центробежное литье. Песчаная форма. Объемная штамповка. Ковка. Штамповка в закрытых штампах.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: «Номенклатура производства ОАО «Рузхиммаш» (реферат)
2
Тема 2.4
Изготовление боковых стен и крыш вагонов
Особенности конструкции боковых стен вагонов. Гофрированные листы. Раздельный и совмещенный способы организации технологического процесса. Сварка каркаса боковой стены вагона. Особенности изготовления боковых стен из коррозионно-стойких сталей. Пониженный коэффициент теплопроводности
Особенности конструкций крыш грузовых и пассажирских вагонов. Материалы, применяемые при изготовлении крыш вагонов. Способы организации технологического процесса изготовления крыш вагонов различных типов. Способы соединения обшивки с дугами в конструкции крыши. Дуговая сварка. Контактная точечная сварка. Способы контроля плотности и герметичности соединений крыши. Технологические процессы изготовления крыш вагонов.
2
1-3
Практическая работа №2 Технология и организация работы участка по изготовлению крышек люков полувагонов.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Материалы применяемые для изготовления крыш вагонов.
1
Тема 2.5
Сборка кузовов и общая сборка вагонов
Технические требования, предъявляемые к кузовам вагонов. Методы сборки кузовов вагонов. Способы базирования при сборке кузовов. Узлы кузовов вагонов. Прогрессивные формы сборки кузовов. Методы соединения составных частей кузовов. Технология сборки кузовов различных типов вагона. Основные сборочно-монтажные работы комплектации вагонов.
2
1-3
Практическая работа № 3 Испытания вагонов
2
Самостоятельная работа обучающихся: Стенд для общей сборки кузова полувагона. Принцип действия.
1
Тема 2.6
Производство цистерн
Виды и назначение котлов и цистерн. Требования, предъявляемые к изготовлению котлов и цистерн. Правка листового проката. Сборка и автоматическая сварка листов котла. Автоматическая сварка кольцевых швов котла. Контроль сварных швов. Методы выполнения технологических операций процесса изготовления котлов и цистерн. Комплектации цистерн. Схемы конвейерных линий и оснащение их специальным оборудованием. Технология сборки цистерн. Маршрутное описание технологического процесса общей сборки цистерн.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Виды цистерн, общее назначение.
1
Раздел 3.
Методы диагностики технического состояния сборочных единиц и деталей вагонов
2
Тема 3.1
Общие сведения о системе технического диагностирования и неразрушающего контроля сборочных единиц и деталей вагонов. Основные задачи, структура средства технической диагностики вагонов.Классификация методов неразрушающего контроля
Задачи диагностирования деталей и сборочных единиц. Встроенные средства технической диагностики. Переносные средства технической диагностики. Автоматизированные устройства проверки. Технология диагностики. Типы нарушений сплошности материала изделий. Качество изделий. Контроль геометрических параметров. Акустический вид НК. Магнитный вид НК. Тепловой вид НК. Электромагнитный вид НК. Оптический вид НК. Электрический вид НК. Радиационный вид НК. Радиоволновый вид НК. Теневой метод. Магнитопорошковый метод. Вихретоковый метод. Электрические методы. Рентгеновский метод. Технологический процесс контроля.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся «Средства технической диагностики» (реферат), «Радиационный и радиоволновой виды неразрушающего контроля» (реферат).
1
Раздел 4.
Техническое состояние и ремонт колесных пар
8
Тема 4.1
Анализ износов и повреждений колесных пар и причины их образования. Система контроля технического состояния. Ремонт колесных пар без смены и со сменой элементов.
Условия работы колесных пар. Силы, действующие на колесную пару при движении. Причины образования износов и повреждений. Трещины в средней части оси. Кольцевые выработки. Забоины. Вмятины. Изогнутость оси колесной пары. Дефекты в шейках осей. Равномерный круговой износ. Износ гребня. Вертикальный подрез гребня. Круговой наплыв. Выщерблина. Ползун. Навар металла. Сдвиг ступицы колеса. Системы освидетельствования технического состояния колесных пар. Ремонт колесных пар со сменой элементов. Ремонт колесных пар без смены элементов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: «Виды повреждений возникающие в процессе эксплуатации на оси колесной пары», «Виды повреждений возникающие в процессе эксплуатации на цельнокатаных колёсах»
2
Тема 4.2
Ремонт резьбовой части шеек осей. Обработка отверстий ступиц колес. Механическая обработка новых осей.
Повреждения резьбы торцевого крепления буксовых подшипников. Наплавка. Обработка отверстий ступиц колес. Механическая обработка новых осей.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: «Виды механической обработки»
1
Тема 4.3
Формирование колесных пар. Оценка качества формирования колесных пар. Пути увеличения надежности и долговечности колесных пар.
Подбор элементов для формирования. Методика формирования колесных пар. Факторы, влияющие на качество формирования колесных пар. Повышения надежности и долговечности колесных пар.
2
1-3
Практическая работа №4 Техническая диагностика и ремонт осей и колесных пар
2
Самостоятельная работа обучающихся: Материалы применяемые для изготовления крыш вагонов.
2
Раздел 5
Техническое состояние и ремонт буксовых узлов с роликовыми подшипниками
6
Тема 5.1
Анализ повреждаемости буксовых узлов с роликовыми подшипниками
Буксовые узлы с цилиндрическими роликовыми подшипниками на горячей посадке. Буксовые узлы с цилиндрическими роликовыми подшипниками на втулочной посадке. Дефекты буксовых узлов. Причины возникновения дефектов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Неисправности торцов и бортов колец, уменьшение осевого зазора, коррозионные повреждения.
1
Тема 5.2
Система технического обслуживания и ремонта буксовых узлов. Технология монтажа и демонтажа буксовых узлов. Смазка буксовых узлов.
Конструкция буксовых узлов. Диагностирование технического состояния буксовых узлов в эксплуатации. Промежуточная ревизия буксовых узлов. Ремонт роликовых подшипников. Ремонт цилиндрических подшипников без переборки роликов. Ремонт подшипников с переборкой роликов.
4
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Диагностирование технического состояния буксовых узлов в эксплуатации.
1
Раздел 6.
Техническое состояние и ремонт тележек вагона
4
Тема 6.1
Анализ повреждаемости тележек грузовых вагонов. Технологический процесс ремонта тележек.
Конструкция грузовых вагонов. Конструкция тележек вагонов. Трещины. Износ. Повреждаемость фрикционных планок. Повреждаемость фрикционных клиньев. Повреждаемость надрессорных балок. Повреждаемость соединительных балок. Методы выявления дефектов тележек грузовых вагонов. Ремонт тележек в вагонном депо поточным методом.
2
1-3
Практическая работа №5 Технологическая диагностика и ремонт тележек вагонов.
2
Самостоятельная работа обучающихся Виды дефектов возникающих в тележках грузовых вагонов
1
Раздел 7.
Техническое состояние и ремонт элементов упругого подвешивания
4
Тема 7.1
Неисправности и ремонт пружин и рессор
Пружины. Рессоры. Характер работы пружин и рессор. Вмятины. Просадка пружин. Трещины. Изломы. Коррозионные дефекты. Ремонт рессор с частичной разборкой. Ремонт рессор с полной разборкой.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся Дефекты усталостного происхождения и проседания
1
Тема 7.2
Пути повышения надежности и долговечности пружин и рессор. Анализ повреждаемости и ремонт гидравлических гасителей колебаний
Работоспособность пружин и рессор. Методы повышения надежности и долговечности пружин и рессор. Дефекты гидравлических гасителей колебаний. Технология ремонта гидравлических гасителей колебаний.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Контролируемые размеры в сопряжениях деталей гидравлического гасителя колебаний.
2
Раздел 8.
Техническое состояние и ремонт автосцепного устройства
4
Тема 8.1
Анализ повреждаемости автосцепного устройства
Система осмотров и ремонта автосцепного устройства вагонов
Конструкции автосцепного устройства. Характер работы автосцепного устройства. Повреждаемость корпуса автосцепки. Повреждаемость деталей механизма сцепления автосцепки. Повреждаемость поглощающих аппаратов. Повреждаемость тяговых хомутов. Повреждаемость деталей центрирующего прибора. Причины саморасцепов автосцепок. Параметры технической исправности автосцепного устройства. Проверка при техническом обслуживании. Наружный осмотр. Полный осмотр. Пункты технического обслуживания. Ручная дуговая наплавка. Механизированная сварка. Многоэлектродная наплавка. Метод наплавки пластинчатым электродом. Индукционно-металлургический способ. Монтаж автосцепного устройства.
2
1-3
Практическая работа №6 Техническая диагностика и ремонт автосцепного устройства
2
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ технического состояния сборочных единиц автосцепного устройства. Проверка автосцепки на саморасцеп.
1
Раздел 9.
Техническое состояние и ремонт кузовов вагонов
8
Тема 9.1
Эксплуатационные факторы, влияющие на техническое состояние кузовов грузовых вагонов. Повреждаемость рам вагонов и технология их ремонта.
Конструкция рам вагонов. Причины возникновения дефектов кузовов грузовых вагонов. Дефекты рам вагонов. Повреждения хребтовой балки. Износ предохранительных планок на вертикальных стенках. Трещины в консольной балке. Потертости. Коррозионные износы. Трещины по сварному шву. Технология ремонта рам вагонов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Нормы коррозионного износа и технология устранения.
1
Тема 9.2
Повреждаемость и ремонт кузовов полувагонов. Повреждаемость и ремонт кузовов крытых вагонов. Повреждаемость и ремонт платформ.
Возникновение дефектов кузовов полувагонов, крытых вагонов и платформ. Дефекты кузовов полувагонов, крытых вагонов и платформ. Технология ремонта кузовов полувагонов, крытых вагонов и платформ.
2
1-2
Практическая работа №7 Технологическая диагностика и ремонт полувагонов.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Ремонт хребтовой балки с трещиной в зоне пересечения со шкворневой балкой.
1
Тема 9.3
Повреждаемость и ремонт котлов и кузовов пассажирских вагонов
Конструкция котлов и цистерн. Эксплуатация котлов и цистерн. Трещины сварных швов. Вмятины корпусов. Пробоины. Повреждение обшивки вагонов. Повреждение пола. Коррозия. Технология ремонта котлов и цистерн.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Ремонт оконных проёмов.
1
Раздел 10
Защитные и декоративные покрытия вагонов
4
Тема 10.1
Назначение лакокрасочных покрытий. Свойства лакокрасочных материалов.
Декоративные покрытия. Защитные покрытия. Рабочая вязкость. Продолжительность высыхания. Укрывистость. Степень перетирания пигмента. Прочность лакокрасочных покрытий. Прочность покрытия при изгибе. Водостойкость. Компоненты лакокрасочных материалов.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Пленкообразующие вещества
1
Тема 10.2
Технология нанесения лакокрасочных покрытий. Методы сушки окрашенных поверхностей
Технология нанесения лакокрасочных материалов. Состав лакокрасочных покрытий. Режимы сушки. Естественная сушка. Искусственная сушка. Конвективная сушка. Терморадиационная сушка. Индукционная сушка
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся: Конвективная сушильная камера.
1
Всего:
74
Внеаудиторная самостоятельная работа:
36
Максимальная учебная нагрузка:
110
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Технологии машиностроения, машиностроительного производства и технологической оснастки».
Персональный компьютер с лицензионно - программным обеспечением и мультимедийным проектором; экран проекционный
Средства обучения:
Индивидуальные задания производственного типа.
Вспомогательные методические материалы.
Схемы последовательности разработки технологических процессов.
Схемы базирования узлов и элементов.
Конфигурация и виды вагонов.
6. Схемы диагностики вагонов.
7. Схемы по видам дефектов узлов и элементов железнодорожного транспорта.
8. Схемы ремонта узлов и элементов железнодорожного транспорта.
9. Технические условия ремонта элементов железнодорожного транспорта.
10. Комплект слайдов «Виды дефектов, возникающие на элементах подвижного состава».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Кузнецов В.А. Черепахин А.А. Технологические процессы в машиностроении: учебник для СПО. М «Академия» 2012-192с
Дополнительные источники:
1. Технология производства и ремонта вагонов. Под ред. К.В. Мотовилова. М.: Маршрут, 2013.-382с.
2.Корсаков В. С. Основы технологии машиностроения. - М.: Машиностроение, 2014
3. Технология вагоностроения и ремонта вагонов [Текст] : учебник / Ред. В.С. Герасимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Транспорт, 2013. - 381 с.
4. Технология производства и ремонта вагонов [Текст] : учебник / В. С. Лукашук, В. Ф. Криворудченко, А. А. Петров ; рец. К. А. Сергеев ; ред. К.В. Мотовилов. - М. : Маршрут, 2013. - 381 с.
5. Системы автоматизации производства и ремонта вагонов [Текст] : учебник / М. М. Болотин, В. Е. Новиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Маршрут, 2014. - 308 с.
6. Справочник осмотрщика вагонов [Текст] : справочное издание / А. С. Пантюхин. - М. : Желдориздат, 2015. - 209 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь разрабатывать технологический процесс изготовления вагонов;
Практическая проверка. Зачёт.
Уметь автоматизировать проектирование технологического процесса;
Практическая проверка. Зачёт.
Уметь делать экономическую оценку технологических разработок.
Текущая оценка.
Уметь различать дефекты
Практическая проверка. Зачет
Уметь применять конкретные методы ремонта для различных видов разрушения
Практическая проверка. Зачет
Уметь выбирать наиболее современные методы восстановления деталей
Практическая проверка. Зачет
Уметь проектировать технологические процессы изготовления и ремонта деталей, сборочных единиц и вагона в целом
Текущая оценка
Знать структуру вагонов;
Текущая оценка
Знать классификацию технологического процесса;
Текущая оценка
Знать о новейших открытиях в машиностроительном производстве.
Текущая оценка
Знать факторы, влияющие на процессы изнашивания вагонов
Текущая оценка
Знать классификацию методов контроля
Текущая оценка
Знать систему ремонта вагонов
Текущая оценка
Знать технологию ремонта элементов и деталей вагонов
Практическая проверка. Зачет
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
80 ч 89
4
хорошо
70 ч 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 115