Методическая разработка «Современный инструментарий педагога на занятиях спецдисциплин при подготовке квалифицированных специалистов.»


«Современный инструментарий педагога на занятиях спецдисциплин при подготовке квалифицированных специалистов.»Машник Л.А.
преподаватель специальных дисциплин
ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум»
Приднестровская Молдавская республика, г. Тирасполь
Качественная подготовка конкурентоспособного работника в организации профессионального образования требует творческого подхода к выбору содержания, форм, методов и средств обучения, максимального использования достижений современной педагогической науки, новых педагогических технологий.
При преподавании специальных дисциплин в основном приходиться переориентироваться с объяснительно-иллюстративного и репродуктивного вида обучения на развивающее и личностно-ориентированное обучение, что побуждает к применению в учебном процессе нетрадиционных форм и методов обучения, которые активизируют творческую инициативу обучаемых, развивают критическое мышление и умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Одним из инструментариев повышения качества подготовки квалифицированных рабочих выступает технологический подход к обучению. Он заключается в полном управлении учебным процессом, воспроизведении всех учебных действий, коррекции учебного процесса в зависимости от группы обучаемых, оперативной обратной связи.
Именно такой подход является гарантией достижения запланированных результатов, выраженных в действиях тех, кто учится, и последовательной ориентации педагога на четко сформулированные цели обучения.
Одним из важных компонентов обучения, направленных на достижение поставленных целей, являются методы обучения. Цель, поставленная преподавателем, может быть достигнута только в том случае, если она осознана и воспринята обучаемыми. Для того чтобы овладеть технологией выбора методов обучения, необходимо хорошо знать их разнообразие, а главное эффективно использовать каждый из них.
Методы обучения классифицируют на три большие группы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
Все методы обучения осуществляются различными средствами. К средствам относится тот инструментарий, способы применения которого создают метод обучения.
Средства могут быть предметными, практическими, интеллектуальными, эмоциональными.
Предметными средствами являются натуральные объекты, наглядные пособия, технические средства, приборы и т.д., которые участвуют в учебном процессе.
Практические методы - это способы моторной деятельности преподавателя и учащихся: демонстрация опыта, графическое построение, письмо и письменные упражнения, трудовая деятельность в мастерской, лаборатории,учебном кабинете.
Интеллектуальные средства состоят из способов познавательной деятельности - логики, воображения, интуиции.
Эмоциональные средства включают совокупность возможных эмоциональных переживаний преподавателя и учащегося - интерес, удовольствие, радость, огорчение, а также способы их проявления.
Так слово, наглядность, практика являются условиями и средствами обучения, они по-разному используются в различных методах обучения.
Средства обучения являются одним из компонентов учебного процесса. К средствам обучения относятся учебники, пособия, компьютеры, учебные контролирующие машины, с помощью которых учащиеся добывают знания и совершенствуют навыки. Именно комплексное использование средств обучения может привести к желаемым результатам педагогического процесса.
Проблеме использования средств обучения при преподавании спецдисциплин уделяли очень большое внимание многие ученые и педагоги прошлых лет и современности.
Условия эффективного использования наглядности - это хорошая видимость, четкое выделение главного, детально продуманное объяснение, привлечение обучаемых к нахождению информации в наглядности.
Средства обучения - это разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря которым более успешно и за более короткое время достигаются определенные цели обучения.
К средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения, оборудование, учебные кабинеты, лаборатории и другие средства массовой коммуникации. Средствами обучения могут также служить реальные объекты, производство, сооружения.
Использование наглядных пособий в процессе обучения обусловлено их влиянием на процесс понимания и запоминания: нам известно, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном - 25%, а в комплексе - 65%.Использование интерактивных технологий позволяют:
- привлечь учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;
- активизировать процесс обучения путем использования привлекательных и быстро меняющихся форм подачи информации использование мультимедийных технологий, стимуляции поиска ответов, духа соревнования;
- улучшить восприятие материала за счет наглядности, подчеркивания, вращения, цветного изображения, графики, мультипликации, музыки, видео; - развивать творческое мышление путем экспериментирования, поиска связей между новой и старой информацией, установления связей и закономерностей в рамках набора указанных фактов;
- развивать абстрактное мышление с помощью замены, демонстрации конкретных предметов схематическими или символическими изображениями (чертежами, графиками, диаграммами, формулами), наглядностью;
- формировать умение рационально строить мыслительные операции (точно определять цели деятельности, задачи, средства достижения целей);
- стимулировать рефлексию, анализ учащимися своей деятельности путем получения наглядного изображения последствий собственных действий;
- реализовать индивидуализацию обучения за последовательностью изучаемых понятий методом подачи учебного материала; уровнем сложности и количества предъявленных задач, временем обучения и т.д.;
- организовать дистанционное обучение с использованием персональных компьютеров и сети Интернет;
- обеспечить объективность контроля и усвоения учебного материала.
Непроизвольное внимание учащихся вызывают новизна, необыкновенность, динамичность объекта, контрастность изображения, то есть те свойства информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. Технические средства обучения позволяют представлять информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентировать внимание на тех частях объекта, которые в данный момент является предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием способствует формированию у них важного общего учебного умения - умения наблюдать.
Применение в учебном процессе информационных технологий способствует повышению эффективности практических и лабораторных занятий примерно на 30%, объективность контроля знаний учащихся на 20-25%. Они позволяют включить в учебные планы лабораторные занятия с использованием компьютерных моделей, имитирующих функционирование очень дорогого уникального оборудования недоступного для учебных заведений.
- Наиболее эффективными являются деловые игры, ориентированные на решение сложных однотипных задач группами учащихся. Существуют развлекательные игровые программы, которые влияют на формирование мировоззрения учащихся.
- Предметно-ориентированные среды - программы, которые моделируют микро- и макромиры, объекты определенной среды, их свойства, соотношения между объектами, операции с ними, что способствует лучшему восприятию материала на таком предмете как материаловедение отделочных работ.
Базы знаний содержат объем информации по конкретной теме, структурированной так, что в каждом ее элементе есть ссылки на другие логически связанные с ним элементы. Это дает возможность ученику получать информацию в нужном ему порядке. Программные продукты, содержащие базы знаний, относятся к классу гипермедиа (сверхсреда).
Гипермедиатехнологии предоставляют возможности для работы с текстами через выделение ключевых объектов (слов, фраз, рисунков, схем), организации перекрестных ссылок между ними.
Мультимедиатехнологии (многовариантная среда) связанные с созданием мультимедиапродуктов: электронных книг, мультимедиа энциклопедий, компьютерных фильмов, баз данных и т.д. Они сочетают анимацию, текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию. Компьютер дает возможность обучаемым не выходя из аудитории присутствовать на лекциях выдающихся ученых, педагогов, стать свидетелями технологических событий прошлого и настоящего, посещать производственные цеха и мастерские, связанные с необходимым технологическим процессом.
Сетевые технологии - способствуют повышению грамотности, развитию профессиональной технической терминологии речи, интереса к обучению и получению знаний в овладении профессией.
Использование средств обучения может привести к желаемым результатам педагогического процесса.
При преподавании именно специальных дисциплин необходимо обязательное использование средств обучения. Эти средства обучения должны быть разных типов. Они могут повторять и дополнять друг друга, и это идёт только на пользу при изучении специальных дисциплин. Следует уделять большое внимание внедрению новейших технологий, а в частности внедрению компьютерной техники при преподавании дисциплин профессионального направления.
Библиографический список
Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 - 185c.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - 98 c.
Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 – 221 c.
Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 – 53 c.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.- c. 167-215.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. – c. 143 - 215.