Проблемные ситуации как одно из средств развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста


3. Проблемные ситуации как одно из средств развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Центральным звеном проблемного обучения, является проблемная ситуация - с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность ребёнка, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться, прежде всего, психологами в связи с задачами активизации мыслительной деятельности учащихся.
Так, например, Д.Н.Богоявленский и Н.А.Менчинская утверждали, что для пробуждения мысли важно возникновение проблемной ситуации, т. к. без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление. «Проблемная ситуация» является главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного подлинного мышления детей, их способностей.
Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации.
Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, отмечает А.М.Матюшкин [16], нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.
Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает воспитатель.
Для того чтобы ребёнок осознанно и глубоко усваивал материал, и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, должна быть определенная последовательность умственных действий дошкольника. А для этого деятельность воспитанника должна быть организуемой воспитателем на всех этапах учения.
Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ребёнок владеет способами и приемами:
A) анализом проблемной ситуации;
Б) формулировки проблем;
B) анализа проблемы и выдвижения предположений;
Г) обоснование гипотезы;
Е) проверки решения проблем;
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы.
Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса воспитатель стремится создать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед, или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, игровых моментов, эмоционального изложения материала, очень важны.Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:
1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.
Задача может быть проблемной и не проблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию).
Всегда ли ребёнок выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
A) воспитатель сам ставит и решает проблему;
Б) воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
B) Более высокий уровень, когда: дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством) .Чтобы создать проблемную ситуацию воспитатель должен владеть специальными методическими приемами.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов:
- он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; - ставит проблемные задачи.Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности детей, состоящих в поиске и решении сложных вопросов.
Деятельность педагога сводится к созданию проблемной ситуации, формулировке предлагаемого проблемы, управление поисковой деятельности детей, подведение итогов.
Приступив к выполнению продуктивного упражнения, ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в новой ситуации. Это развивает самостоятельность детского мышления, требует от ребенка творческого подхода, вырабатывает у него целенаправленность и целеустремленность.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические.
Первая касается деятельности детей, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для ребёнка.
В работах А.А. Смоленцевой, А.А. Суворовой на современном уровне представлена система увлекательных проблемных ситуаций. Интересные задачи, с множествами и числами, точками и линиями и фигурами, позволяют развивать умственные и математические способности детей старшего дошкольного возраста. Данная система используется воспитателями старших групп.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
В детском саду дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Хватит ли столовых приборов на обед, для всех детей, как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссорится.
Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества.
В младшем возрасте мы начинали знакомить их с блоками Дьенеша, старались создать малышу все условия для его успешного умственного развития. С помощью логических блоков Дьенеша ребенок познавал свойства предметов - цвет, форму, размер. Использовали в работе альбом «Блоки Дьенеша», где ребенок испытывает радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Познакомили детей с блоком геометрического материала А.В. Белошистой. Геометрический материал стимулирует процесс развития мышления и воображения, необходимые для решения любых познавательных задач. Эффективность развития математического мышления на геометрическом материале связана с формированием и развитием познавательных (сенсорных и интеллектуальных) способностей. Это задания со счетными палочками, геометрические рамки, работа по альбому А.В. Белошистой «После трех еще не поздно!» и т.д.
Большое внимание в старшем возрасте уделяем именно правильному обучению по программе Л.Г. Петерсон. Научить маленького ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Это и есть проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Для того, чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогают различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.
Это могут быть:
- система вопросов, переформулирование условий задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих задач:
- готовый вариант решения.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Математика оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
На занятиях с детьми мы используем самые различные средства обучения, но главным из них все-таки считаем игру, как основной вид деятельности детей. С помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным и жизненно важным делом, ибо игра является частью их жизни. Игра способствует развитию мышления ребенка. Она развивает воображение и фантазию, творческие способности детей.