Исследовательская работа на тему Потомок казачьего рода
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №44 х. Семисводного муниципального образования Славянский район
исследовательская работа на тему:
«Потомок казачьего рода».
Работу выполнил
ученик 9 класса
МБОУ ООШ №44
Пахаренко Максим
2013г.
Когда произносят слово «казак», я представляю себе лихого наездника с усами на горячем скакуне, развевающийся на ветру башлык, острую сверкающую саблю.
От моих представлений остались лишь усы, когда я, подойдя к дому Щербака Григория Ивановича, увидел самого хозяина, потомственного казака, и не на лихом коне, и не с саблей в руках, а с небольшой тележкой с мусором, которую он тащил со двора.
Я поприветствовал его. А когда поделился своими представлениями о казаках, желая смягчить официальность первых минут встречи, он вполне серьезно мне ответил, что есть и конь, и сабля, и казачья форма. Это обстоятельство меня обрадовало.
… И вот я оказался нежданным, но радушно принятым гостем в доме Щербака.
Что же меня привело в этот дом по улице Коммунаров?
А пришел я из-за хозяина, Григория Ивановича. Он потомственный казак, всю жизнь прожил в хуторе Семисводном, 18 лет возглавлял молочно-товарную ферму № 1, с 1992 года является Председателем Совета Старших казаков.
Наверное, именно такие, как Григорий Иванович, - те нити настоящего, которые связывают прошлое с будущим. А нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца.
Я попытался заглянуть в эту летопись. Ведь не зная прошлого, нельзя по-настоящему любить родные места, свой народ и быть уверенным в завтрашнем дне.
… Григорий Иванович появился внезапно, шумно, младшая дочь Лариса, не успевающая бежать за отцом, делала последние штрихи к портрету казака. И вот передо мной и развевающийся башлык, и острая сверкающая сабля, и папаха. А еще я узнал, что в полный казачий наряд также входят черкеска, чекмень, бурка. А где же конь?
Григорий Иванович предупредил мой вопрос:
- А конь мой стоит на ферме. Конь, впряженный в бедарку, - это моя повседневная машина. На работу, с работы – на лошади, в поле – тоже. Я не привык ездить в машине. И прадед мой, и дед ездили на лошадях. В моих жилах ведь тоже их, казачья, кровь. Люблю лошадей. Упоминание о прадедах-дедах позволило мне полюбопытствовать о родословной моего собеседника. Григорий Иванович, не раз, наверное, знакомивший с ней своих детей, внуков, поудобнее уселся за солом и начал неторопливый рассказ звучным голосом.
- На судьбе семьи Щербак можно проследить путь освоения казаками кубанских земель.
Прадед Михей Щербак прибыл на Кубань из Запорожья в 1793 году. Был женат на адыгейке, тайно увезенной им в 1865 году в станицу Славянскую.
Как свободный казак, получил землю на территории нынешнего хутора Семисводного, тогда еще пустовавшего.
Приехал сюда, жил сначала в землянке. У него было четверо детей: одна дочь и трое сыновей. Сыновья – Федот, Никифор, Иван и Петр.
У Федота и Никифора были земля, овцы, они стали хозяйствовать на земле и разбогатели, могли содержать наемных рабочих.
Дед мой, Петр Михеевич, имел пятерых лошадей, коров, барашек 100 голов да птиц.
Такое бедное состояние, по тогдашним меркам не позволило ему иметь наемных рабочих.
Семья Ивана Петровича, моего отца, жила до 1937 года в хуторе Калаус (по названию лимана , а впоследствии ерика в районе МТФ № 1). Отец всю жизнь проработал на лошадях в полеводческой бригаде, мать – на разных работах.
Помню, во время Великой Отечественной Войны казаков не привлекали к боевым действиям, так как считали их неблагонадежными, как ранее служившими и защищавшими царя и Отечество. Но в период самых напряженных боев вспоминали о казаках, по первому же кличу отец сел на коня, перешел Дон, пошел на Сталинград и дошел до Берлина. Домой вернулся с орденами. Самая дорогая награда-медаль «За отвагу»
Как и в прошлом веке, казаки достойно сумели защитить свою родину. Вернулся отец и стал обживать новое место, так как хутор Калаус и шесть других хуторов-дворов незадолго до войны слили в один, который и стал называться Семисводным. Григорий Иванович, протянув многозначительное «Да-а-а», задумался о чем-то своем.
Я сижу, затаив дыхание. Мой родной Семисводный, оказывается, появился не вдруг и не сразу, а имеет свою судьбу, свою историю и столь выразительное название.
Вспоминаю, что недавно, интересуясь историей казачества, я прочел в книге «Кубанские казаки» А.П. Певнева о наших местах следующее:
«В начале 19 века черкесы беспрепятственно совершали набеги и грабежи в Черноерковских хуторах.
Войсковому атаману Матвееву не разрешили посылать войска за Кубань для наказания горцев, горцы знали об этом и пользовались случаем.
С назначением генерала Власова командиром кордонной линии безнаказанность горцев миновала. Так, 20 октября 1821 года значительный отряд горцев переправился около Петровского поста и бросился вновь грабить Черноерковские хутора. Собравшиеся под начальством Власова казаки вступили с ними в битву и принудили их отступить. При отступлении горцы попали в Калаусский лиман, представлявший из себя топкое болото, и здесь погибло около трех тысяч человек. Вскоре после этого генерал Власов, получив разрешение, жестоко наказал горцев и заставил прекратить грабежи.»Вот какие места населяли и обживали наши прадеды.
Ну, а как же жили казаки, как они в действительности осуществляли свою власть?
С этим вопросом я обратился к Григорию Ивановичу, прервав его раздумье.
Мой собеседник оживился, вспомнив случай, рассказанный дядей по материнской линии, жившим в станице Славянской.
- До революции казаки имели реальную власть. Среди наших казаков дисциплина была строгая. И провинившийся казак получал свое по заслугам…
Было это в 1915 году. В бывшем кинотеатре «Октябрь» располагались совет атамана и конюшня. В обязанности казаков входило дежурство одну неделю на территории станицы Славянской. Патруль состоял из одного офицера и 8 казаков.
В эту ночь дежурил брат матери. Прибегает в стансовет к атаману станичник-казак: «Украли лошадей!» Атаман высылает патруль. Ночь была месячной, снежок припорошил землю. По следу доехали до полигона. Заметили лошадей с наездниками-ворами. Конокрады имели оружие. Казаки шашки наголо, настигли воров. Один стал убегать. Дядя догнал, тупым концом шашки сбил с лошади.
Привели воров в стансовет.
Тут же, ночью, вызвали писаря и судью. Присудили 10 плеток. Сейчас же исполнили Один конокрад слезно поклялся. «И детям, и внукам закажу не воровать лошадей».
Вот так вершили правосудие казаки. Со слов дяди, когда казачий патруль выезжал на дежурство, то на улицах не увидишь праздно болтающихся, а тем более пьяных или дерущихся.
Григорий Иванович сказал это громко, резко, в эмоциональном жесте рукой, в интонации я почувствовал несогласие с нынешними нравами. Наверное, казачья кровь и нынешний беспредел властей вызвали ностальгию по немного жестоким, но справедливым временам.
Казачество ликвидировалось как класс, реальной силы сейчас не имеет. Но ведь какие-то традиции казачьего быта, те, что передавались от отца к сыну, от матери к дочери, сохранились?
Не исчезло ведь казачество, основавшее кубанские земли, бесследно.
Григорий Иванович лихо подкрутил усы, глаза оживились.
- Да ведь в обрядах эти традиции: проводах в армию, встречах, свадьбах, в трудолюбии наших людей, в умении надеяться только на себя (особенно в наше сложное время), в песнях, то грустных, протяжных, то веселых, залихватских, и, наконец, в хлебосольстве, гостеприимстве, щедрости, радушности.И будто в подтверждение этих слов дочь Григория Ивановича Лариса внесла в комнату, где мы беседовали, поднос с домашним мороженным, горой ватрушек с творогом, дымящийся чай.
Разделила застолье с нами и жена Григория Ивановича Вера Ивановна, в прошлом директор местной школы.
Все время нашей беседы она хлопотала по кухне.
Вера Ивановна, жена Григория Ивановича, предложила посмотреть семейные фотографии.
На них глава семейства – настоящий потомок казака. Казачью форму сшил в 1992 году, ознаменованном возрождением казачества. В этот же год его избрали Председателем Старейших. Свои обязанности на этом посту видит в воспитании молодежи, в решении конфликтных вопросов жизни села.
Мне показалось прямо-таки исторической одна фотография. Уже дома работая над очерком об этом человеке, я поминутно свой взор обращаю на нее. Чем же она привлекла мое внимание.
Вспоминаю слова артиста Александра Збруева в одной телепередаче о том, что наше время обнажило сущность человека.
Вот эту сущность, сущность заботливого отца, трудолюбивого хозяина, настоящего потомка казака, любящего свою семью, свой хутор, свою Родину, и увидел я в этом человеке.
Впрочем, посмотрите сами…
Список использованной литературы и источников:
1.А.П.Певнев. Кубанские казаки.
2.Социально-экономический справочник. Славянский район: историко-географические сведения. Краснодар, 2012 год
3.Интернет-источник: http//andrei-ermolenko.narod.ru/history/history.html , 2008 год
4.Воспоминания жителей хутора Семисводного:
Дмитриевой А.С., 1920 г.р., Щербак Т.И., 1927 г.р., Щербак Г.И., 1927 г.р.