Научно-исследовательская работа по теме: Влияние музыки на организм человека
XIV ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
_____________________________________________________________________________
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Научно-исследовательская работа
Автор:
Сехниашвили Давид Сергеевич,
ученик 4б класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 6»,
имени Августы Ивановны Гордиенко,
почетного гражданина города Нягани
Научный руководитель:
Косолапова Алла Владимировна,
учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 6»,
имени Августы Ивановны Гордиенко,
почетного гражданина города Нягани
г.Нягань, 2014
«Влияние музыки на организм человека»
Сехниашвили Давид Сергеевич, ученик 4б класса
Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань«Средняя общеобразовательная школа № 6»
имени Августы Ивановны Гордиенко,почетного гражданина города Нягани
Аннотация
"Лишь мyзыкисеpебpяные звуки,
снимают, как pyкой, мою печаль"
Уильям Шекспир
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. С 6 лет я стал учиться игре на флейте в музыкальной школе, потому что хотел сам исполнять музыку. Я лауреат и призёр более двадцати музыкальных конкурсов. На международном конкурсе в Италии набрал 100 балов из 100. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметил, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека?
Цель исследования: Выяснить, как музыка влияет на человека, его психику, настроение, здоровье, умственную деятельность.
Методы исследования: Анализ литературы, Интернет-ресурсов; анкетирование;
проведение музыкальных экспериментов; анализ и сравнение полученных результатов;
обобщение и систематизация информации.
Приемы работы: изучение различных источников, научных видеофильмов; работа в сети Интернет; оформление, выполнение презентации и защита проекта.
Полученные данные. Входе работы мы подробно познакомились с влиянием различных музыкальных стилей на организм человека.
Выводы: мы считаем, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, доказана полностью.
«Влияение музыки на организм человека»
Сехниашвили Давид Сергеевич, ученик 4б класса
Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань«Средняя общеобразовательная школа № 6»
имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани
План исследования
Положительное влияние музыки на человека и на всё живое на самом деле факт, уже неоднократно доказанный многочисленными экспериментами учёных из различных стран. Я попытался собрать все сведения воедино, чтобы понять, в чём сила музыки и использовать её во благо.
Гипотеза: Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние и умственную деятельность детей;
Задачи исследования:1.Проанализировать научную информацию по теме;
2.Изучить положительное и отрицательное влияние музыки;--
3.Выявить, как музыка влияет на поведение и умственную деятельность учащихся;
4.Провести классный час «Музыкотерапия»
Объект исследования - музыка.
Предмет исследования - влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни.Музыкальный язык понятен каждому человеку.
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма.Таким образом мы испытываем на себе определённого рода клеточныймассаж. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.
Изучив информацию о музыке мы наметили план и провели ряд экспериментов.
Те сведения, которые мы получили в результате исследования, подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Библиография
Музыка в нашей жизни. Автор – Н.Д. Зельницкая.1998. Астрель .Тула.
Классика - забытое прошлое. Книга. Автор – В.И.Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004
3.Классика - забытое прошлое. Книга. Автор – В.И.Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004
Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru« Как влияет музыки на организм человека»
Сехниашвили Давид Сергеевич, ученик 4б класса
Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань«Средняя общеобразовательная школа № 6»
имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани
Научная статья
ГлаваI Влияние музыки на здоровье человека
1.1 Исторические факты
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии.Пифагор- первый, кто научно подошёл к музыкальному искусству и сказал, что музыка способствует здоровью души и тела. Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Так, ещё в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодии и звуков. А в ветхом завете говорится, что царь Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула.Греческий врач Экскулап больных радикулитом лечил игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» - одни игрой на флейте снимали боли, другиепением усмирялипсихических больных.Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.
Учёные из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные наблюдения доказали, что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшалась пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.
Ещё одним доказанным фактом положительного влияния музыки на здоровье человека является тот факт, что звучные мелодии помогают восстановлению после операции на сердце. Прослушивание радостной и весёлой музыки, способной вызвать позитивные эмоции и хорошее настроение, рекомендуется профилактике сердечнососудистых заболеваний.
Музыка предотвращает потерю слуха, это было выяснено в ходе простых экспериментов.163-ём испытуемым, 74 из которых были бывшими музыкантами, предложили пройти несколько тестов, результаты которых показали, что даже 70-летние музыканты слышат звуки лучше, чем 50- летние не музыканты.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно стало изучаться влияние музыки в последние десятилетия XX века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека.
Еще в XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте.
С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Учёные установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью в определённой тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, чтобы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.
В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови.
Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну и, конечно, Чайковского.
Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов — медленную музыку. Офисным же работникам желательно слушать музыку, которая не содержит слов.Если не знаете, что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года»Вивальди.
1.2 Классическая музыка
Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.
Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.
Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.
В российской армии в XVIII - XIX веках музыке придавалось большое значение. В это время Россия участвовала в многочисленных войнах. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов говорил: "Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил".
В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу.
Также учёные рекомендуют слушать композиции своих народностей, - «Человек должен помнить о своих корнях». Народная музыка оказывает положительное влияние на человека – она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням.
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок, наоборот, введет в ступор.
В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось в «варёное»).Также у любителей громкой музыки сгущается кровь, сердцу трудно её качать, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке группы «ПинкФлойд», сдохла и всплыла на поверхность ближайшего к концертной площадке водоёма. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?», а также временно забывали таблицу умножения.
Композиции легендарной ливерпульской группы «TheBeatles» «HelterSkelter»- наглядный пример того, как на первый взгляд благозвучная и достаточно приятная музыка на самом деле может оказаться очень вредной. Основной ритм этой композиции (примерно 6,4герца) расположен в опасной для людей области резонансных частот брюшной полости и грудной клетки. У тех, кто её слушает, может внезапно заболеть живот или могут появиться боли в груди. Помимо этого, как основной ритм этой мелодии близок по частоте к одному из ритмов человеческого мозга, есть реальная опасностьрезонансного совпадения этих частот, которое может привести к самому настоящему сумашествию.
1.3«Эффект Моцарта»
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили что:
Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал.
Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям.
Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух.
Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление.
Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.
Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе.
Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%
1.4 Польза пения
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь.
Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний
Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.
По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решил провести экспериментальную работу в своём классе, с результатами которой познакомлю в следующей главе.
Глава II.Практическая часть
Музыка – посредница между
жизнью ума и жизнью чувств.
Л.Бетховен.
Описание эксперимента
Эксперимент №1«Влияние музыки на поведение учащихся»
В эксперименте я попросил участвовать ребят своего класса – 25 человек.
Эксперимент прошёл в два этапа:Анкетирование (приложение1);Музыкальный эксперимент.
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.
Музыкальный эксперимент
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.
Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.
Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.
На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.
Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.
Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.
На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжёлого рока.
Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.
Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.
Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.
Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.
Вывод
Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.
Эксперимент № 2
«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
Для эксперимента мы взяли 10 человек, которых разбили на две группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.
Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, мы установили, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3мин, а школьники 2 группы - 6,6 минут.
При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся и 1 группы и 2 затратили 4-5 минут.
Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине.
Вывод
Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.
После изучения литературы и по итогам экспериментов я провел классный час для одноклассников, где рассказал о музыкотерапии, далрекомендации «Как лечиться музыкой»
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Считаю, что гипотеза полностью подтверждена.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Психология. Т.И.Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345-380.
2. Музыка в нашей жизни. Автор – Н.Д. Зельницкая.1998. Астрель .Тула.
3. Классика - забытое прошлое. Книга. Автор – В.И.Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004
4. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ruМузыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ruМузыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ruМузыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru
Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ruПриложение
Некоторые высказывания великих людей о музыке:
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни».
(В.Г. Белинский, русский писатель).
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». (В.А. Сухомлинский, педагог).
Когда и какую музыку лучше слушать?
Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения:
Чайковский ("Баркарола", "Сентиментальный вальс"),
Бизе ("Пастораль"),
Леклер ("Соната до-мажор" (ч.3)),
Сен-Санс ("Лебедь"),
Глюк ("Мелодия" (из оперы "Орфей и Эвридика")).
Шостакович ("Романс" из к/ф "Овод"),
Бизе ("Старинная песенка"),
Глазунов ("Антракт" из балета "Раймонда"),
Лей ("История любви"),
Леннон ("Вчера"),
Дебюсси ("Лунный вечер"),
Форэ ("Элегия").
Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения:
Гендель (ария из кантаты "Те Деум"),
Шуберт ("Аве Мария"),
Шуман ("Грезы"),
Чайковский ("Осенняя песня"),
Дворжак ("Славянский танец 2"),
Форэ ("Колыбельная"),
Чаплин ("Это моя песня").Программа тонизирующей музыки:
Монти ("Чардаш"),
Чайковский ("Вальс" из "Серенады для струнного оркестра"),
Огинский ("Полонез"),
Сарасете ("Наварра").
Колыбельные: "Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис), "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач), "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова), "Колыбельная Светланы", "Спи, дитя мое"
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Штраус "Вальсы",
Рубинштейн "Мелодии".
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Кантата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
Для общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Лунный свет". Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор". Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия 1",
Хачатурян "Сюита Маскарад".
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эгмонт",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия 2".
3.Экспериментальная часть.
Получив информацию о влиянии музыки на человека, я провел несколько экспериментов.
3.1.Социологический опрос «Ваше отношение к классической и рок-музыке»
Для того чтобы выяснить как учащиеся и учителя Лицея «Эврика» относятся к музыке, мы провели социологический опрос. Анонимно мы задавали всего 5 вопросов:
Какая музыка Вам больше нравится: классическая или рок-музыка?
Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека?
Почему?
По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека? (классическая или рок)
Ваш возраст.
В опросе приняло участие 20 человек. Результаты показали, что 70% опрошенных предпочитают классическую музыку и только 30 % опрошенных любят слушать рок-музыку.
На вопрос: «Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека?», 90% опрошенных ответили – «да», и 10% сказали, что «нет».
На вопрос «Почему?» 14% всех респондентов ответили, что развивается воображение, речь, мышление. 7% считает, что если слушать рок, то «в голове застучит». 21% всех опрошенных считают, что если слушать классическую музыку, то успокаиваешься, мозг освобождается и отдыхает.
Но 90% респондентов считают, что классическая музыка оказывает большое влияние на организм человека.
3.2. Проведение эксперимента «Влияние классической и рок-музыки на умственные способности учащихся». Для эксперимента мы составили три варианта задач на логическое мышление, подобрали музыкальные композиции.
Эксперимент проводили в 3 этапа. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки. Мы использовали музыкальную композицию В.А.Моцарта «Полёт печали». Тритий раз – задания выполняли при прослушивании тяжелого рока. Во время решения логических задач ученицы 4 класса «А» прослушивали композицию «Grab the Devil By the Horns And Fuck Him Up the»
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов.
Сравнив полученные результаты мы получили следующие данные:
Быстрее выполнили I часть заданий 9,5% учениц; II часть заданий – 38,5% учениц; III часть заданий – 52 % учениц.
Сравнивая правильность выполнения заданий, мы заметили, что наибольшее количество правильных заданий (65%) выполнено во II части нашего эксперимента, т.е. при прослушивании классической музыки. 28 % правильных ответов получено при решении задач в полной тишине. И только 7 % правильных ответов получено при прослушивании рок-музыки. Также мы увидели, что на выполнение III части заданий затрачено меньше всего времени, т.е. можно сказать о том, что тяжёлый ритм этой музыки не дал возможности сосредоточиться и подумать над решением задач.
5.Заключение.
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику.
В нашем сложном мире любое явление можно направить и в положительную и в отpицательнyю стороны. Музыка - не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична.
Кто-то скажет: "Если такая музыка сyществyет - значит, она кому-то нужна." Да, наш земной миp соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, все же, чтоб yбеpечь себя и нашу Землю от pазpyшения, нужно наполнять окpyжающий миp пpекpасным с помощью живописи, музыки и дpyгих видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать миp пpекpасней, а человека - совершенней. Мыслитель говорил: "Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться."
Составив список музыкальных рецептов, я выяснила, что одна музыка - лечит головную боль, другая - помогает от бессонницы и т.д. Узнала, что разная музыка влияет по-разному на человека. Например, классическая музыка помочь человеку в лечении разных болезней и недугов, а рок-музыка повлиять на человека негативно. В ходе исследования я узнала, что с помощью музыки можно избавляться от проблем и плохого самочувствия. Она может поднять настроение, это залог здорового образа жизни и здоровья во всём организме.
Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
Литература
Журнал "Сила и красота". Статья "Музыка на тренировке".
Кнаббе Г.С «Феномен рока и контркультуры» Вопросы философии 1990, №8.
Онеггер А. - О музыкальном искусстве.
Ортега-и-Гассет Х. «Новое искусство» 1995.
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука. 1990г.
Смирнова Л.«Музыкальная литература» 6 класс 1999г.
Приложения
Приложение №1.
Рецепты музыкотерапии для избавления от наиболее частых проблем.
1. Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
2. Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы многие произведения Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
3. Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию№6», часть 2 Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны» Дебюсси.
4. Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.
5. Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию» 3 часть Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена, «Прелюдию №1, опус 28» Шопена и «Венгерскую рапсодию №2» Листа.
7. Для уменьшения чувства обиды и озлобленности, а также зависти к успехам других людей специалисты рекомендуют слушать «Итальянский концерт» Баха» и «Симфонию» Гайдна.
И еще один полезный совет: прислушивайтесь чаще к своему организму и учитесь жить в гармонии с ним. И пусть музыка Вам в этом помогает!
Приложение № 2.
Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:
1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.
2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.
Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.
Приложение № 3.
Влияние различных нот на отдельные органы человека.
До - влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
ре - на желчный пузырь и печень;
ми - на органы зрения и слуха;
фа - на мочеполовую систему;
соль - на функции сердца;
ля - легкие и почки;
си - на функцию энергообмена, согревая тело.
Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).
Приложение № 4.
Влияние различных музыкальных инструментов
на отдельные органы человека.
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино (фортепиано) очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.