Презентация к уроку по истории костюма на тему История веера
Тема: история веераВыполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплинТомск 2016Департамент по культуре и туризму Томской областиОГАПОУ ГКСКТИИПрезентация по предмету «История костюма»специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество»; «Этнохудожественное творчество».
Сегодня его используют разве что в театральных постановках, на костюмированных праздниках, или в качестве украшения квартиры. В наше суетливое время – это просто милая безделица. Догадаться не трудно - это веер.А ведь когда-то эта «безделица» имела огромное множество смыслов: он считался предметом роскоши и был оружием, его использовали для передачи движения в танце и чтобы подать тайный знак кавалеру, а иногда и по прямому назначению - чтоб защитить себя от жары и духоты.
На Востоке веера известны еще с глубокой древности. До сих пор точно не установлено кому принадлежит идея создания этого уникального предмета. Японцы оспаривают первенство изобретения веера китайцами и индийцами. Но тот факт, что обыкновенный лист превратился из средства охлаждения в предмет роскоши и власти, является неоспоримым. С момента своего появления веер приобретал все большее значение. Сначала он был средством защиты от духоты и насекомых, и назывался опахало. Его делали из листьев пальм и лотосов.
В Древнем Египте опахало являлось атрибутом величия фараона и признаком высокого достоинства. Подобные функции имел веер и в Персии. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти. В Древней Греции, Риме, и на Крите использовались опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
В Древнем Китае веер являлся важным знаком сословного различия. Существовала особая иерархия, чётко контролирующая кому какой веер носить. Привилегированные лица, например, члены царской семьи, владели опахалом, которое было украшено золотом и нефритом. Самым простым был веер учёного – из вощёной бумаги. Сановники (или мандарины) пользовались опахалом из серебра и слоновой кости.
Уровень и сложность исполнения веера - изысканность формы, дороговизна материала, техника, в которой работал мастер - имели определяющее значение. Декор веера зависел не только от статуса его хозяина, но и от возраста, профессии, а также от времени года, события, местности. Надписи и рисунки, которыми художник с ювелирной точностью, вручную покрывал веер, не только несли важную смысловую нагрузку, но и делали этот аксессуар настоящим произведением искусства. Традиции, связанные с веером удивительно красивы, в них зашифровано бесконечное множество символов и смыслов.
Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги. Они назывались сэнсу
В 988 году японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.
Сэнсу – веер, состоящий из пластин, которые могут складываться и разворачиваться. Таким веером японские воины могли не только нанести ощутимый удар по голове противника, но и, резко развернув веер, разрезать ему горло: кромки такого веера затачивались остро! Ребра такого веера делались из ценных пород древесины - сандала или японского кедра, реже из бамбука и оклеивались затем японской бумагой. В Японии четко различаются два типа веера - утива и сэнсу.
В 12-ом веке веер сэнсу стали предметом реквизита придворных дам. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера – «миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов. Они стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства.
Утива - это веер в виде лепестка, сделанный из единого куска дерева или из проволоки, обтянутой шелком или из картона; традиция считает его чисто японским изобретением. В период Эдо веера - утива получили большое распространение и особенно полюбились в среде артистов. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца 19-го века.
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера - оги. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш, которые порой используют его в традиционных танцах. Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства.
Вскоре моряки и путешественники привезли диковинку в Европу. Там веер прижился всего на несколько столетий. И хотя на Западе он не обрёл столь богатую историю, как на Востоке, всё же, стал предметом роскоши в руках светских барышень.
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 17-ом веке во Франции изготовление вееров стало процветать и было поддержено самим королём. Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством красок. Использовался растительный и цветочный орнамент. Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны — шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине - такие веера не складывались. Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой.
При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.
В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии. Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам.Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи одного только веера. Возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.
"Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке."Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке."Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце."Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение."Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор."Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки."Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу."Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом."Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
"Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха."Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками."Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку."Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди."Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину."Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд. "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ."Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
Но не только положение веера могло быть прочитано как текст, даже цвет веера, подбираемый к туалету, содержал определенную информацию о настроении владелицы: белый означает невинность; черный - печаль; красный - радость, счастье; лиловый - смирение, искренность; голубой - постоянство, верность; желтый - отказ; зеленый - надежду; коричневый - недолговременное счастье; черный с белым - нарушенный мир; розовый с голубым - любовь и верность; веер, вышитый золотом - богатство; шитый серебром - скромность; убранный блестками - твердость и доверие.
В конечном итоге сложившиеся правила поведения в приличном обществе позволяли обмахиваться веером только в том случае, если дама стоит одна или в компании близких друзей. Представляясь незнакомым людям, веер следует держать закрытым. Энергичные манипуляции веером в присутствии незнакомого человека могут быть неправильно (или слишком правильно) поняты.Важно отметить, что язык веера читался только в процессе "разговора", по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных "листков". Хотя язык веера можно назвать женским, понимать его должны были все же мужчины.
В наше время веер утратил свой таинственный язык и превратился в безмолвный сувенир… Веера вешают на стену, в качестве дизайнерского украшения. Иногда их можно увидеть в руках горожан в разгар лета, когда воздух застывает от жары и пекла. В остальных случаях этот аксессуар выглядит экзотично.
И только в Японии и Китае веера до сих пор используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров. В их руках веер оживает и обретает язык! В танце веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча. Зрелище, танцующего с веером, всегда завораживает и потрясает красотой.
боевой веервинтажный веервеер японскийвеер резной - слоновая кость
веер испанскийвеер антикварныйвеер театральныйвеер самурайскийвеер французский кружевнойвеер вейла – для танца живота
Балы, маскарады, торжественные приемы – все это в прошлом. Уже в XIX и начале XX века веер остается лишь дополнением к бальному платью. А к 1915 году веер навсегда исчезает со сцены европейской моды. Но не помешает знать, что само слово веер в переводе с французского означает «свежий воздух».