Внеаудиторная самостоятельная работа ОП.04 История костюма
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 38»
Программа
внеаудиторной самостоятельной работы
ОП. 04. История костюма
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 29.01.05 Закройщик
Шахты
2016
Согласовано и рекомендовано
к применению на заседании МК
Пр.№______от ________2016г.
Председатель МК
__________Губатенко Е.П.
Программа внеаудиторной самостоятельной работы по ОП. 04. История костюма разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик (утв. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 773 зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29717), Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37199)
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинское профессиональное училище №38»
(ГБПОУ РО ПУ №38) г.Шахты Ростовской обл. пр-т Победа Революции 111 А.
Разработчики:
1. Матюшова Татьяна Викторовна - мастер производственного обучения высшей категории ГБПОУ РО ПУ №38
Содержание
стр
Пояснительная записка
4
1.
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы
8
2.
Тематика и задания самостоятельной работы.
9
2.1.
13LINK \l "_Toc354667571"14 Подготовка проекта «Масштабные реконструкции исторических костюмов» 15
9
2.2.
Разработка коллекции эскизов на выбранную тему
11
Пояснительная записка
Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ОП. 04. История костюма предназначены для обучающихся профессии 29.01.05 Закройщик.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений обучающихся ;
формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
развития познавательных способностей и активности обучающихся : творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.
Цель методических рекомендаций : оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: - в учебном плане;
- в рабочей программе учебной дисциплины ОП. 04. История костюма
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы устанавливается в рабочей программе учебной дисциплины ОП. 04. История костюма
В методических рекомендациях на основе наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи, определены затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания.
При планировании самостоятельной работы учитывается мотивация обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение (пункт 7.16 ФГОС СПО). С этой целью разработаны методические рекомендации по формированию учебно-методических материалов по каждой форме внеаудиторной самостоятельной работы. На основе указанных методических рекомендаций разработаны соответствующие учебно-методические материалы.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы включает в себя средства обучения и средства контроля.
Средства обучения условно можно разделить на три группы:
1) учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся методические рекомендации (указания) для выполнения отдельных видов работ, включающие в себя:
инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;
рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;
задания для самостоятельной работы;
критерии самооценки выполненной работы;
список основной и дополнительной литературы;
2) дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, комплекты журналов, научно-популярная литература, и т.п.);
3) технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).
Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя:
- обеспечение обучающихся необходимыми учебно-методическими материалами;
- обеспечение доступа обучающимся к информационным ресурсам сети Интернет (пункт 7.16 ФГОС СПО);
- обеспечение обучающихся контролирующими материалами (тестами, заданиями
и др.);
- предоставление обучающимся перечня необходимой основной и дополнительной литературы.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, их уровня знаний и умений, индивидуальной образовательной траектории.
Преподаватели и мастера производственного обучения информируют обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы.
Для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы проводятся консультации преподавателей за счет общего бюджета времени отведенного на консультации (пункт 7.12. ФГОС СПО).
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к обучающимся.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель, мастер производственного обучения проводит инструктаж по выполнению задания, которое включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель/мастер предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счет объема времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса, модуля
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, и внеаудиторную самостоятельную работу, в письменной, устной или смешанной форме, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета.
Формы контроля самостоятельной работы :
а) текущий контроль:
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, творческая работа;
решение ситуационных задач;
самостоятельно составленные тексты;
конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно;
самостоятельные исследования;
рефераты, рецензии, отзывы, задачи, самоанализы, проекты, программы, планы, отчеты, справки, заключения и т.п.
тестирование;
статьи, тезисы выступлений и другие публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной работы.
представление изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы обмен информационными файлами, семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.
б) промежуточная аттестация (экзамены);
в) государственная итоговая аттестация
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимися учебного материала;
уровень сформированности умений обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности умений обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Самостоятельная работа направлена на освоение обучающимися следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии29.01.05 Закройщик и требованиям рабочей программы учебной дисциплины ОП. 04. История костюма
Результаты обучения
(освоенные умения и усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
Умения
У 1 использовать сведения из истории костюма при выборе фасона изделия;
Оценка выполнения самостоятельной работы:
- разработка группового проекта «Масштабные реконструкции исторических костюмов».
- Разработка коллекции эскизов на выбранную тему
Дифференцированный зачет
У 2 использовать элементы исторического костюма в текстильных изделиях.
Оценка выполнения самостоятельной работы:
- разработка группового проекта «Масштабные реконструкции исторических костюмов»..
- Разработка коллекции эскизов на выбранную тему
Дифференцированный зачет
Знания
З 1 Основные факторы, влияющие на исторические преобразования моды, формообразование костюма;
Индивидуальный устный опрос по темам.
Тестирование.
Оценка дифференцированного зачета
З 2 своеобразие костюмов и интерьеров разных исторических периодов;
Индивидуальный устный опрос по темам.
Тестирование.
Оценка дифференцированного зачета
З 3 национальные особенности развития костюма и орнамента;
Индивидуальный устный опрос по темам.
Тестирование.
Оценка дифференцированного зачета
З 4 роль народных традиций в создании исторического костюма.
Индивидуальный устный опрос по темам.
Тестирование.
Оценка дифференцированного зачета
Вышеперечисленные умения, знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций обучающихся:
Код
Наименование результата обучения (компетенции)
ПК 1.1
Подбирать фасоны изделий с учетом особенностей фигуры и направления моды.
ПК 1.2.
Выполнять зарисовку модели
ПК 2.2.
Выполнять конструктивное моделирование.
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы
ОП. 04. История костюма
по профессии 29.01.05 Закройщик
№п/п
Вид самостоятельной работы
Затраченное время
Тематика задания
Форма контроля
Время на выполнение задания
Время всего на вид работы
1
Подготовка проекта
14
14
Масштабные реконструкции исторических костюмов.
Защита проекта
2
Разработка коллекции эскизов
6
6
Презентация эскизов
ИТОГО по разделу 20 час
2. Тематика и задания самостоятельной работы.
2.1 Подготовка проекта «Масштабные реконструкции исторических костюмов».
Тематика проектов
1. Костюм Древнего Египта
2. Костюм Древней Греции
3. Костюм Древнего Рима
4. Костюм Византии
5. Костюм романского стиля ХI-ХII веков
6. Костюм готического стиля ХШ-ХIV
7. Костюм Индии
8. Костюм Китая
9. Костюм Японии
10. Костюм эпохи Возрождения ХV-ХVI веков
11. Костюм ХVII века
12. Костюм ХУШ века
13. Костюм XIX - начала XX века
14. Костюм XX века
15. Русский костюм
Цели:
формирование интереса к учебно-познавательной деятельности;
углубление и расширение профессиональных знаний обучающихся;
развитие самостоятельности, активности, ответственности
получить более глубокие знания по данной теме;
Порядок выполнения работы
Изучить литературу по данной теме (с использованием Интернет-ресурсов)
Изучить методические указания выполнения проектных работ
Выполнить проект в соответствии с требованиями
Контрольные вопросы:
1. Историческая справка
2. Характеристика исторического стиля
3. Идеал красоты
4. Виды и форма одежды
5. Мужская одежда
6. Женская одежда
Форма контроля:
Устная презентация и защита на занятии;
Методические указания
Проект содержит теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть оформляется следующим образом:
Титульный лист
Введение
1.Историческая справка
1.1 Характеристика исторического стиля
1.2 Идеал красоты
1.3 Виды и форма одежды
1.3.1 Мужская одежда
1.3.2 Женская одежда
1.4 Текстиль
2.Описание исторического костюма
2.1. Композиционное решение
2.2. Конструктивное решение
Библиография
Приложение Эскиз исторического (национального) костюма
Текстовая часть проектной работы должна сопровождаться рисунками и схемами.
Практическая часть представляет макет костюма.
Время представления проекта – 5-7 мин.
проектоценивается по 5-балльной системе.
Критерии оценки:
Отлично
Глубокие знания исторических аспектов возникновения и развития видов и форм костюма и характерных стилевых направлений. Знание специальной терминологии костюма, художественно-композиционных средств формообразования исторического и народного (национального) костюма. Гибкая ориентация в содержании излагаемого материала.
Соответствие представленной модели исторической эпохе. Выдержана форма костюма и характерные стилевые направления. Аккуратное исполнение работы.
Хорошо
Понимание сущности излагаемого материала. Знание основных художественных стилей в искусстве и социокультурных особенностей каждой эпохи, основных видов и форм исторического, народного (национального) костюма. Соответствие представленной модели исторической эпохе. Выдержана форма костюма и характерные стилевые направления. Аккуратное оформление работы, но небольшие неточности в исполнении
Удовлетворительно
Знание и понимание основных положений излагаемого материала, неточности в определении исторической последовательности основных художественных стилей и их взаимосвязи с историческим костюмом. Неполное соответствие костюма определённой исторической эпохе и стилю. неаккуратное исполнение работы
Неудовлетворительно
Бессистемные знания, ошибки в определении развития видов и форм исторического костюма во взаимосвязи с художественным стилем эпохи, недостаточное владение терминологией дисциплины. Беспорядочное и неуверенное изложение материала. Несоответствие костюма определённой исторической эпохе и стилю, неаккуратное исполнение работы
Литература:
Плаксина-Флеринская, Э.Б. История костюма. Стили и направления: учебное пособие /Э.Б.Плаксина-Флеринская. - М.: Академия, 2010. - 239 с.
Интернет-ресурсы
Костюм Древнего Египта
1. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=118
2. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=108
3. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=92
Костюм Древней Греции
4. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=233
5. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=244
6. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=152
Костюм Древнего Рима
7. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=245
8. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=232
9. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=144
Костюм Византии
10. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=260
11. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=231
Русский костюм X–XIV век
12. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=257
13. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=178
14. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=87
15. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Костюм Средневековья
16. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=225
17. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=218
18. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=210
19. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=135
Костюм Возрождения XV–XVI век
20. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=236
21. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=146
22. URL: http://barbymoda.narod.ru/moda10.htm (11. htm, 12. htm, 13. htm, 14. htm,
23. htm, 16. htm, 17. htm, 18. htm, 19. htm)
Костюм XVII века (Франция, Испания)
24. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=138
25. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=125
26. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=37
Костюм XVIII века (Франция, Англия)
27. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=188
28. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=206
29. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=249
30. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=77
Костюм XIX века
31. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=264
32. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=252
33. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=175
34. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=189
35. URL: http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st024.shtml
36. URL: http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st025.shtml
37. URL: http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st026.shtml
Время выполнения- 14час.
2.2.Разработка коллекции эскизов на выбранную тему
Тематика творческих эскизов моделей:
1. Выполнение эскизов мужских и женских костюмов Древнего Мира .
2. Выполнение эскизов мужских и женских костюмов романского и готического стилей.
3. Выполнение эскизов мужских и женских костюмов стран Востока (Индии, Китая, Японии).
4. Выполнение эскизов мужских и женских костюмов в стилях:
барокко;
рококо;
ампир;
бидермайер;
модерн.
5. Выполнение эскизов женских костюмов русского народного костюма
6. Выполнение эскизов коллекции одежды для отдыха на основе изучения древне – египетского костюма
7. Выполнение эскизов коллекции одежды для отдыха на основе изучения античного костюма
8. Выполнение эскизов коллекции современной одежды с использованием национальных русских мотивов.
Задание:
Изучить методические указания по выполнению коллекции эскизов моделей одежды (коллекции)
Разработать эскизы моделей (формат А2)
Методические указания
Презентационные, или экспозиционные эскизы – это завершающий этап
эскизного проектирования. Как правило, они выполняются при разработке кол-
лекций и предназначены для обсуждения специалистами в области костюма. Это
могут быть и эскизы к дипломному проекту.
Презентационные эскизы завершают работу над эскизным проектом и
необходимы для демонстрации готового проекта. Поэтому для этих эскизов от-
бирается 5 наиболее удачных моделей из эскизного поиска (предыдущего зада-
ния) и выполняются на листах формата А2, расположенных горизонтально. Боль-
шое внимание надо уделить как компоновке фигур на листе, так и графической
подаче. Она должна соответствовать теме коллекции и отражать графический
стиль автора. Ограничений по графике нет никаких, главное –выразительность
эскиза. В компоновке важно поставить фигуры таким образом, чтобы каждая мо-
дель читалась предельно четко, были видны все ее особенности. Располагаются
модели как правило фронтально, в простых, невычурных позах, так как это
наиболее удобная позиция для демонстрации костюма, но, при необходимости,
модели могут располагаться в профиль и спиной. Расположение фигур также
подчиняется законам зрительного восприятия и не должно быть случайным. Пла-
стика фигур зависит как от темы коллекции, так и от графических приемов. Фи-
гуры не должны перекрывать одна другую, на передний план не должны высту-
пать руки и т.д
Выбор графических приемов и средств зависит от темы и концепции кол-
лекции. Все это требует тщательного подхода, использования законов компози-
ции (ритма, соподчинения элементов и т.п.), поэтому сначала надо сделать фор-
эскизы в карандаше форматом А4 с различными вариантами расположения фигур.
Графические приемы и средства могут быть использованы любые –от ли-
нейной черно-белой графики до коллажа, монотипии и т.п. Можно сочетать раз-
ные приемы в одной работе, главное, чтобы это не помешало единству образного
и стилевого решения.
Форма контроля:
Презентация эскизов моделей на учебном занятии
Критерии оценки
оценка «отлично» ставится за правильное и выразительное графическое решение
темы;
оценка «хорошо» ставится за правильное графическое решение темы;
оценка «удовлетворительно» ставится за недостаточно правильное графическое
решение темы;
оценка «неудовлетворительно ставится при невыполнении задания.
Литература:
О.Л.Голубева. Основы композиции: Учеб.пособие. – 2-е изд. – М.:Изд. Дом «Искусство»,2004. – 120с., ил.
Рисунок и графика костюма: под ред. проф. Ф.М. Пармона. - М.: Легпромбытиздат, 1987 – 208 с.
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова Иллюстрированная энциклопедия моды.
Мода Википедия .
Э.М.Андросова. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский дом «Медиа-Принт», 2004. – 184с., ил.
Специальное рисование. М.: Высшая школа, 1989 – 127 с.
Основы рисунка. Издательская группа. Паррамен Эдисионес.
Пармон Ф.М.. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985 – 264 с.
Миронова Л.Н.. Цветоведение. – Минск, Высшая школа, 1984 – 286 с.
Электронные ресурсы:
www.counties.ru/library.htm
www.gumer.info/bibliotek/INDEX
www.ido.rudn.ru
www.artclassic.edy.ru
www.bibliotekar.ru
www.knigafund.ru
Время выполнения-4 час.
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Утверждаю
Зам. директора по УПР
______________________Борисова Л.В.
«___» ________________2016г.
Заголовок 1,мой Заголовок 1Заголовок 3mђЗаголовок 6mђЗаголовок 915