НОД с детьми подготовительной к школе группе «Орудия труда древнего человека»
МАДОУ «Детский сад № 16»
«Орудия труда древнего человека»
(НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности)
Подготовила: Романова С.В.
2017 г.
Цель: Познакомить с занятиями древнейших людей. Какие были орудия труда, что с помощью них делали.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с историей создания различных инструментов (иголка, топор, борона и тд.) Познакомить детей с материалами, из которых изготавливаются орудия труда, с их свойствами на основе наблюдений и опытов.
Развивающая:
Развивать мышление, память, речь.
Воспитательная:
Воспитывать уважение к людямХод занятия:
Молоток, пила, топор, отвертка, иголка, ножницы– это все орудия труда, которые очень облегчают человеку жизнь. Но как жили древнейшие люди, если этого ничего у них не было? (Слайд 1)Если бы мы чудесным образом могли перенестись в то время, то увидели бы странную для нас картину. Мужчины древнего племени бродят целыми днями по берегу реки. Они внимательно выискивают такие камни, из которых можно сделать острый предмет. Найдя нужные камни, они бьют одним камнем по другому, получая заостренный край. (Слайд 2)
Из маленьких камней получаются ножи, а из больших – топоры. Еще камни привязывали к прочным палкам, получая острые дубины, с которыми охотились на животных и рыб. . (Слайд ) А еще из толстого древесного сука и острого камня можно было сделать палку-копалку. С её помощью выкапывали съедобные корни растений. (Слайд )Копья для охоты у людей сначала были сделаны из деревянных палок. Их делали очень острыми каменными рубилами и обжигали на костре для прочности. Потом на них научились насаживать наконечники из острых камней. Их привязывали тонкими волокнами растений. Такие стрелы стали надежным оружием в борьбе с дикими животными. (Слайд )Одежду древнейшие люди шили себе из звериных шкур. (Слайд ) Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы, были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры. Потом иглами служили тонкие заостренные деревянные палочки, а нитками – прочные растения или тонкие кожаные ремешки. Даже обувь они шили себе из шкур!
- А вы знаете, как выглядит иголка?
Современная швейная игла - длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества с игольным ушком для нити с одной стороны.
- А для чего нужна иголка?
Игла может протыкать материал, не повреждая его. Таким образом, можно: сшивать ткани, вышивать на ткани, прошивать материал, зашивать и подшивать одежду, шторы и т.п.
- Как работают иголкой?
Бывают иглы для ручного шитья и для шитья на швейной машине. После работы швейную иглу обязательно убирают в игольницу.
- Какими бывают иголки?
Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные, иглы для вышивания, для штопки, для вышивания бисером, иглы для ковров и гобелена. Они отличаются толщиной, величиной ушка, заостренным или тупым кончиком.
Неправильно думать, что иглы существуют только для шитья, а иглы для проигрывателей, а медицинские иглы, иголки для иглоукалывания. Так что иголка была изобретена в древности не зря, предмет полезный и нужный! (Слайд) Давайте попробуем проткнуть ткань с помощью иголки из рыбьей кости, деревянной иголки и металлической иголки.Потом человек догадался, что необязательно долго ходить и собирать только дикие растения, а можно вырастить их рядом с жилищем. Чтобы что-то посадить в землю, её вскапывали сначала деревянной мотыгой. Это простая палка с коротким сучком.В получившиеся лунки клали семена, засыпали землей и поливали водой. А поспевший урожай из колосьев ячменя или пшеницы срезали серпом. Его делали из дерева, вставляя внутрь острые камешки, или из кости животного.
После того как человек научился добывать огонь и выплавлять металл, на смену каменным орудиям и средствам труда пришли металлические.Изготовление орудий труда и постоянное стремление человека к их усовершенствованию, в частности, способствовало развитию и самого человека. Совершенствуя орудия труда, наши предки изобрели первый механизм для сверления отверстий в каменных изделиях, то есть сконструировали первобытный сверлильный станок, изобрели колесо, приспособление для добывания огня, охотничьи орудия и т.п.Однажды человек понял, что запеченные в огне зерна есть вкуснее, чем сырые. А позже догадался, что из муки можно испечь лепешки. А как же получали муку? Для этого женщины брали два плоских камня, клали между ними зерна и растирали их в муку. Вот такая древняя мельница – зернотерка.Женщины научились ткать одежду. Сначала они плели коврики из древесного лыка или соломы. А потом придумали делать пряжу изо льна и шерсти животных. И изобрели первобытный ткацкий станок. С помощью него они совсем приобрели человеческий вид – стали носить одежду вместо шкур зверей.
Скажите, пожалуйста, а какие инструменты прочнее современные или древние?
Ответы детей.
Давайте сравним два молотка. Один из дерева, другой из металла.
Для чего он нужен? Рассказывает историю, что в далекие времена, молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар или беда, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.
2. Эксперимент №1 «Звук металла»
Детям предлагается постучать сначала деревянной полочкой по металлическому предмету, а затем железной, сравнить какой звук был громче и почему.
3. Эксперимент №2 «Вес металла»
Дети сначала взвешивают на ладонях два шарика одинаковых по размеру, но разные по материалу (напр., металлический и деревянный). Определяют, какой тяжелее. Затем проводится опыт: в стаканы с водой опускают шарики. Дети озвучивают, что произошло с каждым из шариков, сравнивают. Делают вывод, что металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелый.
4. Эксперимент №3 «Теплопроводность металла»
Дети на ощупь определяют, что пластина холодная, затем сравнивают после того как педагог нагрел пластину при помощи свечи. Делают вывод, что металлические предметы нагреваются. Педагог говорит, что металл проводит тепло – это называется теплопроводностью.
5. Эксперимент №4 «каким молотком быстрее и удобнее забивать гвоздь»
Воспитатель пробует забить гвоздь молотком сначала одним потом другим.
Вам понравилось наше путешествие. Что нового вы узнали?