Выступление на родительском собрании «Внутренний мир моего ребёнка»

ВНУТРЕННИЙ МИР МОЕГО РЕБЁНКА.
Душа человеческая есть Тайна. Мы живем в окружении различных «Я», весь мир переполнен тайнами человеческих микрокосмов. Наши дети живые сказки, живые загадки, полные тайн, мистерий и трепета. Как же постичь эту таинственность детской души? Как приподнять завесу обыденности и усмотреть за поверхностным и повседневным истинное лицо юного человека?
Дети – это воплощение чистоты и непогрешимости. «Только в детской улыбке мы видим отблеск той красоты и святости, которая была присуща первозданному человеку, Адаму», - говорил Ф.М. Достоевский. Отчего же происходит так, что ребенок в процессе своего развития, мы видим это всё больше и больше, удаляется от этого образа, пусть не идеального, но максимально приближенного к идеальному, ведь никогда за всю свою жизнь он не будет лучше и чище.
Известно, что тайное раскрывается лишь тому, для кого постижение ее жизненно важно. Чтобы достучаться до сердца малыша, нужно этого как минимум захотеть, следует как минимум искренно заинтересоваться его индивидуальностью, без предпосылок и предубеждений. Мы серьезно деформируем свои отношения с детьми навязчивыми поисками ответа на вопрос «что от меня, что от мужа, что от бабушки с дедушкой?» Разглядывание собеседника мешает прислушиваться к интонациям его речи. Ребенок уникален, неповторим, не похож в своей глубинной сути ни на кого на свете, кроме себя самого, а потому ищите в нем не сходство и подобие с Вами и с другими, но именно непохожести, особенности и различия.
Выписывайте свои находки, отражайте в «родительском» дневнике новые открытия, имеющие отношение к постижению душевного мира малыша. С годами Ваш дневник вырастет в «книгу о ребенке». Поверьте, каждый человек стоит того, чтобы о нем, о его особенностях и его жизни была написана хотя бы одна книга. Станьте биографом своего собственного ребенка, этим Вы наведете мост к его сердцу и по-настоящему подружитесь с ним.
Сегодня педагогический процесс, этот таинственный диалог сердец и умов, разворачивается в особенных, космически необычных условиях. Наступление эпохи Водолея предъявляет учителям и родителям особые требования: Партнерство, Изобретательность, Дружелюбие, Любовь и Свобода. Но для того, чтобы суметь на столь высоком уровне поддержать связь с детской душой, необходимо без устали изучать пришедшего к Вам малыша и исследовать его, словно прочитывая интереснейшую из книг, наблюдая за становлением его судьбы. Новая педагогика призывает не сделать, но вырастить; не сформировать, но выявить; не построить, но раскрыть. Необходимо очень серьезно и ответственно изучить героя своего «педагогического романа» и подойти к нему с непредубежденным мышлением и непредвзятым пониманием. Только так можно его раскрыть и найти с ним доподлинно общий язык.
Как же познакомиться с собственным ребенком без психодиагностических тестов? Да проще простого:
1. Почаще спрашивать, дружелюбно и спокойно, о том, что бы ему самому хотелось бы сделать в той или иной ситуации.
2. Время от времени предлагать ему программы действий и возможностей решений на выбор, наблюдая за тем, что он предпочитает и к чему его тянет, что его радует, а что тревожит.
3. Пусть Ваш ребенок почаще свободно фантазирует, сочиняя сказки о желанном и желаемом, тем самым он невольно сообщит Вам о своем настроении и плохо осознаваемом видении собственного будущего.
4. Очень важно периодически расспрашивать малыша воскресным утром о том, что ему приснилось. Детские сновидения полны ожиданий и страхов, надежд и тревог, о которых ребенок красочно и полновесно сообщит Вам, даже не подозревая о диагностическом характере этой, в общем-то обычной, процедуры собеседования о значимом и интересном для него.
5. Необходимо наблюдать за его страхами, опасениями и нежеланиями, за всем тем, что вызывает его гнев и делает его раздражительным или угнетенным. Дети, подобно взрослым, усматривают в других прежде всего свои собственные недостатки и проблемы: «У кого что болит, тот о том и говорит». Так Вы сумеете разгадать загадку того или иного состояния малыша, не задавая ему вопросы впрямую и не беспокоя лишний раз требованием приказываемой исповеди.
6. Помогайте ребенку выплескиваться, выговариваться и без боязни вслух высказывать свои мнения и выставлять оценки окружающим и самому себе. Не заглушайте естественное звучание его реакций, не заметайте сор под ковер! Путь ребенок знает, что Ваше присутствие для него совершенно безопасно, что при Вас он может быть искренен и откровенен до конца.
7. Еще раз напомню ведение «дневника родителя» обязательно не только для Вашего ребенка (ведь в нем фиксируются легко забываемые наблюдения и намеки), но и для Вас самих (благодаря дневнику Вы можете проследить рост Вашего собственного понимания мотивов и предпочтений ребенка).
Дайте малышу слово и расспросите его о мире, о нем самом, о Вас, в конце концов, обо всем, о чем ему захочется с Вами поговорить. Глубоко вникните в его глубинные личные проблемы. Что ему нравится, а что ему претит? Что волнует, а что оставляет равнодушным? Что привлекает, а что отталкивает? Душа подобна камертону она откликается лишь на близкое и родственное. Для того, чтобы извлечь искренний ответ, необходимо сознательно подойти к завязыванию беседы и тактично сформулировать вопрос.
Вместе с детьми почаще посещайте самые неожиданные места и мероприятия и после разговаривайте о них, делитесь мнениями, спорьте об оценках, стремясь до конца обозначать позиции друг друга. Музеи и кинотеатры, поход в гости и посещение храма, вылазка на базар и выезд на природу смело выясняйте, как все это отражается на душе ребенка, как он реагирует на мир людей и как относится к своим собственным реакциям на происходящее. Только так, ненавязчиво приглашая дитя к диалогу и предоставляя ему возможность свободно высказываться о чем угодно, Вы сможете установить прямую связь умов и сердец и существенно углубить понимание и своей собственной, и детской души.
Гармоничное воспитание предполагает культуру говорения на языке внутреннего «Я». Учитесь беседовать с ребенком о самом интересном, о важном и ценном для вас обоих, нащупывая таким образом центры связей двух уникальных микрокосмосов. Что может оказаться интересным для ребенка? Отношение к Богу и мнение о конкретных людях. Восприятие природы и понимание предметов красоты. Разгадывание своих собственных тайн и чувствительность ко всему живущему. Поймите, Вы должны резонансно пробудить глубинные переживания в детской душе, распознать и рассмотреть отзвук и отблеск вопроса в кажущемся порой необычном ответе.
Говорите о мыслящих цветах и о любви деревьев, о величественной красоте гор и о бескрайнем сознании моря. Пусть это будет не словами, но сокровенным совместнодействием в унисон звучащих сердец. Осознанно выразите свое согласие на совершенно равноправный диалог с ребенком. Поймите наконец, что Вы сами уже устали от собственной ложной правоты, напыщенной серьезности и надуманной взрослости. Будьте ответственны без позы, серьезны без снобизма, интересны без заигрывания. Станьте глубоки и искренни, станьте открытыми и свежими дети даже собственным родителям не прощают халтуры и позерства. Отношения весьма хрупкий шедевр: их нелегко создать, но очень легко разрушить. И выписывайте бесценные свои наблюдения в родительском дневнике, фиксируя все неожиданное, подмечая все новое и свежее в ребенке, спонтанное и живое. Взрослейте рядом с ребенком с дневником в руках!
Вдохновляйте детей примерами высоких жизней гениев и святых, героев и подвижников, творцов и полководцев, без устали перечитывайте им биографии замечательных людей, способствуя избранию ими вдохновляющих примеров, которые после изнутри поддержат их на пути и не дадут поскользнуться на неровной дороге. Замечайте, кто и что потрясает в этих величественных биографиях их особенно глубоко, и без устали размышляйте почему? Фактически, перед Вами находится множество средств, полезных в познании загадочных сторон детской души. Вдумчивые наблюдения, совместное творчество, фантазирование о будущем, заметки о новом и беседы об интересном кроме этого не понадобятся Вам никакие тесты и исследования. Но ключом к эффективности предлагаемых подходов является одно подлинная любовь к ребенку и искренний интерес к его глубинам и судьбе.
Каждый человек целостный микрокосм, абсолютное подобие Большой Вселенной. И постигать его на удивление интересно и совершенно необходимо, если мы собираемся творить свою жизнь в согласии и радости. Нужно только захотеть познакомиться с ребенком по-настоящему, без имитаций и лицемерия. Педагогика сердца, как иногда называют эзотерическую педагогику это неустанный поиск компромиссов, исследование загадок души и каждодневные размышления о наиглавнейшем. Кстати, для того, чтобы проникнуться большим уважением к ребенку, изучите-ка себя как педагога. Присмотритесь к себе повнимательнее и ответьте на простой вопрос: «Откуда берутся во мне раздражительность и обидчивость, нетерпение и бестактность, агрессия и мелочная придирчивость?» Только ответьте честно, до конца, пока не получите от самих себя подлинной сатисфакции. Честно выпишите определение своих «слабых мест» и почаще перечитывайте в уединении вместо того, чтобы топать во гневе на получившего тройку сына, виноватого лишь в том, что учительница утром перед отправлением на работу «полаялась» с собственным мужем. Перечитывайте эту правду о себе, все глубже и все яснее осознавая, что нашим детям с нами порой приходится очень даже несладко. Как в песне поется:
Господа, не бейте зеркала, Ведь они все только отражают То, что Ваши лица выражают. Господа, не бейте зеркала!
Изучайте, исследуйте собственных детей, проникайтесь доверием к их искренности и уважением к их индивидуальности. Мудрое воспитание предполагает умение слушать, умение наблюдать и умение держать себя в руках.

Прокопова Е.С.








13PAGE 15


13PAGE 14315