Разработка урока по окружающему миру Сельское хозяйство. Растениеводство 4 класс 
Урок Сельское хозяйство. Растениеводство  С.75-78
Задачи урока:                                                                                                                           предметные:                                                                                                                                    - продолжить знакомство учащихся с отраслями сельского хозяйства - растениеводством, систематизация и расширение знаний обучающихся об отраслях  растениеводства;
личностные:                                                                                                                                                    - развитие навыков сотрудничества со сверстниками; способствовать развитию умения работать в паре и группе;
метапредметные:                                                                                                                                        - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ресурсы: компьютер, проектор, экран, презентация; карточка-тест «Животноводство»; карточки для оформления доски; гербарий; учебник; листы самооценкиХод урока
Орг.момент (слайд1)
У вас на столе лежат листы самооценки, в процессе всего урока вы должны оценить свою работу на всех этапах урока
Лист самооценки ученика (цы)  4 «Г»  класса
________________________________________
Критерии Мои комментарии Оценка  (1-5 баллов)
Выполнение теста Сумел(а) определить вторую отрасль народного хозяйства Работа в паре Работа в группе Составление вопросов по тексту для одноклассников Актуализация знаний 
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним, с какой отраслью сельского хозяйства мы познакомились на прошлом уроке? (животноводство)
Наводите основные отрасли животноводства  (свиноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство)
Проверка домашнего задания - самостоятельная работа (слайд 2)
Проверим домашнее задание, выполнив тест самостоятельно
Тест «Животноводство»
1.Где разводят мясные породы коров?
А) в южных районах;
Б) в северных районах;
В) в центральной полосе
2. Кого разводят в горных районах Алтая, в Туве и Бурятии?
А) кроликов;
Б)  яков;
В) зебу
3.Самые древние домашние животные – это …
А) овцы и козы;
Б) овцы и кролики;
В) козы и коровы
4. Коз разводят главным образом рад и…
А) мяса, шерсти и молока
Б) мяса, молока и пуха;
В) шерсти, пуха и молока
5. Особенное значение козье молоко имеет для …
А) детского питания;
Б) взрослого организма;
В) организма стариков.
Ответы к тесту:
1– А      2 – Б       3 – А      4 – В      5 – А
Проверим по штрих коду тест, оцените себя в листе самооценки
Работа по теме урока
Н а    д о с к е  в процессе работы заполняется с х е м а:Сельское хозяйство
животноводство растениеводство
Свиноводство
Овцеводство
Коневодство
Птицеводство Полеводство
Овощеводство
Садоводство
Цветоводство
Лесоводство
– Почему сельское хозяйство разделено на два вида деятельности? 
– Подумайте, как называется вторая отрасль. 
 
Запишите слово растение. К слову «растение» добавьте корень –вод-, суффикс –ств- и окончание – 0
Какое получилось слово? (растениеводство)
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? 
- Какие цели поставим перед собой?
  - Как вы думаете, что такое растениеводство? (Ответы детей)
А теперь сравним свои выводы с определением в словаре
С.И. Ожигов – с. 666     Растениеводство -наука о развитии культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.
5. Работа в парах с. 75 
1-й вопрос: Какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае?
6.Сообщение ученика о растениеводстве в Белгородской области (слайд 3)
Сельскохозяйственные угодья Белгородской области занимают более 70% площади области. Наибольшее распространение среди зерновых культур приходится на озимую пшеницу, посевы которой занимают 46% всех посевных площадей зерновых культур. В регионе выращивают и яровую пшеницу. Из зернофуражных культур  - ячмень, овес и кукуруза, а из крупяных – просо и гречиха. Среди технических культур более половины посевов приходится на сахарную свеклу, подсолнечник занимает около 43%,  овощебахчевые и картофель — 6%. 
7.Чтение текста на с. 75 (самостоятельно)
- Назовите отрасли растениеводства. (полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство)
- Какая отрасль является самой главной? (полеводство) Докажите.
8.Работа в группах (слайд 4)
- Вначале пояснить, чем занимается ваша отрасль, затем на слайде найдите те рисунки, которые соответствуют вашей отрасли. Приведите свои примеры.
1 группа:  Полеводство (рожь, пшеница)
- отрасль растениеводства, одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием зерновых, технических, кормовых культур и картофеля. 
2 группа: Овощеводство  (морковь, капуста)
- отрасль растениеводства, одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием овощей.
3 группа: Садоводство (яблоки, сливы)
- отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием садовых растений.
4 группа: Цветоводство (тюльпан, роза)
– это отрасль, которая занимается  выращиванием  декоративных растений для украшения парков, скверов, садов, различных помещений.
5 группа: Лесоводство (ель, дуб)
– это отрасль, которая занимается  выращиванием  растений для посадки в лесу.
6 группа: у вас самое сложное задание: найти лишние картинки растений, определить к какой отросли сельского хозяйства они относятся?
(арбуз и дыня) – они растут на бахче – отрасль бахчеводство
Работа с гербарием. (пшеница, морковь, лен, сосна, яблоня
- Ребята, у вас на столах лежит гербарий. Опишите растение по плану и расскажите о нем. 
                   ПЛАН
Название растения.
К какой отросли относится?
Где его выращивают (в саду, поле, огороде)?
Как человек использует это растение?
9.Работа по учебнику
- Самостоятельно прочитайте текст на  с. 76-78, составьте к нему вопросы для одноклассников.
10.Игра «Футбол»
1 ученик задает вопрос, для ответа передает ему мяч, тот отвечает, задает вопрос и т.д.
11.Работа в группах с. 78
 Откроем задний форзац учебника -  Природные зоны России
1 группа – Арктическая пустыня
2 группа –Тундра
3 группа – Смешанные и широколиственные леса
4 группа – Степь
5 группа - Пустыня
12.Итог:
 Молодцы, ребята! А теперь ещё раз повторим. 
1. Что такое растениеводство? 2. Перечислите отрасли растениеводства. 3. Для чего выращивают культурные растения?
4.О каких профессиях в растениеводстве вы узнали? 
В листах самооценки – оцените свою работу за весь урок
13.Рефлексия:
 Тюльпан. Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне жёлтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный жёлтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему — тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение
Подарите свой тюльпан  кому хотите.
- Уроки разные бывают.
  Каким же был у нас урок?
  Согласны – слышу я хлопок,
  А не согласны – помолчите,
  И тихо-тихо посидите.
- Наш урок был:
-интересным;
-необычным;
-скучным-скучным;
-вкусным-вкусным;
-тёплым-тёплым;
-очень светлым;
-грустным-грустным;
-очень вялым;
-аппетитным;
-витаминным.
Домашнее задание:  разноуровневое1 обычной – с. 75-78 пересказ
2  повышенной трудности-  с.78 вопрос 
3.творческое задание -  презентация о растениеводстве Белгородской области