Конспект урока по окружающему миру на тему: Растениеводство (4 класс)


Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство"
Цели урока: ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Отгадайте загадки.
С небаСолнце золотоеЗолотые льёт лучи.В поле дружною стеною –Золотые усачи. (Пшеница.)
Что за две недели зеленится,Две недели колосится,Две недели отцветает,Две недели наливается,Две недели подсыхает? (Рожь.)
– Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.)
– Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство.)
II. Актуализация знаний.
Введение в новую тему.
– Назовите тему урока. (слайд 1)
– Какие цели мы поставим для себя на урок? (слайд 2)
Узнать что такое растениеводство.
Научиться различать культурные растения.
– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Послушайте, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) Записать в словарик.
– Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд 3).
– К какой отрасли растениеводства можно отнести названные культуры? (Полеводство.) (слайд 4).
– Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.) (слайд 5)
Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая (слайд 6).
– Отгадайте загадку.
Белая белянаПо полю гуляла,Домой пришла,В сусек легла. (Мука.) (слайд 7).
– Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб? (Рожь.) (слайд 8,9).
– Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: “Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной” (слайд 10).
III. Физкультминутка.
Жил один садовод,Он развёл огород,Приготовил старательно грядки.Он принёс чемодан,Полный разных семянНо смешались они в беспорядке.Наступила весна,И взошли семенаСадовод любовался на всходы:Утром их поливал,На ночь их укрывалИ берёг от холодной погоды.Но когда садоводНас позвал в огород,Мы взглянули и все закричали:– Никогда и нигде:Ни в земле, ни в водеМы таких овощей не встречали!Показал садоводНам такой огород,Где на грядках, засеянных густо,Огурбузы росли,Помидыни росли,Редисвёкла, чеслук и репуста.
IV. Работа по теме урока.
– Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски (слайд 11).
– Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства – подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд 12)
– Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд 13).
– Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани (слайд 14).
– Следующая отрасль растениеводства – овощеводство 
– Чем занимается эта отрасль?
– Какие овощные культуры вам известны? (слайд 15).
– Где выращивают овощи?
– Что называют открытым и защищённым грунтом? (слайд 16). (слайд 17).
– У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?
– Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?
– Для чего строят теплицы?
– Ещё одна отрасль растениеводства – плодоводство (слайд 18) 
– Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение плодов.)
– Какие растения дают плоды?
– Для чего люди выращивают плодовые культуры?
– А для чего выращивают цветы?
– Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.) (слайд 19).
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по таблицам-карточкам. (слайд20)
Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными.
Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.
Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.
Прядильные: лён, хлопчатник.
2. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите о своей работе. (слайд 21)
План рассказа.
Что вы предложите для лучшего хранения и использования урожая?
Какое предприятие нужно построить в этом хозяйстве?
Что у вас за профессия?
VI. Игра «Узнай растение».
(Слайд 32)
– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь очень гладкая,На вкус, как сахар, сладкая.(Морковь, овощеводство)
На сучках висят шары,Посинели от жары.(Слива, плодоводство)
Удивительное солнце,В этом солнце сто оконцев.Из оконцев тех глядятСотня маленьких галчат.(Подсолнечник, полеводство)
Солнце жжёт мою макушку,Хочет сделать погремушку.(Мак, цветоводство)
В поле – метёлкой,В мешке – жемчугом.(Рожь, полеводство)
Расселась барыня на грядке,Одета в шумные шелка.Мы для неё готовим кадкиИ крупной соли полмешка.(Капуста, овощеводство)
Низок да колюч,Сладок да не пахуч.Ягоды сорвёшь –Всю руку обдерёшь.(Крыжовник, плодоводство)
VII. Итог урока.
– Что такое растениеводство?
– Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?
– Какие растения люди выращивают на корм домашним животным, а какие – для получения волокна?
VIII. Домашнее задание. (Слайд 22)
С. 75–78; задание 1 (с. 78) составить таблицу «Продукты питания на нашем столе»,
Подготовить сообщение об одной из плодовых культур.