Урок биологии для 8 класса Строение и значение кожи


Урок биологии в 8 классе.
Тема: Строение и значение кожи. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.
Цель: изучить строение кожи, её значение, функции; причины нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Тип урока: усвоение новых знаний.  Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи;
Продолжить развитие учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций;
Развивать умения использовать учащимися на уроке ЦОР;
Помочь учащимся осознать личную и практическую значимость учебного материала.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор.

Средства обучения:
рельефные таблицы: «Мочевыделительная система», «Кожа»;
видеофрагменты о строении и функциях почек, коже, физкультминутка;
презентация к уроку.
Формы работы: 1. беседа с использованием иллюстраций (презентации, таблиц); 2. самостоятельная работа с книгой, работа с видеофрагментами, рабочей тетрадью с печатной основой;  3. эксперимент.

Ход урока:

Организационный момент и проверка домашнего задания.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Фронтальный опрос и работа с таблицей.
1.Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
«Строение и функции почек. Предупреждение заболевания почек».
2.Какие органы относятся к мочевыделительной системе? Покажите их на таблице.
3.Каково значение мочевыделительной системы для организма человека?
4.Что является структурно-функциональной единицей почек?
Работа учащихся с презентацией и ЦОР.
Какую часть нефрона мы видим в фильме?
Какой процесс происходит в данной части нефрона?
Что образуется в результате?
Каковы причины заболевания почек?
Целеполагание
Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.
Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями.


Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2, 7 кг. (15 % веса вашего тела).
Общая площадь этого органа в расправленном виде достигает 2,5-3 мІ.
Его называют зеркалом здоровья и болезней.
Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.
Этот орган формирует особые образование – ногти и волосы.
Конечно же, вы правильно догадались, это наша кожа. А, почему, ребята кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)
Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи?
3. Формирование новых понятий
Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет.
Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 2 -3кв.м.
Работа с учебником.
Прочитайте первый абзац учебника на стр. 163 «Значение кожи».
Какие функции выполняет кожа? Учащиеся перечисляют.
Такая многофункциональность кожи связана с ее сложным строением.
Изучение строения кожи:
Работа с рельефной таблицей «Кожа» и рис.71 учебника.
Ребята, посмотрите на таблицу и рисунок, скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже?
Назовите их и запишите в тетради.
Выполнение работы №134 в тетради.
Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.
Просмотр видеофрагментов о строении кожи.
(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки)
Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами.
Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца. Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.
Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)
Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму).
Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы).
Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.
Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез? Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.
Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час.
Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? (для охлаждения)
Каким образом вода может попасть к потовым железам? (из крови), а как восполнить потери воды? (нужно соблюдать питьевой режим)
Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляционная)
Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? ( прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода)
У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
Давайте проверим работу ваших рецепторов.
Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)
Кто смелый, пойти на эксперимент?
Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.
При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.
Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.
Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)
А, сейчас поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме.
Изучение причин нарушения кожных покровов и повреждения кожи.
Выполнение работы №165 письменно в тетради.
4.Физкультминутка.
Работа в группах. Выполнение заданий: «Первая помощь при ожогах, обморожениях, заболевание кожи».
5. Первичное закрепление материала.
Решение познавательных задач:
2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?
5. Почему нельзя грызть ногти и заусенцы?

Выберите правильные утверждения:
1. Кожа – сложный многослойный орган.
2. Площадь поверхности кожи 2-3м2.
3. Эпидермис состоит только из живых клеток.
4. Цвет кожи зависит от содержания меланина.
5. Кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность.
6. волосы и ногти  роговые образования кожи.
7. Гиподерма предохраняет внутренние органы от ушибов и толчков.
8. При испарении пота тело охлаждается.
9. Через кожу удаляются вредные вещества.
10. Подушечки пальцев не обладают чувствительностью

6. Итог урока
Мы познакомились с особенностями строения кожи, ее функциями и значением в жизни человека.
Узнали каковы причины нарушения кожных покровов и заболеваний кожи. Кожа – покров нашего тела, орган, выполняющий жизненно важные функции.

7.Рефлексия.
Вспомните, как вы работали на уроке. Какие ощущения были у вас на уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке?
Я узнал(а)
Я понял(а)
Меня удивило
Мне понравилось
У меня получилось
Мне захотелось
Мне было интересно

8.Задание на дом
1.Изучить § 41,42, ответить на вопросы.
2.Выполните работы № 137-138 в рабочей тетради.
3.По желанию: приготовить презентации
«Уход за кожей, волосами и ногтями»,
«Гигиена одежды».

Используемая литература
1.Е.Н. Демьянков «Биология в вопросах и ответах». М,1996г
2.Е.Н. Демьянков «Биология. Мир человека». М,2004г
3.И.Д. Зверев «Человек. Организм и здоровье». М,2000г
4.М.Р.Сапин, В.И. Сивоглазов «Анатомия и физиология человека». М,2002г
№ђ Заголовок 315