Действие кишечного сока на пищу. Переваривание и всасывание пищи. Строение и функции ворсинки тонкой кишки. Роль толстого кишечника в пищеварении. Регуляция пищеварения. Питание и здоровье.


Класс _8ые__ Дата Урок №47
Тема занятия: Действие кишечного сока на пищу. Переваривание и всасывание пищи. Строение и функции ворсинки тонкой кишки. Роль толстого кишечника в пищеварении. Регуляция пищеварения. Питание и здоровье.
Цели: Образовательные: обеспечить усвоение учащимися новых понятий: кишечный сок, переваривание и всасывание, кишечные палочки. Раскрыть физиологические процессы пищеварения и всасывания пищи.
Развивающие: продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), предлагая задания по Таксономии Блума, формировать навыки самостоятельной работы, зоны ближайшего развития по Л.Выготскому посредством групповой работы, поисковой деятельности, предлагая использование интернет-ресурсов, развивать практические навыки ораторской способности, посредством организации защиты работ групп.
Воспитательные: формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья, раскрывая заболевания органов пищеварения человека, воспитывать культуру питания, чувство ответственности за собственное здоровье и природу, воспитывать культуру общения работы в группах.
Результаты обучения: Учащиеся будут знать: значение процессов переваривания и всасывания пищи для организма, роль кишечного сока, толстого кишечника в в пищеварении. Учащиеся будут уметь: распознавать органы пищеварения, обосновывать значение каждого органа пищеварительной системы в переваривания и всасывания пищи, определять значимость их для организма человека, соблюдать режим питания, вести здоровый образ жизни.
Ключевые идеи: кишечный сок, всасывание, кишечные палочки, эмульгирование, аппендицит, ботулизм.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, таблица «Органы пищеварения», модели внутренних органов человека, презентация к уроку, ватманы маркеры.
Ход занятия
Приветствие: 2 минуты Приветствие учащихся. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.
Деление на группы по словам пословицы «Правильное питание - крепкое здоровье». Класс делится на 4 группы, рассаживаются по группам.
Разминка: Найти то, что вас объединяет в группе (для сближения членов группы).
Проверка готовности принадлежностей учащихся к уроку.
Составление правила работы группы.
Не шуметь.
Слушать одноклассников.
Не стестняться высказывать свое мнение по уроку.
Соблюдать регламент.
Актуализация знаний учащихся: 3 минуты Задание группам на критическое мышление. Распределить на группы предложенный набор слов.
Группам расдается набор из 24 слов (ротовая полость, глотка желудок, пищевод, печень, поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, слюна, желудочный сок, поджелудочный сок, желчь, кишечный сок, слизь, белки, жиры, углеводы, глюкоза, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, слюнные железы) по теме пищеварительная система. Учащиеся должны распределить слова на группы по питательным веществам, по органам пищеварения, по пищеварительным железам, по пищеварительным сокам (секретам) или по схеме орган-железа-пищеварительный сок (секрет)- питательное вещество.
Рефлексия: 1 минута Как вам такая работа?
Какие затруднения испытывали при выполнении данного задания?
Как вы думаете на что нужно обращать внимание при подготовке к уроку?
Какой орган пищеварительной системы человека нами еще не изучен?
Новая тема: 2 минуты Из первого задания вытекает название новой темы.
«Действие кишечного сока на пищу. Переваривание и всасывание пищи. Роль толстого кишечника в пищеварении».
Постановка целей урока
Знакомство с критериями оценивания работ других групп.
Одна группа выходит к доске для защиты своей работы. Остальные группы оценивают работу группы по критериям:
Критерии оценивания концепт-карты:
1. Наличие всех понятий по теме.
2. Наличие связующих вопросов.
3. Обоснование каждого понятия.
4. Культура представления материала перед аудиторией.
Критерии оценивания фишбоуна:
1. Постановке проблемы.
2. Наличие понятий или причин для возникновения проблемы или постановки вопроса.
3. Наличие аргументов, фактов или определений понятий в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. 
4. Культура представления материала перед аудиторией.
Критерии оценивания алгоритма:
Раскрытие заболевания (описание, симптомы)
Полезность рекомендаций по профилактике данных заболеваний
Культура представления материала.
Каждая группа оценивает работу группы по форме «Две звезды и одно пожелание», где отмечают два положительных момента, где тема была хорошо раскрыта или оригинальный момент, и одно пожелание (рекомендации) на что нужно было обратить внимание согласно выше представленным критериям.
Закреплением новой темы будет решение проверочной работы, которая будет оценена по следующим критериям:
с 1 по 3 вопросы – «3»,
с 1 по 4 вопросы – «4»,
с 1-по 5,6 вопросы - «5».
Задание 1: 12 минут Работа в группах. Каждая группа получает задание. Можно пользоваться интернет-ресурсами.
Составление фишбоуна по теме «Переваривание» – 1 группа
Проблемный вопрос: Переваривание.
Вывод: Распад сложных органических веществ на простые вещества.
Составление рассказа из предложенных слов по теме «Всасывание»– 2 группа
Жевание
Пища
Ферменты
Тонкая кишка
Кровь.
Составление концепт-карты по теме «Роль бактерий толстого кишечника» - 3 группа.
Составление алгоритма профилактики кишечных заболеваний - 4 группа.
Аппендицит
Ботулизм – пищевое отравление.
Выступление групп: 6 минут Каждая группа по 2- 3 минуты представляет свою работу. Остальные группы внимательно слушают. Оценивание 1 минута. От группы проговорить, за что хотите дать две звезды, то есть отметить два положительных момента и дать одну рекомендацию, на что нужно обратить внимание.

Рефлексия: 2 минуты Что было для вас новым?
Какие трудности испытывали при выполнении работы?
Что бы вы поменяли если составляли бы концепт-карту, рассказ или фишбоун заново?
Чему вы научились выполняя данную работу?
На что нужно обращать внимание?
Что вам дает такая работа на уроках биологии?
Разминка: 2 минуты Решение задач. Задача 1. «Затяжной обед».
1.      Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки — в 4,5 раза, овцы — в 24 раза. Объясните эти факты.
Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все «меню» состоит из грубой растительной пищи — т. е. клетчатки. Для ее переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.
2. Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.
Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеетсложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается.
Задача 2. «Что, где и как».
Известно, что в южных странах — в тропиках и субтропиках — национальные блюда чрезвычайно сильно сдобрены острыми специями, продукты обычно жарят в масле. В умеренных широтах, напротив, потребляют более «спокойные», по сравнению с южными, блюда. Для людей умеренного пояса южные кушанья слишком остры и жирны. Но на юге никогда не думали перейти на «спокойную» пищу. Предложите несколько объяснений этого.
Возможный ответ. На юге больше кишечных паразитов и инфекций, их активность и жизнестойкость выше, чем у «родственников» в умеренных широтах, условия для распространения инфекций, в том числе кишечных и передающихся с пищей, лучше по сравнению с умеренными и северными широтами. Чтобы случайно не заразиться, людям приходится обрабатывать пищу соответствующим образом: температура кипения масла более 250 градусов, а воды — всего 100.
Острота «южной» пищи может иметь несколько объяснений. С одной стороны, отмечается торможение желудочной секреции в жару. Чтобы ее повысить, в пищу добавляют острые приправы — это стимулирует выделение желудочного сока.
С другой стороны, чем обильнее выделяется желудочный сок, тем выше его кислотность — повышается содержание соляной кислоты. А соляная кислота в свою очередь оказывает  антибактериальное воздействие.
Задача 3. «Здоровы зубы, желудок...»
Почему применение антибиотиков может вызвать нарушения пищеварения?
Ответ. В кишечнике находятся симбиотические бактерии,«помогающие» пищеварению. Они переваривают то, что не может переварить желудочный и кишечный сок человека, — клетчатку. Кроме того, бактерии вырабатывают некоторые витамины. Антибиотики убивают бактерии толстого кишечника человека, и чтобы деятельность кишечной микрофлоры пришла в норму, должно пройти некоторое время после применения антибиотиков.
Закрепление: 6 минут  Проверочная работа по теме «Пищеварение и всасывание пищи» По таксономии Блума

Проверочная работа по теме
«Пищеварение и всасывание пищи».
1 вариант
Что такое ферменты?
Какова роль ворсинок тонкого кишечника?
К чему приведет уменьшение количества бактерий в толстом кишечнике?
А) к нарушению всасывания химических соединений
Б) к нарушению расщепления белков, жиров, углеводов
В) к частичному обезвоживанию организма
Г) к ухудшению переваривания клетчатки.
Что необходимо сделать при первых признаках пищевого
отравления?
А) вызвать врача и ждать его приезда
Б) дать больному 1-2 л. Теплой воды и вызвать рвоту (при этом
ждать врача)
В) положить грелку на живот, вызвать врача и поить больного
горячим чаем
Г) положить лед на живот и вызвать врача.
5. Какие есть преимущества для здоровья при употреблении белковой пищи в вашем возрасте?
6. Как можете оценить полсовицу «Умеренный в еде всегда здоров»?

Проверочная работа по теме
«Переваривание и всасывание пищи».
2 вариант
Что такое всасывание?
Функции тонкого кишечника:
А) только пищеварение
Б) только всасывание
В) пищеварение и всасывание
Г) выделение продуктов распада
Что необходимо сделать при первых признаках пищевого отравления?
А) вызвать врача и ждать его приезда
Б) дать больному 1-2 л. Теплой воды и вызвать рвоту (при этом ждать врача)
В) положить грелку на живот, вызвать врача и поить больного горячим чаем
Г) положить лед на живот и вызвать врача.
Какова роль бактерий толстого кишечника?
Опишите способы профилактики кишечных заболеваний.
Как можете оценить пословицу ? «Живешь каково – здоровье таково».
Домашнее задание: 1 минута «Жизненно необходимо» прочитать параграф 43, выполнить задания в конце параграфа. Подготовить сообщение по теме «Инфекционные заболевания органов пищеварения» (холера, дизентерия, глистные заболевания и др.)
Рефлексия: 2 минуты Упражнение «Свободный микрофон». Учащиеся по желанию выходят к доске и высказывают свои мнения по уроку. Можно предложить памятку. Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Считаете ли вы, что Здоровье человека в его руках? Почему –да или почему – нет?
Что нужно изменить, чтобы остаться здоровым?
Где мы можем применить знания полученные на уроке?
На стикерах напишите свои пожелания, отзывы, предложения ко мне по сегодняшнему уроку.
Пищеварение в кишечникеПищеварение в толстом кишечнике
Непереваренная невсосавшаяся часть пищи из тонкого кишечника переходит в толстый. В нем частично продолжается процесс переваривания за счет действия ферментов пищеварительных соков, которыми пропиталось кишечное содержимое в тонком кишечнике. Секрет слизистой оболочки толстого кишечника имеет резкощелочную реакцию (рН 8,5-9,0) и содержит 98,5% воды, 0,63% органических и 0,68% неорганических веществ. В нем присутствуют отторгнутые клетки эпителия, лимфоциты, слизь, а также небольшое количество ферментов (пептидаза, липаза, амилаза, щелочная фосфатаза).
Толстый кишечник обильно населен микрофлорой, выполняющей полезные функции:
она защищает организм от болезнетворных микроорганизмов, препятствуя их жизнедеятельности и размножению, в силу явления антагонизма;
стимулирует деятельность защитных механизмов, формирующих иммунные барьеры против чужеродных веществ;
синтезирует некоторые витамины, частично используемые организмом: пантотеновую кислоту, фолацин, ниацин, инозит, блотин, витамины В6 и К;
участвует в кругообороте стероидных гормонов, освобождая их из эфиров, после чего они частично возвращаются в кровяное русло.
В толстом кишечнике идет формирование каловых масс и обратное всасывание воды через стенку кишки в кровь. Формированию кала способствуют комочки слизи кишечного сока, которые склеивают непереваренные частицы пищи. В состав кала входят отмершие клетки кишечника, желчные пигменты и в большом количестве (30-55%) бактерии. У взрослого человека с каловыми массами за сутки выделяется около 480 млрд бактерий. Каловые массы накапливаются в сигмовидной кишке. При акте дефекации они выделяются из организма человека через прямую кишку.
Пищеварение в тонком кишечнике
Кишечник - это отдел пищеварительного тракта, который начинается от желудка и кончается заднепроходным отверстием.
Длина кишечника у человека достигает 7 м. Протяженность тонкой кишки примерно 5 м. Она состоит из 2 частей:короткой - двенадцатиперстной и длинной - брыжеечной. Двенадцатиперстная кишка названа так потому, что длина ее равна сумме поперечников 12 пальцев, т.е. приблизительно 25-30 см. Тонкая кишка многократно изгибается, ее петли плотно размещаются в полости живота и отчасти таза. Спереди они прикрыты большим сальником. Благодаря сокращениям мышечной оболочки тонкой кишки пищевая масса перемешивается и транспортируется в сторону толстой кишки и из нее извлекаются нужные для организма вещества. В тонком кишечнике происходит расщепление пищевых веществ до конечных продуктов их переваривания и их всасывание.
После переваривания в желудке пищевая кашица небольшими порциями поступает в начальный отдел тонких кишок - двенадцатиперстную кишку, где пищевая масса подвергается активному воздействию пищеварительных соков поджелудочной железы, печени и слизистой оболочки самой кишки.
Кишечный сок представляет собой бесцветную мутноватую жидкость слабощелочной реакции (рН 7,2-7,5). Имеющиеся в составе кишечного сока различные полипептидазы расщепляют продукты переваривания белков (полипептидов) до аминокислот, а ферменты амилаза, мальтаза, лактаза - все продукты переваривания углеводов до глюкозы. Липаза завершает расщепление жиров на глицерин и жирные кислоты.
В тонком кишечнике завершается этап механической и химической обработки пищи.
Слизистая оболочка тонких кишок имеет множество складок, выпячиваний, образующих ворсинки, микроворсинки, обращенные в полость кишечника, они резко увеличивают поверхность стенок до 5 м2. Благодаря этому обеспечиваются интенсивные процессы переваривания и всасывания продуктов гидролиза в кровеносные и лимфатические капилляры, которыми обильно снабжена стенка тонкого кишечника. В пространство, занятое микроворсинками, не могут проникнуть микроорганизмы, находящиеся в полости кишечника; следовательно, эти структуры слизистой оболочки выполняют и барьерную функцию.
В кишечном соке содержится до 22 ферментов, довершающих гидролиз сложных пищевых веществ, в том числе связанных форм витаминов. Эти ферменты локализованы не только в полости кишки, но и на поверхности микроворсинок, где происходит пристеночное, или контактное, пищеварение. Пристеночное пищеварение эффективнее полостного, так как при этом не происходит потерь пищевых веществ в результате деятельности микроорганизмов, а также обеспечивается более быстрое всасывание (поскольку на микроворсинках гидролазы пространственно сближены со специфичными переносчиками, транспортирующими нутриенты в кровь и лимфу).
Универсальным физиологическим процессом, связанным с переходом разного рода веществ во внутреннюю среду, является всасывание, происходящее на всем протяжении пищеварительного канала. Хорошо всасываются в ротовой полости некоторые лекарственные вещества, в желудке - вода, минеральные соли, моносахара, алкоголь, лекарственные вещества, гормоны, альбумозы, пептоны, в двенадцатиперстной кишке - вода, минеральные вещества и гормоны, продукты расщепления белка, в толстом кишечнике - вода и минеральные вещества. Основной же процесс всасывания происходит в тонком кишечнике. Большую роль играют такие процессы, как диффузия, фильтрация, осмос и активная деятельность эпителиальных клеток слизистой оболочки кишечника. В переходе веществ в кровь и лимфу важную роль играют сокращения ворсинок, а также моторика стенок тонкой кишки.
При бурной моторике значительная часть конечных продуктов переходит в толстый кишечник, не будучи усвоенной. Под термином усвояемость пищи понимают степень использования ее организмом, т.е. способность пищевых веществ всасываться, выражают ее в процентах к общему содержанию данного вещества в пище.
Основными продуктами гидролиза белков, всасывающимися в кровь, являются аминокислоты. Углеводы транспортируются в кровь главным образом в виде глюкозы (в слабощелочной среде кишечного сока фруктоза частично превращается в глюкозу). Продуктами переваривания липидов являются легко всасывающийся глицерин, фосфорная кислота, холин и другие растворимые компоненты, а также нерастворимые - жирные кислоты, холестерин, жирорастворимые витамины. Затем в клетках тонкого кишечника эти комплексы расщепляются. Большинство освободившихся липидов вновь синтезируются в эфиры, специфичные для организма человека. Они образуют жировые капельки - хиламикроны, которые всасываются в основном в лимфу, откуда затем попадают в кровь.
Водорастворимые витамины всасываются из тонкого кишечника в кровь, где образуют комплексы с соответствующими белками и в таком виде транспортируются к различным тканям. Усвоению рибофлавина способствует желчь. Во всасывании воды и минеральных веществ значительную роль играет их активный транспорт через мембраны кишечной стенки. Здесь за день в среднем проходит 8-9 л воды. Основным источником ее являются пищеварительные соки вышерасположенных отделов пищеварительной системы, лишь 1,5 л воды поступает извне. Это важный путь сохранения водного баланса в организме. Для всасывания кальция и магния необходимы желчные кислоты. Железо усваивается в виде двухвалентного иона.
Всасывание – это совокупность процессов, которые обеспечивают перенос веществ из органов пищеварительной системы во внутреннюю среду организма (кровь и лимфу). Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта, но интенсивность этого процесса в различных отделах неодинакова. В ротовой полости всасывание незначительно из-за того, что пища здесь находится недолго. В желудке всасывается глюкоза, частично вода, минеральные соли и некоторые лекарственные препараты.
Всасывание продуктов расщепления происходит в основном в тонком кишечнике. Он хорошо приспособлен для выполнения этой функции. Всасыванию способствует большая площадь поверхности кишечника, наличие складок и ворсинок.
Продукты расщепления углеводов (глюкоза) и белков (аминокислоты) поступают через эпителий ворсинок в кровеносные капилляры.
Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) поглощаются эпителием и превращаются в жир, который характерен для человеческого организма. Только после превращения жир поступает в лимфатические капилляры.
Дальнейшая судьба всосавшихся веществ различна. Глюкоза и аминокислоты вместе с кровью, оттекающей от кишечника, по воротной вене направляются к печени. Печень – это своеобразная химическая лаборатория человеческого организма. В её клетках вредные для здоровья вещества разрушаются. Из поступивших аминокислот образуются другие — нужные организму. В печени могут образовываться не все аминокислоты. Аминокислоты, которые не могут синтезироваться в нашем организме, называются незаменимыми, они поступают вместе с пищей. Часть аминокислот превращается в углеводы и жиры.
Если в печень поступило слишком много глюкозы, часть её превращается в гликоген (животный крахмал) и хранится до тех пор, пока уровень глюкозы в крови не понизится. Если это происходит, гликоген снова превращается в глюкозу и поступает в кровь для доставки ко всем тканям, а главное – к мозгу.
Жиры по лимфатическим капиллярам поступают в жировые хранилища организма, например в подкожную клетчатку. Там они перерабатываются и лишь после этого с током крови попадают в печень.
Процесс пищеварения длится у человека от 1 до 3 суток, из которых большее время приходится на передвижение пищи по толстому кишечнику.
Какие бактерии обитают в толстом кишечнике?
Желудочно-кишечный тракт человека и животных в изобилии населен разнообразной микрофлорой толстого кишечника (бактериями). Всего в пищеварительных путях человека насчитывается более 300 разнообразных видов кишечных бактерий, а общая масса бактерий населяющих организм человека равняется 3-4 кг. Практически все микробы, населяющие кишечник, относятся к сапрофитам (то есть эти бактерии питаются за счет непереваренных остатков пищи). 
Роль бактерий в кишечнике
Бифидобактерии одними из первых появляются в кишечнике новорожденного ребенка. Составляют 90-99% всей флоры, в зависимости от возраста. Но большая часть их располагается в толстом кишечнике.
БифидобактерииЗащитная — одна из основных функций. Из-за прочной связи со слизистой оболочкой кишечника, они создают защитный барьер на слизистой оболочке кишечника, который предотвращает агрессию патогенных (болезнетворных) бактерий.
Синтезирующая — синтез большого количества важных для нашего организма веществ. Среди них аминокислоты, белки, витамины-К, В (В1, В2, В3, В6).
Иммунная — стимулируют  размножение и повышают активность иммунных клеток (В-лимфоцитов, макрофагов, моноцитов). Оказывают влияние на синтез интерферона (белка, который помогает бороться с вирусной инфекцией).
Противоаллергическая — бифидобактерии тормозят превращение пищевого гистидина в гистамин (вещество, вызывающее развитие аллергических реакций).
Детоксицирующая — участвуют в удалении кишечных ядов (индол, скатол). Связывают токсичные химические соединения, обладающие канцерогенным действием.
ЛактобактерииЭти кишечные бактерии также появляются в первые дни после рождения. Заселяют они различные отделы пищеварительного тракта, от полости рта до толстого кишечника. В процессе жизнедеятельности лактобактерии выполняют следующие функции:
Закисление среды — продуктами метаболизма этих бактерий является молочная кислота и  перекись водорода. Они закисляют среду кишечника, снижая рН. В таких условиях подавляется жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий (протей и возбудители острых кишечных бактерий).
Синтезирующая функция лактобактерий — лактобактерии синтезируют гуморальные (жидкостные) факторы защиты. Это лизоцим и вещества с антибиотической активностью (реутерин, лантарицин, лактоцидин, лактолин). Вследствие этого лактофлора является основной составляющей защитного барьера в желудке и тонкой кишке.
Иммуномодулирующая функция бактерий — находясь на слизистой оболочке кишечника,  лактобактерии влияют на определенные зоны лимфоидной ткани (пейеровы бляшки). Стимуляция этих зон приводит к усилению врожденных иммунных реакций, клеточного и гуморального иммунитета, как в кишечнике, так и во всем организме. 
Противоопухолевая функция — лактобактерии выделяют особые вещества, подавляющие развитие опухолевых клеток и направленно стимулируют иммунные клетки организма.
Перечисленные функции  во многом сходны. Однако это подтверждает их важность для организма человека. Благодаря нормальной микрофлоре кишечник является  мощным барьером  на пути чужеродных бактерий и субстанций. Синтез факторов защиты  и  стимуляция лимфоидной ткани превращают его  в иммунный орган.
Значение бактерий обитающих в толстом кишечнике человека. Дружественные бактерии в нашем организме выполняют следующие функции:
всасывание необходимых витаминов и аминокислот; 
производство молочной, уксусной, муравьиной и янтарной кислот, без которых невозможен качественный обмен веществ; 
производство витаминов В1, В2, К, тиамина, рибофлавина, никотиновой и фоливой кислот, витаминов В6 и В12; 
подавление активности гнилостных бактерий; 
фильтрация соединений тяжелых металлов и других токсичных веществ, попадающих в организм с пищей, водой и воздухом; 
предупреждение проникновения болезнетворных бактерий через слизистую оболочку;
стимуляция перестальки кишечника и удаление его содержимого;
нормализация состава крови (повышение уровня гемоглобина и снижение скорости оседания эритроцитов); 
улучшение обмена жиров, снижение уровня холестерина в сыворотке крови и нормализация уровня циркулирующих в крови липопротеинов и фосфолипидов.
Причины острого аппендицита
Острый аппендицит - самое распространенное хирургическое заболевание. И, как не парадоксально это звучит, но на сегодняшний день четкой и правдоподобной теории его возникновения не предложено. Существует около 17 основных гипотез, объясняющих развитие приступа острого аппендицита. Среди возможных причин развития заболевания следующие:
• Инфекция – бактерии могут проникнуть в стенку червеобразного отростка из его просвета или могут быть занесены током крови из другого очага (например, миндалин);
• Нарушение эвакуации каловых масс или закупорка устья червеобразного отростка каловым камнем, что может приводить к застою содержимого и воспалению;
• Нарушение диеты – люди, постоянно употребляющие в пищу большое количество мяса, по мнению ряда ученых, болеют аппендицитом гораздо чаще, и с другой стороны во время голода количество случаев заболевания аппендицитом резко уменьшается;
• Индивидуальные особенности анатомии аппендикса – наличие изгибов, значительная длина червеобразного отростка могут также вызывать застой его содержимого;
• Тромбоз артерии, питающей червеобразный отросток у людей, страдающих атеросклерозом и заболеваниями сердца с нарушением ритма сердечных сокращений;
• Наследственная предрасположенность доказана у лиц - носителей определенных антигенов;
• Немаловажным является общее снижение сопротивляемости организма человека в результате стресса, злоупотребления алкоголем, курения.
• У женщин воспаление может перейти с расположенных рядом с аппендиксом придатков матки, поэтому регулярные осмотры гинеколога, профилактика и лечение гинекологических заболеваний могут снизить риск заболеть аппендицитом.
Причины заражения ботулизмом
Источники заражения, продукты и ботулизм. Ботулизм в грибах, в огурцах, в мясных консервах, в рыбе, в мёде, в варенье…
Основная причина ботулизма – это попадание ботулинического токсина в организм с продуктами питания. Главные источники токсина это консервированные продукты не прошедшие надлежащей термической обработки: грибы, мясо, овощи, рыба и др. Всё это обусловлено особыми характеристиками возбудителя заболевания (Clostridium botulinum), для которого бескислородная среда лучшее условие для жизнедеятельности. Благоприятный температурный режим 28-35 градусов. Cl. Botulinum палочковидный микроорганизм, подвижный за счёт жгутиков.
При образовании спор напоминает теннисную ракетку. Клостридии размножаются и накапливаются в кишечнике теплокровных животных, водоплавающих птиц и рыб. После чего выделяются с испражнениями в окружающую среду. Попадая в почву бактерии, превращаются в споры и в таком виде хранятся длительное время. Из почвы споры попадают на продукты питания и только при возникновении бескислородных условий начинают прорастать и выделять токсин.
Банки и консервы с вздутой крышкой представляют главную опасность!!!
Наиболее часто регистрируемые отравления связаны с употреблением консервированных грибов, копченной и вяленой рыбы, мясных и колбасных изделии, бобовых консервов.
Отравления чаще возникают при употреблении консервированных продуктов приготовленных в домашних условиях.
Редко, но встречается ботулизм вызванный отравлением зараженным мёдом. Чаще это происходит у детей на искусственном вскармливании, которые употребляли питательные смеси, сделанные на основе мёда. Возможны ситуации, когда пчелы, вместе с нектаром могут занести в соты споры бактерий ботулизма. Попадая в кишечник ребенка, споры прорастают в активные формы, после чего начинают выделять губительные токсины.
Продукты, в которых присутствует ботулиническим токсин, не изменяют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, что делает ботулизм очень опасным и коварным заболеванием.
В редких случаях болезнь может развиться при попадании микробов через дыхательные пути или через обширные раны (раневой ботулизм).