Конспект открытого урока по биологии Кожа — наружный покровный орган

Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования

Конспект открытого урока педагога
Ф.И.О. учителя ________________Прокашева Роза Авхадиевна ____________________
Дата проведения « __09__» ___февраля__________ 2015 г.
Класс (год обучения), Ф.И.О. ученика __8 класс, _____________________
Предмет ________биология_____________________________________________________
Тема урока ______________Кожа – наружный покровный орган______________________
Тип урока _____________урок изучения нового материала__________________________
Цели урока:
Образовательные:____сформировать понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, ознакомиться с производными кожи и их функциями.____________________________________

Развивающие:___развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; развивать умение устанавливать связи между строением и функциями, анализировать и делать выводы.__________________________________________

Воспитательные:____ воспитывать бережное отношение учащихся к собственному телу, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации._______________________

Учебно-методический комплекс:
Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, М., 2012.
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов).
Пепелева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человеку) 8 (9) класс. - М.: ВАКО, 2007.
Ресурсы Moodle.


Ход урока:
Этапы урока:
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
ЭОР:

Организационный
Приветствие, эмоциональный настрой
готовятся к уроку


Актуализация знаний
мотивация учащихся
Сегодня мы начинаем изучение новой главы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».На протяжении нескольких уроков мы узнаем, как кожные покровы защищают организм, как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови. Мы научимся правильно ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью, оказывать помощь при ожогах и обморожениях, закаливать организм, предупреждать заболевания почек.



Изучение нового материала: постановка учебной темы.

Посмотри на эти высказывания. Как ты думаешь, о каком органе человеческого тела идет речь?
Итак, тема сегодняшнего урока «Кожа – наружный покровный орган». Мы узнаем: из чего состоит кожа, познакомимся с некоторыми функциями кожи и, конечно же, пополним свои знания некоторыми интересными сведениями.

отвечают на вопросы (запись в тетради)
Речь идет о коже человека.





Постановка учебной проблемы
В Италии в 1646 году в роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел несколько часов на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Что же случилось с мальчиком?
знакомятся с текстом и иллюстрациями,
слушают учителя, заполняют таблицу


Предположения учащихся
Слайд 6 fcior.edu.ru,
files.school-collection.edu.ru


Постановка учебной задачи
Из чего же состоит кожа – «одежда нашего тела»? Поговорим о строении кожи и роли, которую играет кожа в жизни человека. Для работы в тетради подготовим таблицу, которая называется «Взаимосвязь строения и функций кожи»

работают в тетради
(слайд 4)


Изучение нового материала




























































































Самонаблюдение
В коже человека выделяют три слоя (учебник, стр.201): наружный – эпидермис, средний – дерму (собственно кожу), внутренний – гиподерму (подкожную жировую клетчатку).
Эпидермис – наружный слой кожи
Эпидермис образован многослойным эпителием. Толщина эпидермиса может быть разной в зависимости от части тела (от 0,07 до 2,5 мм). Микроскопические клетки внутреннего слоя эпидермиса постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверх. Процесс рождения и деятельности клетки продолжается примерно четыре недели. Затем клетки погибают. Погибшие клетки богаты белком кератином, который придает им прочность. Оказавшись на поверхности, мертвые клетки постепенно изнашиваются, играя роль плотной защитной пленки.
Если рассмотреть его под микроскопом, то на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно слущиваются и замещаются новыми. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.
От чего зависит цвет кожи?
В клетках внутреннего слоя эпидермиса содержится пигмент – меланин, который определяет цвет кожи. Количество пигмента увеличивается под действием солнца, он задерживает ультрафиолетовые солнечные лучи, защищая от них организм, появляется загар. Здесь же образуется витамин Д. Вторым пигментом человеческой кожи является каротин. Это желтое вещество, которое помимо человеческой кожи присутствует в моркови, а также желтке яйца. Как и меланин, каротин есть в коже всех людей мира. Но наибольшее его количество в коже народов Восточной Азии. Это придает их лицам желтоватый оттенок.
Дерма
Под эпидермисом находится одна из самых деятельных частей организма – дерма. Как видите, этот слой несколько толще и не содержит уже таких плотных слоев клеток. Она состоит из рыхлой соединительной ткани, пронизанной коллагеновыми и эластиновыми волокнами, придающими ей прочность и упругость.
Распрями кисть руки и рассмотри состояние кожи на суставах. Что можно сказать? (имеются складки). А теперь сожмите кисть в кулак и вновь распрямите. Что произошло? Где еще на теле есть такие складочки (на локтевом сгибе)
Захватите участок кожи на тыльной стороне кисти и оттяните, а затем отпустите кожу. Что произошло?
В дерме много кровеносных сосудов, нервных волокон и их окончаний (рецепторов холода, тепла, боли, легких прикосновений и т. д.).
У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания. Также в ней содержатся железы: потовые и сальные, и волосяные сумки.
Давай проверим работу наших рецепторов:
1. Дохни себе на руки. Что ты чувствуешь? (Тепло.)
2. Теперь подуй себе на руки. Что ты чувствуешь? (Холод.)
3. Дотронься до волос ручкой. Что чувствуешь? (Прикосновение.)
4. Возьми ручку, дотронься острым концом до тыльной стороны кисти, что ощущаешь? (Боль.)
5. Рассмотри узоры на подушечках пальцев, объясни:
а) почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека, (узоры папиллярных линий индивидуальны и неповторимы у каждого человека, не изменяются в течение жизни и после травмы, например, ожога)
б) почему кончики пальцев обладают большей чувствительностью.
Ответ: (Подушечки пальцев обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатить между ладоней рук карандаш, то его грани ощущаются плохо. С помощью пальцев, их можно прощупать достаточно отчетливо.)
Работают с учебником, смотрят презентацию, заполняют в тетради таблицу

























































































Проводят самонаблюдение




























































































Физкультминутка
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед.
Повторить 2 раза. Темп медленный.
2. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - опустить левую руку на плечо, 8 - правую руку на плечо, 9 - левую руку на пояс, 10 - правую руку на пояс,
Повторить 2-3 раза.
Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний
Выполняют упражнения






Кожа образует и производные. Какие?
Сальные железы. Плотно прилегают к волосяной сумке, их секрет выделяется в волосяную сумку и выходит на поверхность в месте выхода волоса. Секрет этих желез – кожное сало – состоит в основном из жирных водоотталкивающих веществ, которые тонким слоем покрывают кожу и волосы и тем самым защищают ее от потери влаги и тепла. Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют. Сальные железы выделяют 300 граммов сала за неделю.
Делает предположения


Самонаблюдение:
Возьми салфетку и накрой ей лицо, слегка прижми. Что у тебя получилось?

Проводит самонаблюдение



Количество потовых желез очень велико, но больше всего их на лице и ладонях. Каждая железа состоит из тела и протока. Тело железы лежит в нижних слоях дермы; проток открывается наружу порой. Через нее выделяется секрет железы – пот. Капельки пота, наверное, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом.
Как ты думаешь, из чего он состоит? Потовые железы выделяют в день около 40 грамм соли. При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости, что облегчает работу других органов выделения почек, с которыми вы будете знакомиться позже. Значительную роль играют потовые железы в теплоотдаче. В среднем человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.
Как ты думаешь, пот имеет запах? Нет, сам по себе секрет потовых желез не пахнет. Запах появляется в результате деятельности бактерий, живущих на поверхности кожи.
А сейчас рассмотрим строение волоса. (учебник). То, что мы называем волосом, т.е. та часть, которая поднимается над поверхностью головы, называется стержнем волоса. Стержень волоса состоит из мертвых клеток. Растет волос своим корнем, который лежит в глубоких слоях дермы и находится в волосяной сумке (фолликуле). К корню волоса подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества и уносят продукты обмена.
Существует также волосяная мышца, которая приподнимает волос, если становится холодно. Тем самым увеличивается воздушный слой между кожей и окружающей средой. Сокращение мышц происходит рефлекторно, и на поверхности кожи появляются бугорки («гусиная кожа»). Аналогичное явление происходит при испуге: волосы «встают дыбом».
Последнее образование кожи, а точнее, эпидермиса, это ноготь. (учебник, стр.202, рис.84). Ногти выполняют защитную функцию, т.к. прикрывают очень чувствительные кончики пальцев. Ногтевая пластинка, состоящая из мертвых клеток, плотно соединенных между собой, постоянно растет и не чувствительна к температуре и механическим воздействиям. Под ней лежит ногтевое ложе, богатое нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Кровеносные сосуды придают ногтю розоватый цвет. Корень ногтя - это точка, откуда он растет и там ногтевая пластина более тонкая.
Как можно доказать, что в ногтевой пластинке нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
И, наконец, самый глубокий слой – подкожная жировая клетчатка. (учебник). Он состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большого количества жировых клеток. В нем находятся кровеносные сосуды и нервные волокна.
А какие функции выполняет этот слой? (Работа с учебником стр.202, 3 абзац). Основными функциями этого слоя являются теплоизоляция и защита от механических повреждений.
Возвратимся к вопросу, который был поставлен в начале урока.
Как же теперь можно объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу?
Разрешил вопрос эксперимент, проведённый в Германии в XIX веке. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти “Золотого мальчика” привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию.












Пот – это вода и растворенные в ней вещества: поваренная соль, мочевина и др.















































































Срезать ноготь ножницами.
Работа с таблицей

















Заполнение таблицы






Предположения и выводы на основе изученного
























































































































Закрепление знаний
Проверим, как ты усвоил тему. Что изображено на слайде? Какой это фрагмент кожи?






Информация о домашнем задании
Прочитать на оболочке moodle (биология, 8 класс) в теме «Покровы тела» материал по терморегуляции организма и найти ответ на вопрос: Какие части тела называются теплообменниками и как они работают?

Дома: повторяют
изученный материал, работают с оболочкой moodle

moodle


Приложения:
Компьютерная презентация «Кожа – наружный покровный орган».
Обучающая оболочка moodle.
ЭОР fcior.edu.ru, files.school-collection.edu.ru












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315