Конспект урока по биологии Кожа — наружный покровный орган (8 класс)


Разработка урока биологии в 8 классе
по курсу
«Человек и его здоровье»
Тема урока
«Кожа – наружный покровный орган»
Подготовила: учитель
Крыжинской основной
общеобразовательной
школы: Ходулапова З.Н.
Тема урока: Кожа – наружный покровный орган.
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся знаний о
строении и функциях кожи.
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся знаний о взаимосвязи строения и функций кожи.
Создать условия для развития у учащихся учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций
Помочь учащимся осознать личную практическую значимость изучаемого материала.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Оборудование:
Таблица «Кожа», диск «Уроки биологии» (Кирилл и Мефодий)
лупы, зубочистки,
предметы: муляжи овощей, ручка тетрадь,
ластик, стакан, тарелка, пробирка, цилиндр,
физическая карта полушарий, чистые листочки, влажные салфетки
Ход урока
Организационный момент.
- Проверить наличие у учащихся наличие дневников, учебников, тетрадей, линеек, ручек, карандашей, ластиков.
- Психологический настрой учащихся на урок.
- Учебники закрыты.
Изучение нового материала.
2.1.(Мотивация).
- Как называется курс биологии, изучаемый в 8 классе?
Ответ: Курс биологии, изучаемый в 8 классе, называется «Человек и его здоровье»
- Какие системы органов мы с вами изучили?
Ответ: Мы изучили о-д, кровеносную системы, систему органов дыхания, пищеварительную систему.
- Какой орган нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке?
На этот вопрос вы сможете ответить на основе следующих фактов.
Этот орган
- самый тяжёлый, весит 2кг700г;
- содержит 250 тыс. холодовых и 30 тыс. тепловых рецепторов, 250 тыс. волос;
- «зеркало здоровья и болезни»,
- верхний слой его постоянно отмирает и рождается вновь.
Ответ: на сегодняшнем уроке нам предстоит изучить кожу.
- Записывают тему урока в тетради «Кожа – наружный покровный орган».
-Нужно ли нам изучать этот орган?
- Какова цель нашего урока?
Ответ: цель нашего урока – изучить взаимосвязь строения и функций кожи.
План урока:
Слои кожи.
Строение и функции слоёв кожи
А. Эпидермис
Б. Дерма
В. Гиподерма
Потовые железы
Волосы
Сальные железы
Строение ногтей
Рецепторы кожи
А. Используя рис. 83. Стр.201, таблицу, текст на стр. 200-202
Составьте в тетради схему слайд№1
«Слои кожи»
________________________________
↓ ↓ ↓
Эпидермис Дерма Гиподерма
(наружный слой) (собственно (подкожная кожа) жировая клетчатка)(1 уч-ся у доски)
Б. Составьте таблицу «Строение кожи» Использование И.К.
Название слоя Ткани Особенности строения каждого слоя Функции каждого слоя
Эпидермис – наружный слой кожи Многослойный плоский эпителий А. Роговой слой: отмершие ороговевшие клетки,
Волосы и ногти – роговые кожные образования
Б. Ростковый слой – живые клетки, постоянно делятся, содержат пигмент меланин Защитная
(защита от повреждений, проникновенияВозбудителей болезней; дыхательная.
Защита от УФ солнечных лучей
Дерма – собственно кожа - рыхлая соединительная
- плотная соединительная ткань А. Сосочковый слой:
*дактилоскопический рисунок
*кровеносные и лимфатические сосуды;
*рецепторы.
Б. Сетчатый слой:
*основание ногтей;
*волосяные луковицы;
*сальные железы;
*потовые железы
Теплорегуляция,
выделительная,
участие в обмене веществ,
рецепторная
Гиподерма – подкожная жировая клетчатка - рыхлая соединительная и жировая ткани сохранение и использование запаса питательных веществ, защитнаяИзучение строения потовых желез по рис. 83
Изучение строения волос по рис. 83
Почему мы говорим: «Волосы встали дыбом»?
Почему у людей разный цвет волос?
Почему волосы седеют?
Изучение строения сальных желез по рис. 83
Изучите строение и расположение сальных желез.
Где их содержание больше?
Изучите тыльную сторону руки с помощью лупы
Изучение строения ногтей по рис. 84
Какое значение имеет наличие ногтей на конечной фаланге пальцев?
Изучение рецепторов по рис. 85
- прикосновение ручкой к волосам;
- определить предмет на ощупь- надавить на щёку;
- уколоть руку зубочисткой;
Функции кожи (работа с текстом на стр. 202 – 203Функции кожи Пояснение
Защитная - защита от повреждений,
- защита от избытка УФ лучей (меланин),
- получает сигналы из внешней среды (рецепторы),
- защита от проникновения возбудителей болезней.
Выделительная - выделение продуктов распада через потовые железы,
Дыхательная - газообмен незначителен, но полезен для самой кожи
Участие в обмене веществ - сохранение и использование запаса питательных веществ в гиподерме,
- синтез витамина ДРецепторная - восприятие раздражений из окружающей среды за счёт рецепторов
Участие в теплорегуляции -увеличение или уменьшение теплоотдачи благодаря потообразованию и изменению просвета кровеносных сосудов
Д/ЗПараграф 39
Сообщения «Веснушки»
«Родинки» «Папиломы»
Закрепление
3.1. Выполните тестовые задания
1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:
А. Рецепторы. Б. Пигмент меланин. В. Сальные железы. Г. Эпидермис.
2. Дерма состоит из клеток:
А. Ороговевших и постоянно слущивающихся,
Б. соединительной ткани
В. Содержащих много жира,
Г. Способных растягиваться и возвращаться в прежнее состояние.
3. Потоотделение происходит рефлекторно:
А. Только под влиянием тепла,
Б. Только под влияние физической нагрузки,
В. Только при эмоциональных состояниях,
Г. Только под влиянием нервных импульсов
4. При охлаждении:
А. Кровеносные сосуды рефлекторно суживаются,
Б. Кровеносные сосуды рефлекторно расширяются,
В. Просвет сосудов остаётся неизменным,
Г. Сосуды могут расшириться, а могут сузиться
5. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется:
А. Витамин Д
Б. Подкожная жировая клетчатка
В. Пигмент меланин
Г. Органические вещества для питания
6. Функции сальных желез:
А. Охлаждение поверхности тела
Б. Обеспечение смазки кожи
В. Уничтожение бактерий
Г. Частично выполняет функцию почек.
Выполните задания

И. К. Используя рис. 83. стр.201, текст на стр. 200-202
Составьте схему «Слои кожи»
Начертите в тетради таблицу «Строение и функции кожи»
Название слоя Ткани Особенности строения каждого слоя Функции каждого слоя
Наружный слой кожи - Роговой слой:
Ростковый слой: Собственно кожа -
Сосочковый слой:
Сетчатый слой Подкожная жировая клетчатка
Изучите строение и функции эпидермиса. Данные внесите в таблицу. Анализ.
Выполните задание: - рассмотрите кончики пальцев с помощью лупы;
- коснитесь кончиками пальцев графита, а затем к чистому листу бумаги;
- сравните отпечатки пальцев свои и соседа по парте;
- протрите пальцы чистой салфеткой.
5. Изучите строение дермы по рис. 83. стр.201, текст на стр. 200-202. Данные внесите в таблицу. Анализ.
6. Изучите строение гиподермы по рис. 83. стр.201, текст на стр. 200-202. Данные внесите в таблицу. Анализ.
7. Изучите строение потовых желез по рисунку. Выполните задание! №2 на стр. 204.
8. Изучите строение волос.
- Почему у разных людей разный цвет волос?
- Почему волосы с возрастом седеют?
9. Изучите строение сальных желез.
- Выполните задание! №1 на стр.204
10. Изучите строение ногтя по рис. 84. Почему кончики пальцев покрыты ногтями?
11. Изучите по рис. 85 рецепторы кожи.
- коснитесь ручкой волос;
- надавите на щёки;
- уколите себя зубочисткой;
- определите с закрытыми глазами предметы на ощупь
12. Выполните задания по закреплению.
13. Запишите Д/З в тетрадь П.39, сообщение
14. Рефлексия. Покажите мимикой Ваше отношение к сегодняшнему уроку.