Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (опыты с водой).


Конспект
                                     занятия по ознакомлению
                                с окружающим (опыты с водой).
                                                в подг.группе                                   воспитатель  Копосовой Е.В.
Цель: -учить детей проводить опыты с водой, делать выводы
Программные задачи:
-учить определять свойства и состояния воды, путем несложных опытов
-закреплять умение определять предметы изготовленные из стекла, дерева.
-продолжать учить оставлять описательный рассказ по предмету, а так же определять предмет по описанию
-продолжать учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание
-развивать внимание, логическое мышление, творческие познавательные способности
Словарная работа: -ученый-лаборант
                                    -лаборатория
                                    -дерево, стекло
                                    -опыт
                                    -св-ва предмета: цвет, запах, вкус, форма
                                    -состояния воды: жидкое, газообразное, твердое
Материал: -халаты
                     -погремушка
                     -мячик
                     -машинка
                     -елочка
                     -цифры
                     -кастрюля с кипятком, крышка
                     -лед(на каждого)
                     -на каждого:*салфетки с запахом
                                           *стакан с водой
                                           *чашка с соком
                                           *картинка
                                           *маленький стакан
                                           *тарелочка
Ход занятия:
 Сегодня мы с вами будем учеными-лаборантами.
- Скажите, кто такие ученые-лаборанты?
- Что такое лаборатория? (чтоб делать опыты, развивать науку и технику)
 
Для нашей лаборатории нужны сотрудники, надо выбрать работников.
- Каким должен быть работник лаборатории? (умным, сообразительным, внимательным, много знать)
Вот сейчас мы и проверим, все ли готовы работать в лаборатории.
(Дети делятся на 2 команды)
1. Каждая команда должна назвать предметы сделанные из дерева, стекла.
2. Сейчас выйдет один человек из каждой команды. Он должен описать предмет для другой команды «Волшебный мешочек».
3. Чтобы не совершить ошибку в расчетах, ученый должен уметь хорошо считать
- в первой банке было 3л воды, в другой было 2л воды. Сколько всего воды в двух банках? (3+2=5)
- в тарелке было 6 ложек соли. Из неё взяли 6 ложек соли для приготовления пищи. Сколько ложек осталось в тарелке? (6-6=0)
- Лаборанты должны много знать и уметь. Чья команда назовет больше описательных слов? (по игрушке)
Молодцы! Вы все готовы быть учеными-лаборантами. Сейчас мы с вами будем, как ученые, проводить опыты с водой.
1. запах
У вас на столе есть салфетки. Понюхайте их – пахнут ли они? Чем?
А теперь возьмите стаканчик с водой и понюхайте воду.
-пахнет ли вода?
Значит, что мы можем сказать о запахе? Имеет ли вода запах? (нет).
2. вкус
В чашке есть сок, попробуйте его
-какой вкус у сока?
А теперь попробуйте воду
-есть ли вкус у воды?
Значит что мы можем  сказать о вкусе воды? (не имеет вкуса).
3. цвет
Возьмите картинку и поставьте её за стакан с соком
-Видим мы картинку или нет? Почему? (сок темный, не прозрачный)
А теперь поставьте картинку за стакан с водой
-Видим теперь картинку?
Значит, как вы думаете, есть ли цвет у воды? (нет).
Правильно, вода не имеет цвета, она бесцветна и прозрачна.
4. форма
У нас с вами вода находиться в большом стакане. Давайте посмотрим, сможет ли вода перелиться в маленькую посуду. Посмотрите, здесь воды было мало, а теперь она стала переливаться через край. А теперь давайте перельем воду в форму. Вода принимает форму той посуды в которую её наливают.
-Как вы думаете имеет ли вода форму? (нет)
п/и «Море волнуется»
О.Б.Ж. скажите, как ведут себя возле воды?
О каких свойствах воды мы узнали?
Не имеет цвет, запах, вкус, форму.
А теперь мы узнаем в каком состоянии может быть вода.
1. жидкое
Мы уже установили, что вода может легко вмещаться в разную посуду.
-что мы делали? (переливали)
-значит какая вода, если она льется? (жидкая)
2. парообразное
Посмотрите, у меня в кастрюле кипяток. Сейчас я закрою его крышкой.
-посмотрите что появилось на крышке? (капли воды)
Значит вода испаряясь поднимается. Пар не может выйти и остается на крышке в виде капель воды.
Вода может быть в виде пара - имеет парообразное состояние.
3. лед
Посмотрите, что это? (лед)
- как образуется лед?
- что будет если лед растает?
Значит вода может быть твердой, в виде льда.
- где используется вода? (моем руки, овощи, пьем, варим пищу…)
- почему надо беречь воду? И как?
Молодцы! Вы сегодня были замечательными учеными – лаборантами. Много узнали. Узнали, что вода имеет свойства (какие, спросить у детей), узнали о состояниях воды (каких, спросить у детей). так же вы знаете, как надо беречь воду.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1375 Дошкольное отделение Структурное подразделение 5
Открытый показ занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Тема: «Опыты с водой».
Подготовила и провела:
воспитатель Зинина И.С.
Москва,2015 год.
Цель:
Развитие наблюдательности, мыслительной активности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1. Образовательные:
расширить систему знаний детей о неживой природе (воде);
учить использовать модели при обобщении результатов опытов;
обогащать словарь – лаборатория, парообразные вещества.
2.Воспитательная: воспитывать умение работать сообща.
Оборудование:
на каждого ребёнка по 3 стакана и по 3 чашечки;
вода, молоко, камушки, сахарный и речной песок;
таз, ложечки, лёд, термос, зеркало, салфетки;
листы бумаги, разноцветная гуашь, трубочки для коктейля;
магнитная доска, символические изображения каждого опыта.
Предварительная работа:
Просмотр презентации:”Эти разные дожди”
Ход занятия:
Вводная часть.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
Основная часть.
1 опыт. На определение прозрачности воды.
- Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)
- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?
Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).
2 опыт. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой.)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)
Вывод. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
- Отметим это свойство воды вот таким символом (педагог прикрепляет второй символ рядом с первым).
3 опыт. Растворимость некоторых веществ.
- Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)
- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде?(Сахар в воде растворился.)
- Осталось ли что–нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)
Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.
- Отметим новое свойство воды специальным символом (воспитатель крепит к доске третий символ).
Физкультурная минутка.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
4 опыт. Различные состояния воды.
- Ребята, сейчас я вам что-то раздам (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)
- Скажите, что это? (Лёд.)
- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)
- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)
- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)
- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)
- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)
- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)
- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)
- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)
Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
- Обозначим всё это символом (воспитатель добавляет на доску четвёртый символ).
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на неё, можете дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось.
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.