Технологическая карта урока Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Организационно-методическая информация урока
Тема, класс, предмет: Биология 8 класс. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Цель урока: Познакомить учащихся с гигиеной органов пищеварения и правилами предупреждения желудочно-кишечных инфекций.
Задачи урока:
-обучающие: познакомить учащихся с правилами соблюдения режима питания; проконтролировать степень усвоения основных знаний, полученных на предыдущих уроках;
- развивающие: развитие у учащихся познавательного интереса;
- воспитательные: привитие соблюдений санитарно-гигиенических норм к органам пищеварения; санитарно-гигиеническое воспитание.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Организационная форма урока: Урок работы в малых группах.
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (в соответствии с требованиями ГОСТ).
Базовый учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» - М.: Дрофа, 2009
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Планируемые результаты урока
Личностные: сформировать понятие об использовании знаний о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизм, сальмонеллёз, холера, дизентерия. Формировать умение выслушивать друг друга (навыки общения), развивать познавательную активность и самостоятельность, формировать умение оценивать свои знания, установить характер взаимоотношений между детьми.
Метапредметные: : сформировать основные гигиенические правила и их физиологическое обоснование; продолжить работу над формированием навыков поисковой деятельности.
Предметные: добиться усвоения школьниками знаний о значении кулинарной обработки пищи, режиме питания, мерах предупреждения желудочно – кишечных заболеваний, первой помощи при их возникновенииОбучающийся научится понятиям о: механической,химической и термической обработке пищи; режиме питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях. Санитарно – гигиеническим навыкам, воспитанию привычек здорового образа жизни. (на базовом уровне).
Обучающийся получит возможность научиться: Умению физиологически обосновывать правила гигиены питания; развить знания в области питания. Умению применять полученные знания в собственной жизни. Умению вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга (на повышенном уровне)
Информационные источники (в соответствии с требованиями ГОСТ)
1) Колесов, Д.В. «Биология. Человек»/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2009.-332с.
2) Чередникова, Г. В. Биология. Человек 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева/ Г.В. Чередникова.- Волгоград: Учитель, 2007.-157с.
Интернет источники.
http://biobib.ru/index.php/anatomiya-cheloveka/pishevaritelnaya-sistema.-polost-rta-glotka-pishevod.html
Таблица 1.
Структура урока
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный момент (самоопределение к деятельности) Комментирует ответы учащихся, корректируя их, уточняя цели и задачи урока
Таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал»
Цель приёма: графическая организация и логико-смысловое структурирование материала.
Технология проведения:
1. До изучения материала обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют столбцы «Знаю», «Хочу узнать». Требование – записывать текст не цитируя учебник.
2. По ходу изучения материала или же в процессе обсуждения изученного, обучающиеся заполняют столбец «Узнали»
Определяют тему урока и записывают её в тетрадь.
Опираясь на кластер, заполнить последний столбик таблицы (самостоятельно).
Знать Узнал Хочу узнать 5
2 Введение нового материала. Правила приёма пищи. 1.Демонстрация ЭОР.
Когда однажды русского физиолога Ивана Петровича Павлова спросили, какая еда приносит больше пользы, он ответил:
- Та, которую человек ест с аппетитом, т.е. вкусную.
Пища по возможности д.б. свежеприготовленной. Недоброкачественная пища обычно приобретает неприятный вид и цвет, т.к. на ней уже поселились микробы, однако это происходит не всегда. Нередко, заражённая микробами пища, не утрачивает своих внешних качеств и поэтому представляет ещё большую опасность, вызывая различные заболевания.
Для предупреждения возникновения кишечных инфекций важно соблюдать правила личной гигиены: мыть руки перед едой, есть только мытые фрукты и овощи, держать пищу закрытой, чтобы на неё не садились мухи, не пить сырую воду.
2.Какие ещё правила питания вам известны?(диалог с учащимися)
Каковы же признаки недоброкачественной пищи?
- запах, цвет, истечение срока годности
1.Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают в тетрадь пять правил режима питания.
2. Диалог с учителем.
5
3 Введение нового материала. Физиология питания. Определяет ЭУМ.
Мудрецы прошлого учили:
Завтрак съешь сам,Обед раздели с другом, Ужин отдай врагу. Согласны ли вы с этим утверждением?
Знакомство с содержанием. Работа с текстом параграфа. Диалог с учителем. 5
4 Введение нового материала. Физиология питания 1.Определяет задания для каждого учащегося . 2.Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта, урока 1.Выполняют задания.
2.Первая помощь при отравлении недоброкачественной пищей
Участникам необходимо наклеить их на листе в логическом порядке
1. Выпить 2 - 3 литра теплой воды.
2. Вызвать рвоту нажатием на корень языка.
3. Принять активированный уголь.
4. При первых признаках пищевых токсико-инфекций срочно вызвать “Скорую помощь” 10
5 Введение нового материала. Профилактика заболеваний органов пищеварения. 1. Задаёт вопросы и корректирует ответы:
- Назовите заболевания органов пищеварения.
- Профилактика бактериальных инфекций.
2. Подробно информирует учащихся о заболеваниях, используя ЭОР (демонстрация)
3. Прием СИНКВЕЙН стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях
Цель приёма: синтез материала и развитие способности резюмировать информацию.
Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1 строка- 1 существительное, (заданная тема) 2 строка- 2 прилагательных 3 строка-3 глагола, характеризующее действие 4 строка - фраза из 4 слов 5 строка - Повторение сути, синоним одного из слов.
1. Отвечают на вопросы.
2. Воспринимают информацию, делают краткую запись в тетради (записывают названия заболеваний).
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Работа в группах по составлению кластера темы урока (ж.к. инфекции)
I группа – заболевания, II группа – источники, III группа – бактерии.
Оформление, представителем из каждой группы, кластера на доске
3.Для предупреждения возникновения кишечных инфекций важно соблюдать правила личной гигиены: мыть руки перед едой, есть только мытые фрукты и овощи, держать пищу закрытой, чтобы на неё не садились мухи, не пить сырую воду.
Но если всё же инфекция попала в организм и вызвала заболевания ж.к.т. Что мы знаем о этих заболеваниях и что ещё нам не известно? Составление учениками синквейна 1 на слово “заболевания”.
Например (ответ ученика):
1. Заболевания.
2. Опасные, вредные.
3. Удаляют, заражают, проникают.
4. Заболевания можно вылечить самим.
5. Заражения. 5
6 Ответы учащихся на вопросы учителя. Задаёт вопросы на закрепление. Экспресс – опрос (ответьте “да” или “нет”)
Для того, чтобы пищу лучше подготовить к обработке пищеварительными соками, её необходимо тщательно пережевать.
Сырые продукты гораздо полнее расщепляются пищевыми соками, чем вареные и тушеные.
В сырых овощах и фруктах содержится большее количество витаминов, чем в вареных.
Совсем не обязательно есть в одни и те же часы через равные промежутки времени.
Потеря аппетита - обычный признак многих заболеваний.
Наиболее благоприятный режим питания - три раза в сутки.
Признаки отравления недоброкачественной пищей - боль в животе, рвота, понос, головная боль, даже обморочное состояние.
К числу часто встречающихся опасных ЖКЗ относятся - дизентерия, брюшной тиф, холера.
Источником глистных заболеваний могут стать непроваренное мясо, рыба, грязные овощи и фрукты.
Отвечают на вопросы.
Закрепление: составление синквейна 2:
Первый вариант на слово – ПИЩЕВАРЕНИЕ;
Второй – Ж.К. заболевания.
Например:
1. Заболевания;
2. Опасные, отравляющие;
3. Поражают, проявляются, отравляют;
4. Нарушают работу организма;
5. Недомогание.
Сравнить с синквейном 1 7
7 Формулирование выводов урока. Фиксирует выводы. Формулируют выводы.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
1.- Что самым важным было для вас на уроке?2.-Что понравилось больше всего? 5
8 Домашнее задание Формулирует задание, комментируя его по необходимости Воспринимают информацию, фиксируют задания в дневник. 3
Приложение к технологической карте урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ЭОР № 1 «Значение правил соблюдения режима питания». И-тип Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26554ad2-0d33-4e66-87ff-cf7599c7a809/%5BBIO8_06-37%5D_%5BPT_05%5D.html2 ЭОР № 2 «Принципы здорового питания»юИ-тип Иллюстрация http://fcior.edu.ru/card/26729/fiziologiya-pitaniya-belki-zhiry-uglevody.html3 ЭОР № 3 «Провилактика заболеваний органов пищеварения» И-тип Иллюстрация http://fcior.edu.ru/card/8703/gigiena-pitaniya-profilaktika-zabolevaniy-organov-pishevareniya.html