ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР для психологов школ на тему: «Методические приемы для повышения эффективности родительского собрания»
Теміртау Kаласы ‰кімдігініS «Теміртау KаласыныS № 28 жалпы білім беретін орта мектебі» коммуналдыK мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 28 города Темиртау» акимата города Темиртау
ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР
для психологов школ
на тему :
«Методические приемы
для повышения эффективности родительского собрания »
Подготовила и провела:
педагог-психолог
КГУ «ОСШ № 28»
Дашкевич Сания Галиевна
г. Темиртау 2016 год
Введение
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья.
Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.
И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания.
Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Необходимо использовать нетрадиционную методику проведения родительских собраний, которая повысит интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличит явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
Цель:
Расширить представления педагогов о применении на родительском собрании нетрадиционных методик
Мотивировать педагогов на восприятие родителей с позиции принимающего и поддерживающего педагога.
Способствовать актуализации знаний педагогов о применении на родительском собрании нетрадиционных методик.
Активизировать творческий ресурс педагогов.
Форма проведения: семинар.
Материалы:
Буклеты о проведении семинара.
Мультипликационный фильм- притча: «Не слушайте мнения окружающих».
Бланк «Формы работы с родителями». ( Приложение 1).
Бланки с предложениями- метафорами. (Приложение 2).
Список мультипликационных фильмов- притч. ( Приложение 3).
Мудрые изречения философов, цитаты писателей. ( Приложение 4).
Бланки с экспресс- анкетами. (Приложение 5)
Педагогические ситуации для обсуждения на родительском собрании (Приложение 6).
Материал к упражнению «Вредные советы». ( Приложение 7).
Бланк «Портфельчик». (Приложение 8)
Презентация PowerPoint «Методические приемы для повышения эффективности родительского собрания»
Техническое обеспечение: интерактивная доска или проектор.
Организация пространства: парты и стулья расставлены на 3 группы.
Ход семинара
1. Приветствие участников семинара. Директор КГУ «ОСШ №28» Аксенов Н.А
Актуализация темы семинара. Показ мультипликационного фильма притчи: « Не слушайте мнения окружающих»
Вопросы:
С какими жизненными ситуациями ассоциируются герои притчи ( Н-р, воспитание ребенка: школа- родители- учителя. Воспитание в семье родителями)
Школа- родители- учитель. Согласно морали притчи, чтобы вы посоветовали родителям? ( Единство требований с учителями, тесный контакт, не сравнивать своего ребенка с другими и видеть только его способности, направлять все усилия на развитие индивидуальных положительных качеств своего ребенка)
Если увидели и сравнили с учителями, то разобрать вопрос, что мама говорит одно, а папа говорит другое, т.е. разрозненность требований. Единство требований, без участия ребенка договориться и приходить к единому требованию.
Слайд 1 Слова А.С. Макаренко
Слайд 2. Презентация темы семинара
Слайд 3
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Слайд 4. Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги)
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь школы в делах)
Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет)
Слайд 5. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Слайд 6. Работа группами. Предложить психологам написать какие они используют формы работы с родителями (Приложение 1)
Слайд 7
Формы работы с родителями
Традиционные
Нетрадиционные
· Родительские собрания
· Общеклассные и общешкольные конференции
· Индивидуальные консультации педагога
· Посещения на дому
· Родительские тренинги
· Дискуссии
· Психологические разминки
· Круглые столы
· Устные журналы
· Практикумы
· Родительские вечера
· Родительские чтения
· Родительские ринги
Слайд 8
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Перед организатором родительского собрания, будь то педагог или психолог, стоит непростая задача сделать собрание нескучным, полезным, установить «субъект – субъектное» взаимодействие между педагогом и родителями.
Слайд 9
Предлагаемый метод работы с родителями позволяет выполнить следующие функции:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
Все методические приемы сгруппированы для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном). В основе применяемых мною приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Слайд 10.
Мотивационный этап родительского собрания (Использование метафор)
В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору. Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок. В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор.
В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры
Слайд 11.
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок. В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):– Что изображено на картинке?– Губка (родители).– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?– Она хорошо впитывает жидкость (родители).– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?– Губка станет синего цвета (родители).– А если мы вольем в губку красную жидкость?– Губка станет красной (родители).– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?– Родители высказывают собственные предположения.– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?– Родители высказываются.– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 2):– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Слайд 12
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
Сопроводительный текст:
- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?
- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).
- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
Родители высказывают свои предположения.
- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.
Слайд 13. Другим вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи. Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 3).
Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 4).
Слайд 14. Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).
Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации. В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др. (Приложение 5) Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости. Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.
Слайд 15. Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески. Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации. Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»). Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Упражнение для педагогов: «Подростковый возраст». На основе ключевого понятия составить кластер Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок).
Слайд 16. Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника». А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.
Слайд 17. Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии). На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).
Слайд 18- 19. Основной этап родительского собрания – отработка практических навыков.
Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике? Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.
Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы». Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком». Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с тревожным или агрессивным ребенком.
Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах. Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6).
Слайд 20. Рефлексивный этап родительского собрания.
В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание. Я же в свой практике часто использую упражнение «Портфельчик с полезностями». Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д. По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше. Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Заключительная часть семинара.
Рефлексия семинара
Что такое счастье? Об этом можно говорить не один день, что такое счастье? На самом деле счастье - это когда ты видишь, что счастливы те, кто тебе дорог. Истинное счастье - это когда ты можешь помогать другим. Для родителей счастье- это успешный и состоявшийся ребенок, успехи ребенка- это тоже счастье для родителей.
(Просмотр флеш ролика- Что такое счастье)
Ведущий благодарит всех за плодотворную работу и предлагает выразить мнение о семинаре. Насколько было интересно и полезно, есть ли необходимость продолжать работать по этой теме, а может быть разговор был не продуктивным и бесполезным.
Список использованной литературы:
Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.
Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа, 1996 г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995 г.
Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006,
Список интернет-ресурсов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]