Презентация по теме Активные методы и приемы при обучении русскому языку
Активные методы и приемы при обучении русскому языку(из опыта работы) Составитель: учитель русского языка и литературы Нечаева Е.Б.
Причины низкой активности школьников:- утомление в результате однотипной работы; - учебный материал слишком сложен и непонятен ученикам; - учитель предъявляет слишком жесткие требования, у детей возникает чувство страха; - нет занимательности в изучаемом материале; - нет проблемности в подаче учебного материала; - материал слишком легкий для учащихся; - неудачные речевые выражения учителя, которые способствуют снижению у школьников учебной мотивации.
УЧИМСЯ ,ИГРАЯ.В 5-6 классах очень важно не только дать детям твердые знания по русскому языку, но и не отпугнуть школьников ,увлечь предметом. Для этого на уроках могут использоваться занимательные приемы и методы, а также эффективные приемы запоминания, которые сохранят знания учащихся надолго.
Игра «Рыболов»(тема «Фонетика)При изучении согласных звуков отработка навыка определения характеристики звука (твердый, мягкий, глухой, звонкий).На доске(парте)карточки с названиями рыб(в форме рыбы): Лещ, щука, плотва, карась, сазан, налим .Задания:1.Найди и запиши названия рыб ,в которых все звуки твердые.(плотва,сазан)2. 1.Найди и запиши названия рыб ,в которых все звуки мягкие.(лещ)3. 1.Найди и запиши названия рыб ,в которых все звуки глухие.(щука)и т.д.
«Пазлы»(тема «Прямая речь»)Даются разрезанные схемы «Прямой речи».Необходимо составить правильную схему, подобрать к ней предложение.А: «П». «П»,- а. ,-а.А:«П».
«Найди пару»(тема «Морфология», «Морфемика»)На доске(карточке)даны названия частей речи и отдельные морфемы. Нужно найти соответствие морфемы части речи:Глагол -никИмя сущ. -ливИмя прилаг. -лНаречие -о -еньк
«Зоркий глаз»(ь после шипящих)В словах спрятаны слова с данной орфограммой, найди их,запиши группами : -игрушка, получка, мечта ,ночка, мышка, приключение, горячка, свечка.Какие группы у вас получились? Почему? Объясни правописание слов.Пример: 1.груш, свеч; 2. меч, луч; 3.мышь,ночь; 4. горяч;
Правило – считалкаЬ пишетсяВ глаголах- всегда,В прилагательных –никогда,В существительных - только в 3 склонении.
«Кто я?»(лингвистические загадки) Я- часть слова, выполняю словообразующую роль, могу изменить значение слова. Кто я?( Суффикс)Я- член предложения, связан с подлежащим, называю его признак. Кто я?(определение)Я- часть речи, играю не главную роль, но без меня не связать слова в предложении. Кто я?(предлог)
Активные приемы запоминания(мнемоника)Одной из задач, стоящей перед учителем, является поиск эффективного способа запоминания учебного материала учениками. Внимание и память у многих детей развиты недостаточно или носят кратковременный характер. На помощь может прийти мнемоника- система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.
Роль мнемонических приемовМнемоника дает возможность создания позитивного эмоционального фона, развития внимания и памяти, формирования ассоциативного мышления, умения обобщать и, наконец, формирует установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения уровня тревожности.
Ассоциации Ассоциации служат своеобразным маяком для памяти. Вспомните известный прием запоминания названия падежей и их вопросов(Иван родил девчонку, велел тащить пеленку) или старославянскую азбуку: а(аз) ,б(буки),в (веди) и т.д. Это и есть прием ассоциации.
ЦИОГВО(синтаксический разбор предложения)Для запоминания плана разбора предложения:Ц- по цели высказывания;И- по интонации;О- по наличию основ;Г- по наличию главных членов;В- по наличию второстепенных членов;О- чем осложнено предложение;
Е, ё, о после шипящих и цКак- то в Шипящей стране появились гласные о, ё, е. Думали ,с кем подружитьсяИ где им поселиться.О да Е вместе пошли И быстро по домику себе нашли.Бедный Ё ничего найти не мог, Он под чистым небом спать прилег. Ш,Щ,Ч,Ж,Ц ЁОЕ
Способы связи в словосочетании Для запоминания способов и их вопросов «варим СУП (согласование, управление, примыкание)» С У П какой? как? чей? с чем? из чего?
ЗапоминалкаСварен суп.Какой он вкусный!С чем?С морковью и капустой.Как его мы подадим, Тут же быстренько съедим.
Суффикс- Л- одиночкаДля запоминания того, что суффикс л всегда выделяется отдельно при разборе слов по составу: Суффикс л гордится очень И ни с кем дружить не хочет.Никого не уважает, В дом к себе не приглашает. И Л Е Л А Л
Правило ИРЫ(е-и в корнях с чередованием) В корнях с чередованием бер-бир, мер-мир, пер-пир и др.пишется –И, если в слове есть ИРА:Приберу- прибиратьЗамереть- замиратьОбдеру- обдирать
Правило ОЛИ(Слова С –пол)Слова с – пол пишутся через дефис :О- перед заглавной буквой(пол-Африки, пол-Азии)Л- перед –Л( пол-листа, пол-леса)Я- перед гласной ( пол-яблока, пол- апельсина)Так Оля помогает запомнить правило.
Мнемонические рифмовкиМнемонические рифмовки помогают запомнить правила, слова- исключения, правильное употребление слов в речи, орфоэпические нормы.Корень РОС влюбился в О,Ему очень повезло.Там, где есть СТ и ЩПишем только букву А.
Надеть или одеть Нельзя надеть Надежду, Нельзя одеть одежду. Надеть одежду можно, Одеть Надежду можно.
Спряжение глаголовДля запоминания глаголов-исключений II спряжения:Гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидетьИ зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть.Вы запомните ,друзья,Нас на Е спрягать нельзя!
Орфоэпические нормы У меня в ушах звенит, Телефон весь день звонит.Если есть все время торты, Не малы ли будут шорты?В детской сказке колобок по траве катиться мог Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
запоминание словарных слов Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказРостовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: « Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.
Рисунки-ассоциограммыДля запоминания правописания ь в числительных:5-20,30 Ь 5-Ь-80 500-Ь-900
Спряжение глаголовВ цифре «ОДИН» вырисовывается буква «Е», а в цифре «ДВА» – буква «И».Поэтому гласная Е пишется в окончаниях глаголов 1 спряжения, гласная и- в окончаниях глаголов 2 спряжения.
ВыводПриведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Применяемые методы и приемы обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.